Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Программа учебной дисциплины






Программа учебной дисциплины

История мировой литературы

(Античная литература)

 

 

Направление подготовки

032700 – Филология

 

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 


1. Цели освоения учебной дисциплины:

получить представление о развитии античной литературы в единстве литературного, социокультурного, философского, исторического аспектов и ее историко-культурном значении; научиться применять полученные знания втеоретической, практической и научно-исследовательской деятельности; расширить общекультурный кругозор.

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология».

Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология), философии, культурологии, иностранного языка.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области теории и истории зарубежной литературы указанного периода; принципы филологического анализа текста; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития критики и научных исследований по указанному курсу литературы.

Уметь: применять полученные знания в области истории зарубежной литературы в собственной профессиональной деятельности, в научно-исследовательской и педагогической работе, участвовать в научных дискуссиях;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области устной и письменной коммуникации по тематике зарубежной литературы.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

б) профессиональными(ПК)

общепрофессиональными:

- способность демонстрировать знание основных положение и концепций в области истории изучаемых литератур (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

в научно-исследовательской деятельности

- способность применять полученные знания в области истории изучаемых литератур в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3, 5 зачетные единицы, 126 часов.

1. Введение. Общая характеристика античной литературы.

Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Мифология древней Греции. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков. Основные периоды развития мифология.

3. Древнегреческий эпос

3.1 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

3.2 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».

4. Древнегреческая лирика. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

5. Древнегреческая драматургия. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

5.1 Древнегреческая трагедия.

5.1.1. Творчество Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

5.1.2. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

5.1.3. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

5.2 Древнегреческая комедия.

5.2.1. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

5.2.2. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Творчество Менандра. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

6. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

7. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

8. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

9. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

10. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

11. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

12. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

13. Творчество Катулла. Жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского». «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

14. Творчество Вергилия. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

15. Творчество Горация. Жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»). Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

16. Творчество Овидия. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

17. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

18. Общая характеристика римской сатиры.

18.1. Мениппея Сенеки «Отыквление».

18.2. Творчество Ювенала.

18.3. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика. Специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

19. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

20. Роман Апулея «Метафорфозы, или Золотой осел». Жанровая природа и композиция романа Апулея. Особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

 

Общая трудоемкость дисциплины «Зарубежная литература второй половины XX века» составляет 3, 5 зачетные единицы, 126 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Введение     Л: 2 СР: 2   К  
  История древнегреческой литературы   2-9 Л: 16 СР: 26 ПР-8 К: еженед. Практическое задание – 2, 4, 6, 8 Участие в практ. занятиях – 1-8.
  История древнеримской литературы   10-16 Л: 14 СР: 26   ПР-6 К: еженед. Практическое задание – 10, 12, 14, 16 Участие в практ. занятиях – 10-16   Зачет – 17  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.