Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 37: спокойная реакция на критику






1. Критика. Начните с того, что вспомните недавний случай, когда вы болезненно реагировали на критику и вам не понравилась собственная реакция. Чтобы легче освоить данный прием, выберите случай, когда критика была не слишком серьезной. Вернитесь мысленно в тот момент, который непосредственно предшествовал возникновению проблемной ситуации.

2. Позиция наблюдателя. Представьте себя перед тем, как прозвучали критические замечания вашего собеседника, и как только этот «другой вы» осознает, что прозвучала критика, понаблюдайте за тем, как «другой вы» входит в состояние диссоциированности. Когда «другой вы» начинает воспринимать критику, вы можете представить себе, как он выходит из своего тела или выстраивает вокруг себя воображаемую защиту в виде толстого прозрачного щита из оргстекла, чтобы чувствовать себя защищенным. Может также оказаться весьма полезным представлять себе, как звучащие слова критики пропечатываются на поверхности воздушного шарика из мультфильма.

3. Фильм, содержащий критику. Посмотрите, как «другой вы» просматривает подробный фильм, в котором отражается основное содержание услышанной им критики, чтобы понять ее суть. Если «другой вы» получил слишком мало информации, чтобы ясно представить ее в фильме, пусть он попросит критика сообщить дополнительную информацию, чтобы полностью понять, о чем тот говорит.

4. Фильм о ваших переживаниях. Теперь, когда «другой вы» уточнил для себя точку зрения критика на ситуацию, поскольку он получил соответствующую информацию, посмотрите, как «другой вы» создает фильм о том, что, по вашему мнению, происходило в той же самой ситуации, и затем сравнивает свой фильм с представлениями критика.

5. Сравните эти два фильма. Совпадают ли эти два фильма? Они могут совпадать, совпадать лишь частично либо совершенно не совпадать. В конце концов, это две различные позиции восприятия. Если они не совпадают, пусть «другой вы» задаст вопросы критику, чтобы получить дополнительную информацию. Ведь «другому вам» необходимо понять суть услышанной критики.

6. Выберите способ реагирования. Пусть «другой вы» выберет подходящую реакцию, основываясь на результатах сравнения, которое он произвел. Существует множество различных способов реагирования, зависящих от обстоятельств и степени совпадения этих двух фильмов. Он может сказать: «Извините», или: «Я хотел лишь сообщить вам о том, что меня задевает», или: «С моей точки зрения это выглядит совсем по-другому». А может отреагировать и так: «Это интересный взгляд на происшедшее», или: «Вероятно, я мог бы сделать это по-другому», или даже: «Большое спасибо вам за то, что вы поделились со мной своим мнением».

Посмотрите, как он выбирает наиболее подходящую в данной ситуации реакцию и дает понять своему собеседнику, что он очень внимательно относится к его словам. Глядя на то, как вы реагируете на критику, обратите внимание на ту реакцию, которую вы получаете в ответ. Вы можете попробовать изменить то, что «другой вы» говорит и как он это говорит, и вносить такие изменения до тех пор, пока результат не покажется вам удовлетворительным.

7. Планирование будущего. Хотите ли вы изменить свое поведение, опираясь на ту информацию, которую вы только что получили? Если да, то представьте себя в аналогичных ситуациях в будущем, реализуйте в них новое поведение. Этот процесс является способом запрограммировать себя таким образом, чтобы в будущих ситуациях поведение этого нового типа включалось у вас автоматически.

8. Повторение. Чтобы лучше закрепить новые реакции, отдельно просмотрите две или три будущие ситуации, в которых вы скорее всего столкнетесь с критикой в свой адрес и в которых вам хотелось бы реализовать новые способы реагирования. Чтобы эта последовательность действий стала совсем автоматической, повторите шаги 1—6 этого упражнения в каждой из воображаемых ситуаций.

9. Интеграция. Когда вы закончите, то, в буквальном смысле слова, протяните руки и поместите ту часть своей личности, которая научилась новым стратегиям поведения, внутрь своего тела, чтобы весь процесс оценки и реагирования на критику стал теперь частью вас.

Описанный процесс спокойного реагирования на критику оказывается эффективным в том случае, когда вы хотите, чтобы критика не затрагивала вас эмоционально и у вас была возможность спокойно выделить содержащуюся в ней полезную обратную связь. Этот процесс может оказаться полезным и в том случае, когда вы только предполагаете, что кто-то другой может критиковать вас, или же когда вы сами высказываете критику в свой адрес. Знание о том, что вы всегда можете воспользоваться этим приемом, чтобы сохранить открытость в общении и реагировать подходящим образом на критику, давая вам возможность повышать самооценку, способно творить чудеса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.