Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания






В теории познания Платон исходит из того, что человека нельзя научить истине, а можно лишь помочь ему научиться развить душу до состояния воспоминания. «Учить уму-разуму – глупейшее выражение, разум уже есть». По Платону душа невидящая истину не вселяется в человеческое тело.

Попав в тело, душа теряет память о своём пребывании в мире идей, но с помощью земной красоты, восстанавливается; знание – это припоминание.

Задача философского образования – помочь сбросить кору мнений и стать самим собой. Платон здесь обязан Сократу, согласно которому, философия – это путь к становлению целомудренным.

По мнению Платона, чувства мешают истинному знанию, ибо они – о случайном, а разум – это кормчий души. Он считает ум величайшим природным даром человека, поэтому его диалоги полны вопросов и теорий, касающихся таинственной природы и деятельности ума.

Знание, по его мнению, приобретается с помощью понятий или «идей», которые невидимы всеобщи и неизменны, в отличие от материальных вещей – видимых, единичных и изменчивых.

Знание не является конструкцией, это открытие того, что уже есть. Поэтому учёных и философов можно сравнить с охотниками, а не мастерами, изготавливающими свои изделия.

Ощущение отличатся от знания. Оно сообщает нам о наличии постоянно изменяющихся вещей, а знание сообщает нам о наличии чего-то неизменного, как оно есть само по себе.

Тем не менее, ум зависит от ощущений. Даже в ранних диалогах, где противопоставление ума и чувства заострено, подвижный чувственный образ напоминает уму о неизменной форме, или архетипе. В поздних сочинениях Платон, по-видимому, полагает, что связь между умом и ощущением гораздо более тесная, иногда она представлена им так, что в объекте, воспринимаемом в ощущение, присутствует сама неизменная форма, или объект разумного познания.

Между знанием и мнением имеется важное различие. Оба они являются продуктами мышления. Однако мнение способно ошибаться, оно может быть истинным или ложным, поэтому мнение – всего лишь несовершенное, предварительное знание. Совершенное или окончательное знание безошибочно, ибо «ложное знание» есть противоречие в терминах. Мнение может оказаться верным, однако этого недостаточно, чтобы оно сделалось знанием: знание – это истинное мнение, дополненное причинным объяснением или понимание того, почему оно истинно.

Процесс обучения – это переход от мнения к знанию. Такому переходу препятствует склонность мнения принимать за истину путанные чувственные впечатления, не занимаясь различием и упорядочением идей в соответствии с их связями. И пока мнение плетётся, таким образом, за чувственным опытом, оно склонно смешивать идеи, которые в действительности различны. Мнение только указывает на чувственные объекты, оно неспособно сказать, что он собой представляет, определить его. С помощью мнения невозможно доказать теорему, оно лишь указывает на единичный факт и неспособно дать ему разумное объяснение.

Посредством метода, который Платон называл диалектикой, мнение может быть преобразовано в знание. Вначале ум должен отметить сходные черты различных чувственных объектов пока не убедится в том, что некоторые из них представляют собой примеры одной и той же всеобщей связи идей. Затем ум должен разделить эту взаимосвязь на составляющие её идеи, пока не дойдёт до определённых общих идей, присутствующих во всем, таких как бытие и единое. После этого ум отмечает, каким способом идеи соединяются с другими идеями и отделяются от них, пока каждая из идей не займёт надлежащее место, так что уму больше не придётся опираться на кажимость.

Популярно выражаясь, вся разница между рассудком и разумом в том, что рассудок опирается на иное себе (на чувственное), а разум – только на самого себя. Но рассудок и разум есть формы мышления.

В теории познания Платон рационалист, познание – это искусство рассуждать в общении, думать строго и логично, преодолевая противоречия. Он разрабатывает диалектику единого и многого, движения и покоя, анализирует диалектику понятий, что важно для логики мышления. У него мы находим первую систему из пяти категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Одна категория вытекает из другой. Познание у Платона одновременно оказывается и нравственным очищением, это самопознание Истины, Добра и Красоты, что приводит человека к достижению Блага.

Рассматривая роль искусства в жизни человека, Платон считает, что оно не только не раскрывает истину, но и скрывает ее. Риторика есть откровенная фальсификация истины. Высшим стремлением к прекрасному является занятие философией, которое способствует отрешению души от тела. Философия – это бескорыстное и диалектическое стремление к истине, любовь к мудрости, как алогичный эротический порыв души, который дает ей возможность вспомнить свое изначальное бытие среди мудрых и прекрасных богов.

Платоновский Эрос – сила, возращающая душам древние крылья и влекущая в занебесные дали, к Благу и Абсолюту. Тематика эроса и любовная аналитика не только придают философии Платона известный шарм, но прежде всего позволяет объяснить вечную, загадочную устремленность человека к истине, добру и красоте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.