Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды страховки






Техника страховки зависит от конкретной ситуации, в которой осуществляется страховка. Страховка может быть одновременной и попеременной.

Одновременная страховка. При одновременной страховке выбор точек страховки осуществляется первым в связке (рис. 6.2). Веревка закладывается за выступы или вщелкивается карабинами в точки страховки (закладки, крючья, ледобуры при движении по льду и прочее).

Рис. 6.2. Одновременная страховка

Второй напарник движется за ним, обеспечивая необходимую слабину веревки, не допуская, чтобы она цеплялась за выступы или задерживалась, мешая движению первого в связке. По ходу движения второй снимает точки страховки. В случае срыва первого второй в связке осуществляет удержание первого с помощью веревки за установленные точки страховки или выступы. При одновременной страховке нужно следить за оптимальностью длины связочной веревки, четкостью отдаваемых команд, второй должен внимательно следить за действиями первого и поведением веревки, вовремя предупреждать первого о возникающих осложнениях, при необходимости обеспечить эффективную страховку. В сложных или опасных для срыва местах между партнерами обязательно должны быть точки страховки или выступы, иначе в случае срыва одного из них организовать удержание партнера будет невозможно.

При одновременной страховке особо опасным является срыв нижнего в связке. При этом если он срывает первого, они падают вместе и веревка проходит одновременно с их падением через карабины. Когда, наконец, веревка начинает нагружаться, на нижнего рывок будет не очень сильным, на верхнего же рывок может быть весьма значительным (при этом фактор данного рывка может быть равным 2 и даже более). Это может привести к вырыву точки страховки, разрушению карабина разрыву страховочной системы или травмированию первого в связке из-за чрезмерно сильного рывка.

Попеременная страховка. При попеременной страховке страховка осуществляется пункта страховки – станции. Для чего выбирается удобное место страховки. Как правило, это место, которое организовал первый, чтобы принять к себе второго по связке. Основные критерии выбора страховочной станции – наличие хороших точек страховки, безопасность от камней и прочих объективных опасностей, удобство осуществления страховки на базе и хороший обзор последующего участка (рис.6.3).

Рис.6.3. Страховочная станция.

Желательно, также, чтобы база находилась чуть в стороне от предполагаемого направления движения первого в связке (основная причина падения камней или кусков льда на маршруте партнеры по восхождению, поэтому если первый по неосторожности или из-за неизбежной ситуации сбросит камень – он не причинит вреда, если станция будет находиться в стороне). Следует также обращать внимание на хорошую слышимость при обмене командами между партнерами (выбор места может существенно повлиять на это). Количество точек страховки на станции не менее 2. Обычно они блокируются между собой (рис.6.4).

Рис.6.4. Блокирование точек между собой

Если точка хорошая (например, большой, надежный выступ), можно делать станцию на одной точке. Если точки менее надежные – их делается достаточное количество, они блокируются стропой или основной веревкой таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась на точки. Одну из петель необходимо провернуть и после этого вщелкнуть в них карабин. При таком способе блокирования, если одна из точек вырвется, карабин останется на петле.

Одну из петель необходимо провернуть и после этого вщелкнуть в них карабин. При таком способе блокирования, если одна из точек вырвется, карабин останется на петле.

Каким должен быть угол между ветвями петли, идущими к точкам страховки? Чтобы разобраться в этом рассмотрим общий случай, когда веревка, закрепленная горизонтально в двух точках, находящихся на одной высоте, нагружается вниз посередине с силой F (рис.6.5).

На веревку действует сила F1, растягивающая ее. При этом силы F1 по разную сторону веревки равны по величине, но имеют разное направление. Векторно складываясь, она образует силу, которая равна силе F по величине и противоположна по направлению.

Рис. 6.5. Силы, действующие на станцию страховки

Нетрудно определить, что F1=F/(2·cosa/2), где α – угол между веревками в точке приложения силы F. При F1=F/2, при α =180° значение силы бесконечно велико.

Чем меньше провис, тем большая сила будет действовать на точки закрепления веревки. Это же надо иметь в виду при блокировании точек страховки – угол между ними нельзя делать, как мы увидим, больше 120°.

Приведем еще формулу для варианта блокирования точек треугольной схемой. При этом, как видно из таблицы 6.1 ниже, угол а не должен быть больше 60°. F1=F/(2·sin(π /-a/4)).

Из таблицы видно, что при угле 120° для V-образного блокирования нагрузка на каждую точку страховки составляет 100% от приложенной силы и фактически эффект блокирования теряется (то есть две точки работают с той же надежностью, что и одна).

Для треугольной схемы величина угла, при котором уже не имеет смысла блокировать точки, составляет 60°.

Т а б л и ц а 6.1.

Величина нагрузки на точки страховки в зависимости от угла блокирования точек страховки

Тип блокирования формула расчета нагрузки Угол α °
                         
V-образная схема блокир. F1=F/(2·cosa/2)                          
Треугольная схема блокир. F1=F/(2·sin(π /4-a/4))                          

После того, как станция готова, первый может начать движение.

Действия лидера в связке. Первый в связке начинает двигаться вверх. При этом он делает точки страховки. Их частота зависит от рельефа, типа используемой веревки, способа прохождения участка. Точки надо делать чаще вначале и допускается делать реже в конце. Например, чтобы фактор рывка был бы не более f =0.5 точки надо располагать на следующих расстояниях от базы: 3, 6, 8, 11, 15, 20, 26, 34, 45 метров.

После установки точки первый в связке продолжает движение вверх. В случае его срыва он повиснет на последней установленной им точке. При этом рывок на карабин и на точку будет в 1.66 раза больше, чем рывок на веревку. Это обусловлено тем, что при движении веревки через карабин, в нем присутствует трение. Величина трения такая, что 66% усилия приходится на веревку после прохождения ее через карабин. Таким образом, на верхний крюк действует сила рывка плюс 66% от нее. Если бы трения не было, то на верхний крюк действовала бы сила в 2 раза большая, чем рывок. Именно поэтому верхняя точка является наиболее уязвимой в страховочной цепи. Поэтому лидер должен делать точки как можно надежнее. Если это невозможно – на ненадежной точке нельзя допускать высокого фактора рывка (то есть не выходить от нее на большое расстояние).

Действия страхующего. Лидер должен быть ввязан в веревку так как карабин с муфтой рассчитан в поперечном направлении выдерживает лишь 400 кг (при более сильном рывке вылетает муфта). Нет никакой гарантии, что в момент рывка карабин не станет поперек муфты.

Страхующий постоянно следит за состоянием станции, карабинов, наличием объективно опасных факторов – падения камней и прочее. Нижняя страховка осуществляется с использованием перчаток или рукавиц, предохраняющих руки от сильного рывка и обеспечивающих плавное протравливание веревки в случае необходимости.

Выпустив вперед лидера, страхующий обеспечивает ему страховку (рис. 6.6).

Рис. 6.6. Попеременная страховка.

Веревка должна иметь некоторую слабину и должна без задержек выдаваться лидеру по мере необходимости. Страхующий не должен нагружать связочную веревку, потому что этим действием он может сорвать первого. При образовании излишнего количества свободной веревки, она должна быть немедленно выбрана.

Каким образом следует страховать лидера – однозначной рекомендации нет. Есть набор стандартных приемов, которые употребляются в том или ином случае в зависимости от конкретной ситуации. Зависит также и от пристрастия каждого человека к какому-либо виду страховки. Итак, рассмотрим основные способы организации страховки:

Страховка через выступ. При наличии удобного выступа это весьма удобный и распространенный метод. Обеспечивает хорошее удержание и протравливание. Перед использованием необходимо проверить, достаточно ли выступ прочен и устойчив.

Страховка через карабин. Карабин, применяемый для такого вида страховки, должен быть обязательно с муфтой (муфта должна быть закручена). Преимуществами такого вида являются то, что он прост, обеспечивает оперативный контроль над количеством свободной веревки – веревку можно быстро выбрать или выдать. В случае срыва первого веревку легко закрепить за карабин. Для регулирования величины трения веревки о карабин следует изменить угол перегиба веревки через карабин или страховать через узел UIAA.

Страховка через тормозное устройство, расположенное на беседке страхующего. Наиболее распространенный способ страховки. Страховать таким образом удобно, нагрузка на руки небольшая, легко регулировать усилие на страховочную веревки и осуществлять протравливание. Трение регулируется как в самом тормозном устройстве, так и за счет изменения угла перегиба веревки через карабин.

Страховка через тормозное устройство, расположенное на станции. Имеет недостаток, что рывок приходится непосредственно на базу. В предыдущем случае рывок приходился сначала на беседку страхующего, что приводит к дополнительной амортизации и уменьшает рывок, оберегая при этом станцию от возможного вырыва ненадежных точек страховки.

Страховка через поясницу, через плечо. Данные виды страховки самостоятельно не применяются для нижней страховки по причине их ненадежности. Для нижней страховки их можно применять лишь в комбинации со страховкой через выступ или через карабин для увеличения возможностей создания трения или более мягкого протравливания.

По характеру удержания при срыве лидера страховка подразделяется на статическую и динамическую.

Статическая страховка. При статической страховке страхующий жестко зажимает веревку. При этом падение лидера гасится за счет эластичных свойств веревки. Надо представлять, какой величины рывок может быть в результате срыва. Если рывок в результате срыва будет небольшим, допустимо использовать статическую страховку. Ее приходится использовать и в тех случаях, когда протравливание веревки может привести к травмированию первого в результате падения его на полку или выступы. В этих случаях более жесткий рывок, естественно, предпочтительней падению на выступ или полку. Итак, при выборе метода страховки надо исходить из следующего.

Динамическая страховка. Динамическая страховка используется для уменьшения рывка на веревку и, следовательно, на другие участки страховочной цепи. Динамическая страховка подразделяется на мягкую и жесткую. При этом веревка протравливается с определенным усилием через тормозное устройство. Мягкая динамическая страховка – при усилии протравливания 200 кг, жесткая – 400 кг и выше. В первом случае рывок на сорвавшегося будет равен 300 кг, во втором – 600 кг. Соответственно нагрузки на верхний крюк 500 кг в первом случае и 1000 кг – во втором. Протравливать веревку легче всего через тормозные устройства (табл.6.2).

Т а б л и ц а. 6.2

Зависимость усилия протравливания для разных тормозных устройств

Устройство Усилие захвата руками 25 кг Усилие захвата руками 50 кг
восьмерка 200 кг 300 кг
шайба Штихта с одним карабином 200 кг 250 кг
шайба Штихта с двумя карабинами 300 кг 400 кг
Grigri (Petzl) 700 кг -

При динамической страховке нужно оставлять свободную веревку для протравливания. При протравливании веревки нужно следить не за длиной, а за величиной усилия протравливания. Запас свободной веревки для протравливания должен быть в пределах 10–100% от выданной (в зависимости от надежности точек страховки).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.