Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар (семинарское занятие) № 4






 

ТЕМА: Идейно-художественное своеобразие трагедий Софокла

“Антигона”, “Царь Эдип”

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1. Познакомить студентов со спецификой древнегреческой трагедии.

2. Научить выявлять зависимость темы произведений от современных ему событий.

3. Показать своеобразие конфликта в трагедиях Софокла.

4. Проанализировать тексты трагедий с точки зрения канонов аристотелевой “Поэтики”.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

 

I. Софокл и его время. Расцвет жанра античной трагедии.

 

1) Художественные открытия Софокла. Человек и общество как главная проблема.

2) Трагедии Софокла и политические коллизии “века Перикла”.

 

II. Трагедии Софокла “Антигона” и “Царь Эдип”.

 

1) Античный реализм и трагедии Софокла.

2) Структура трагедии: система образов, роль хора.

а) Образы главных героев, вступающих в борьбу за общечеловеческие ценности. Истолкование в “Антигоне” конфликта как противостояние вечного (божественного) нравственного закона и указа деспотического властителя. Тема рока и человека в трагедии “Царь Эдип”.

б) Роль перипетий и узнаваний в трагедиях.

в) Отношение хора к действующим лицам трагедий. Изменение роли хора.

г) Особенности композиции

д) Проблема гибриса.

 

 

3. Терминологический минимум к теме

Хор, конфликт, парабаса, стасимы, протогонист, антагонист, гибрис, монолог, ремарка, перипетия, правдоподобие и соответствие характеров, парод.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

1. Античная трагедия на современной сцене.

2. Античная комедия на современной сцене.

3. Образ Эдипа у Софокла и понятие “эдипова комплекса” в современной психологии.

4. Устройство театра и театральных представлений в Древней Греции.

 

5. Творческие задания

1. Составьте кроссворд, посвященный театру Древней Греции.

2. Напишите свой краткий сценарий одной из не дошедших до нас трагедий Софокла.

6. Список рекомендуемой литературы

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)

2. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла “Антигона”. – М., 1982.

3. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.

4. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

5. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

6. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.

7. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 5

 

ТЕМА: Идейно-художественное своеобразие драматургии Еврипида

 

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов с особенностями драматургии Еврипида.

1.2. Выявить особенности трагедии времени Еврипида, ее проблематику. Показать эволюцию жанра.

1.3. Проанализировать образы и темы трагедий Еврипида. Показать их непреходящее значение.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

I. Третий период развития античной драмы.

 

1). Расцвет Афин и демократии при Перикле.

2). Основные течения в научной и общественной жизни (учение Анаксагора, софистов, Протагора, Горгия и др.).

3). Начало ораторского искусства.

 

II. Творческий путь “философа на сцене”.

1). Общая характеристика творчества Еврипида.

2). Психологические трагедии Еврипида “Медея” и “Ипполит”.

3). Образы Медеи, Ясона, Федры, кормилицы как софистические. Отличие от героев Софокла.

4) Влияние ораторского искусства на речь героев.

5). Отношение Еврипида к богам.

6). Роль хора и прием dues ex mashina.

 

III. Национальное и мировое значение Еврипида.

3. Терминологический минимум к теме

Бог из машины, софистика, тритагонист, драма.

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

1. Еврипид и Софокл.

2.

5. Творческие задания

5.1. В комедии Аристофана “Лягушки” Еврипид на суде проиграл Софоклу. Составьте речь, в которой вы смогли бы доказать, что Еврипид – самый выдающийся драматург Древней Греции.

5.2. Составьте речь, в которой вы доказываете, что Еврипид – самый плохой драматург Древней Греции.

6. Список рекомендуемой литературы

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 1. (любое издание)

2. Гиленсон Б.А. Античная литература. – М., 2002.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

5. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.

6. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. – М., 1990.


СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 6

 

ТЕМА: Греческий роман. Лонг “Дафнис и Хлоя”

 

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов с особенностями греческого романа.

1.2. Определить значение и новаторство жанра романа. Указать на его специфическое отличие от современной жанровой разновидности.

1.3. Проанализировать поэтику и особенности сюжетосложения.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

I. Греческая литература периода Римской империи

1. Греция под римским владычеством. Особенности культурного взаимодействия.

2. Красноречие. Эпоха второй софистики.

3. Творчество Лукиана. Переход к прозаическому повествованию.

4. Становление греческого романа. Ахилл Татий, Гелиодор и др. Время и пространство (хронотоп) в греческом романе.

 

II. Художественное своеобразие романа Лонга “Дафнис и Хлоя”.

1. Перенос центра тяжести с внешней занимательности на внутренний мир героев.

2. Отношение Лонга к религии.

3. Буколистическое оформление романа. Противопоставление города и деревни.

4. Утопические черты в романе.

5. Специфика языка романа Лонга, изысканные приемы ораторского искусства.

 

3. Терминологический минимум к теме

3.1. Буколистический, хронотоп, утопия, пейзаж.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

1. Художественные особенности греческого романа.

2. Мир греческого романа и эллинистическая цивилизация.

3. Хронотоп греческого романа

5. Творческие задания

1. Сочините сюжет своего греческого романа, сохранив специфику античности.

2. Представьте героев греческого романа, приехавших в Китай. Ответьте, как в этом случае изменится сюжетика романа? Что в нем бы не описывали?

 

6. Список рекомендуемой литературы

1. Беркова Е.А. Буколистический роман Лонга // Античный роман. – М., 1969.

2. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. № 3.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Высш. школа, 1982.

4. Гиленсон Б. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2004.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 7

 

ТЕМА: Поэтический мир Горация

 

Продолжительность – 2 часа

 

1. Учебная цель

1.1. Познакомить студентов с особенностями поэзии “золотого века” римской литературы.

1.2. Выявить особенности поэтического мастерства выдающегося представителя римской литературы – Горация.

1.3. Проанализировать наиболее яркие произведения Горация с точки зрения их исторической ценности и современного звучания.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

I. Римское общество и литература “века Августа”.

II. “Частный человек” под властью принцепса. Творчество Горация в эпоху принципата.

1. “Эподы” Традиции неотериков и преодоление их. Влияние поэзии Архилоха.

2. “Сатиры”. Своеобразие жанра, его специфические признаки. Связь с греческой диатрибой.

3. “Оды”. Характерные признаки жанра. Стиль од.

4. “Послание к Писонам”. Сопоставить с “Поэтикой” Аристотеля.

А) О значении поэзии.

Б) О таланте и искусстве.

В) О единстве содержания и формы.

Г) О языке произведения

Д) О роли критики

Е) О трагедии

5. Гораций – теоретик римского классицизма.

III. Ода “К Мельпомене” Горация и “Я памятник себе воздвиг…” А.С. Пушкина. Сравнительная характеристика. (выполняется письменно).

 

3. Терминологический минимум к теме

3.1. Эподы, сатира, ода, золотая середина, эпикуреизм.

 

4. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

1. Специфика “Од” Горация.

2. Гораций – теоретик римского классицизма.

3. Театр Горация и Аристотеля.

4. “Я воздвиг памятник…” Горация в истории мировой поэзии.

 

5. Творческие задания

1. Напишите свой вариант “Памятника”.

2. Напишите свой вариант сатиры в духе Горация, но на современную тематику.

3. Объясните своими словами, что означает принцип “золотой середины” в поэзии Горация.

 

6. Список рекомендуемой литературы

1. Алексеев М.П. Стихотворение А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг…” Проблемы его изучения. – М., 1980.

2. Дуров В. Поэт золотой середины // Гораций. Собрание сочинений. – СПб., 1993.

3. Покровский М.М. История римской литературы. – М.- Л., 1942.

4. История римской литературы. В 2-х тт. Т. I. – М.: Изд-во АН СССР, 1962.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.