Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческая визуализация






В последнем упражнении, как, впрочем, и во многих предыдущих, мы применяли двухшаговый процесс, которому до сих пор не давали явного определения. Представляя себе свою цель или будущее поведение, полезно рассматривать их с позиции внешнего наблюдателя. С этой позиции легко исполнять роль режиссера, просматривая различные сценарии, вырезая отдельные неудачные куски, добавляя новые эпизоды до тех пор, пока не получится фильм, достаточно привлекательный с позиций наблюдателя. С этой позиции у вас есть возможность хорошо видеть выражение собственного лица и лиц других участников события и, следовательно, легко будет догадаться о том, какие ощущения вы и они при этом испытываете.

Чтобы такое поведение, рассматриваемое с позиции наблюдателя превратилось в реальное поведение в реальном мире, необходимо из позиции наблюдателя перейти в Я -позицию. Это даст возможность воспринять ситуацию изнутри. Когда вы проделываете это, вы одновременно проделываете сразу три веши. Во-первых, вы осуществляете проверку этого сценария, чтобы убедиться в том, что в реальности он не хуже, чем при наблюдении со стороны. Во-вторых, во время ассоциированного переживания ситуации вы можете обнаружить, что вам хотелось бы кое-что пересмотреть, внести несколько небольших дополнений, либо может оказаться так, что вы не предусмотрели очень важной детали и вам придется вновь вернуться к монтажному столу и начать все сначала. И наконец, вы репетируете это новое поведение, закладывая в себя программу автоматического реагирования на соответствующие ключевые сигналы именно тем способом, который вы определили, находясь в позиции наблюдателя, добавив к своим переживаниям восприятие эмоциональной атмосферы, ощущение запаха и вкуса — все то, что делает наши представления реалистичными и берущими за живое.

В последующем мы будем предполагать, что у вас уже имеется необходимый уровень компетентности и вам не хватает лишь уверенности, необходимой для того, чтобы чувствовать себя комфортно, а также желания проявлять такую уверенность. Эта позиция наиболее очевидна, например, в случае страха сцены. Вы знаете, что ваш знакомый умеет говорить плавно в других ситуациях, но перед лицом группы слушателей он почему-то теряет дар речи.

И хотя уверенность в себе является основой для проявления способностей, порой мы утрачиваем ее по вполне понятным причинам: нам может просто не хватать способностей. Например, человек может потерять уверенность, взявшись за дело, которым никогда не занимался. Не приходилось ли вам когда-нибудь слушать лекцию и скучную, и утомительную по той причине, что лектор просто не разбирается в предмете?

Что необходимо сделать, чтобы стать в чем-то компетентным? Подумайте о какой-нибудь задаче, с которой вы справляетесь легко и умело, пусть это будет управление автомобилем. Вспомните тот день, когда вы в первый раз сели за руль. Вероятно, вас подавляло обилие вещей, за которыми вам приходилось сознательно следить, чтобы автомобиль ехал по улице прямо, в особенности если у этого автомобиля не было автоматической коробки передач. Вам приходилось смотреть в лобовое стекло, подглядывать в зеркало заднего вида, правильно выжимать педали газа и сцепления и в то же время стараться помнить о правилах дорожного движения. Вероятно, вы, прежде чем тронуться с места, пару раз заглушили мотор. Через некоторое время вы начали водить машину гораздо лучше, но все равно управление занимало большую часть вашего сознательного внимания. В настоящее время вы можете сесть в свой автомобиль и проехать пятьдесят миль без остановки, даже ни разу не задумавшись о том, что вы делаете и куда вы едете. Внутри вас образовалась часть личности, которая может управлять автомобилем автоматически и преимущественно безопасно, и при этом не требуя к себе сознательного внимания. Всякий раз, когда вы учитесь чему-нибудь, вы проходите в своем развитии одни и те же, перечисленные ниже стадии обучения.

Неосознаваемое незнание. До возникновения мысли о том, чтобы чему-то научиться, вы не могли знать, умеете ли вы это делать.

Осознаваемое незнание. Когда вы начинаете осваивать новый навык, вы начинаете осознавать собственную некомпетентность.

Осознаваемое знание. После некоторой практики вы осваиваете навык, но все еще большая часть ваших действий происходит осознанно — вам приходится думать о том, что вы делаете.

Неосознаваемое знание. Наконец, вы можете достичь такого состояния, когда вы освоите навык настолько хорошо, что он станет неосознаваемым. Вы будете действовать, даже не задумываясь о том, что вы делаете.

Если бы мы знали заранее, что каждый раз в процессе обучения будем неизбежно проходить все эти этапы, мы могли бы более снисходительно и терпимо относиться ко всем тем неизбежным ошибкам, которые нам приходится совершать на этом пути.

Многие из нас устанавливают для себя настолько высокие нормы и критерии, что даже не пытаются попробовать что-то новое, потому что уверены заранее в том, что не смогут сделать это хорошо с первого раза. Только задумайтесь, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы с малых лет вы не разрешали себе пробовать ничего нового. Вообразите себе, что, совершая первые в своей жизни шаги, вы потянулись к креслу, сделали неуверенный шаг вперед, упали на пол и решили для себя: «Все, больше я этим не занимаюсь! Должно быть, я выгляжу настоящим дураком».

Если бы все происходило именно так, жизнь не была бы столь интересной, а вы до сих пор ползали бы на четвереньках. В своем детстве вы неустанно совершали попытки до тех пор, пока не добивались своего. Разработанная в НЛП технология визуализации не сделает из вас гения немедленно, но она позволит вам тщательно подготовиться, а затем эффективно действовать в тех ситуациях, в которых вы можете продолжить свое обучение. И помните о том, что, чему бы вы ни учились, использование текущей обратной связи представляет собой самый важный элемент обучения.

Еще одна Предпосылка НЛП состоит в том, что не существует такой вещи, как провал, есть только обратная связь. У Роберта Дилтса есть друг изобретатель. Он перепробовал массу вещей и все неудачно. Однажды Роберт спросил его: «Как ты умудряешься не испытывать разочарования, перепробовав столько вещей и потерпев неудачу?» На это изобретатель ответил: «Просто когда какая-нибудь вещь не срабатывает, я понимаю, что это решение для другой проблемы».

Другая Предпосылка НЛП говорит, что любое поведение полезно в определенном контексте. Если вы запрограммированы на определенное поведение, и оно не работает, это просто означает, что вам необходимо попробовать что-нибудь другое в этой ситуации. Всякий раз, когда вы пробуете что-нибудь и это не работает, вы получаете четкое указание на то, что может сработать что-то другое. Как кто-то сказал: «Хорошее умозаключение возникает из опыта, а опыт возникает из слабого умозаключения».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.