Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В античной и русской поэзии






План

1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в грече­ском обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа.

2. Виды и жанры античной лирики.

3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений).

4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной лите­ратуре: Солон - Гораций - Овидий.

5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломо­носов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.

 

Задание:

1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.

2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов.

3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения.

4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать допол­нения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.

5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»:

• Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»);

• Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского;

• Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;

• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;

• Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, веч­ный...»;

• Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте пись­менные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

• Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворе­нии? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Со­лона?

• Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?

• Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.

• Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Ови­дий использовал идею «Памятника» Горация, опублико­ванного в 23 г. до н.э.

• В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе?

6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.

 

Тексты и литература

· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,

Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.

· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.

Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.

Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.

Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.

Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:

Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.

Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающих­ся произведениях русской литературы. М., 1978.

Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Занятие № 5 (2 часа)

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»

План

1. Миф о Прометее и особенности его воплощения в трагедии Эсхила.

2. Особенности образной системы трагедии.

3. Образ Прометея и его идейный смысл. Особенности эсхиловской трактовки образа Прометея по сравнению с трактовкой Гесиода в поэме «Труды и дни».

4. Образ Зевса и его идейное значение. Переосмысление образа Зевса по сравнению с мифами.

5. Образ Гермеса в трагедии и его переосмысление по сравнению с мифами.

6. Общее идейное значение трагедии.

7. Особенности построения трагедии и роль хора в ней.

8. Роль диалога и монолога в трагедии.

 

Задание:

1. Прочитайте трагедию Эсхила «Прометей прикованный».

2. Определите, на какие два противостоящих друг другу лагеря можно разделить всех героев трагедии?

3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Прометея: что говорит о себе сам Прометей? Что говорят о нем другие герои: Гермес, Океан, Океаниды, Ио? Сделайте вывод: Какие основные черты воплощает в себе этот герой? Какой идейный смысл заключен в этом образе? Как это соотносится с идейно-политической ситуацией в Афинах в эпоху Эсхила? Сравните идейную трактовку образа Прометея у Эсхила и Гесиода.

4. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Зевса. Как его характеризуют Прометей? Океан? Океаниды? Ио? Гефест? Гермес? Сделайте вывод: Какие основные черты несет в себе этот образ? Какую идею он воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Зевса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?

5. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Гермеса: Что говорит о нем Прометей? Как характеризует себя сам Гермес? Сделайте вывод, на каких чертах построен этот образ? Какую идею он в себе воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Гермеса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?

6. Сделайте вывод об общем идейном содержании трагедии и идейной позиции самого автора.

7. Проследите соотношение диалога, монолога, песен хора и действия в трагедии.

8. Выпишите в тетрадь определение следующих понятий: пролог, парод, стасим, эписодий.

 

Тексты и литература

Миф о Прометее

Эсхил. Прометей прикованный.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, Гл. IX: Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

Занятие № 6 (2 - 4 часа)

Трагедии Софокла «Эдип - царь» и «Антигона»

План

1. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета трагедии.

2. Образ царя Эдипа, его характеристика и идейное содержание.

3. Эпизод с Тиресием и его значение в трагедии.

4. Роль хора в трагедии «Эдип-царь».

5. Основные идеи трагедии.

6. Драматический конфликт и особенности его решения в трагедии «Антигона».

7. Система действующих лиц в трагедии.

8. Анализ образов Креонта и Антигоны, их идейное значение.

9. Главная идея трагедии.

10. Сравнительная характеристика образов Эдипа-царя (трагедия «Эдип-царь») и Креонта («Антигона»).

Задание:

1. Прочитайте мифы Фиванского цикла по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (см. литературу к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте трагедию Софокла «Эдип-царь».

3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики царя Эдипа. Что говорит о себе царь Эдип? Что говорят о нем другие герои трагедии? Как характеризуется Эдип в песнях хора? Сделайте вывод. Охарактеризуйте Эдипа как человека и как правителя города Фивы.

4. Проанализируйте эпизод с Тиресием в трагедии. Для этого ответьте на вопросы: Кто такой Тиресий в античной мифологии? Для чего Софокл вводит этот образ в трагедию? Какое место занимает эпизод с Тиресием в композиции трагедии? в ее идейном замысле?

5. Внимательно прочитав песни хора, найдите в них и выпишите в читательский дневник основную идею трагедии.

6. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона», сделайте выписки, характеризующие главных действующих лиц тра­гедии: Антигону, Креонта, Исмену, Гемона.

7. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер ее конфликта, ответив на следующие вопросы:

- Какова роль пролога?

- Какова роль агона и коммоса в композиции трагедии, в раскрытии ее конфликта?

- Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны?

- Какие последствия имел для города приказ Креонта?

- Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гемон? Какова роль этих персона­жей в трагедии Софокла?

- Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта?

- Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государст­венных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного горо­да» Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1.- С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердив его примерами из траге­дии.

8. Найдите в песнях хора и выпишите в тетрадь основную идею трагедии «Антигона».

9. Выпишите в читательский дневник определения следующих понятий: коммос, агон, катарсис.

10. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже статей и монографий.

Тексты и литература

Мифы Фиванского цикла.

Софокл. Эдип-царь. Антигона. – Полные тексты.

Боннар А. Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. I.

Боннар А. Софокл и Эдип – ответ Року. Там же. Гл. IV:.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы.

М., 1990. С. 467-508.

 

Занятие № 7 (2 часа)

Трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит»

План

1. Трагедия Еврипида «Медея». Особенности сюжета.

2. Главный конфликт трагедии.

3. Образ Ясона в мифах об аргонавтах и в трагедии Еврипида, его особенности и идейный смысл.

4. Образ Медеи в мифах и в трагедии Еврипида, его идейное значение.

5. Особенности идейного содержания трагедии «Медея».

6. Трагедия «Ипполит». Особенности сюжета и образной системы в трагедии.

7. Образы богов в трагедии и их смысл.

8. «Снижение» героических и божественных образов в трагедиях Еврипида и его смысл.

9. Особенности женских образов в трагедиях Еврипида.

 

Задание:

1. Прочитайте мифы об аргонавтах по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (См. список литературы к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте трагедию Еврипида «Медея».

3. Сделайте выписки в читательский дневник, характеризующие главных героев трагедии – Ясона и Медею. Сделайте вывод о характере героев, ответив на следующие вопросы: Каковы особенности этих образов? Что в них общего? В чем различие? В чем проявляется «снижение» образа Ясона по сравнению с мифами? Каков смысл этого «снижения»? Каково идейное значение образов Ясона и Медеи»? Выразите собственное отношение к этим образам.

4. Прочитайте трагедию Еврипида «Ипполит». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие Афродиту и Артемиду, Ипполита и Федру. Сделайте вывод.

5. Проанализируйте идейное содержание трагедии, ответив при этом на вопросы: Для чего вводит Еврипид в трагедию божественные образы? В чем их смысл? Сравните образы Ипполита и Ясона, Медеи и Федры.

6. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже монографий.

Тексты и литература

Мифы об аргонавтах.

Еврипид. Медея. Ипполит. - Полные тексты.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Трагическое в «Ифигении в Авлиде». Там же. Гл. II.

Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.. 1990.

Боннар А. Упадок и искания. Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. М., 1995. Т.III. Гл. I.

 

Занятие № 8 (2-4 часа)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.