Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение мотивационных стратегий в общении






Если вам приходится давать короткие инструкции, указания или распоряжения, они будут эффективнее в том случае, если порядок положительной и отрицательной частей будет обратный. Каждый день каждый из нас вынужден кого-нибудь инструктировать. Эта инструкция может быть совсем простой — например, как открыть гараж или подготовить отчет, — а может касаться и таких, например, важных моментов, какой должна быть заключительная речь на ответственной презентации.

Многолетние наблюдения за собственным поведением и поведением других людей дали нам возможность сделать вывод, что очень часто люди сначала формулируют то, чего они хотят, а уже затем говорят о том, чего они не хотят. Например: «Поверни ручку гаража до упора вправо, только не дергай ее и не дави слишком сильно». Нечто подобное нам приходилось слышать и в офисе, когда руководитель из самых добрых побуждений говорил: «Представьте мне этот отчет завтра, при этом вовсе необязательно делать его очень красивым, ведь это не для презентации».

Вспомните о том, какое воздействие оказывают на нас утверждения, высказанные в негативной форме, — этот вопрос мы обсуждали в предыдущей главе. Обычно, выслушав такое замечание, мы фокусируемся на том, что подлежит отрицанию, и даже непроизвольно пытаемся сделать то, что стоит под знаком отрицания. И когда негативная инструкция высказывается в последнюю очередь, мы обычно лучше запоминаем именно её, сосредоточивая свое внимание на том, чего делать не следует, вместо того чтобы думать о том, что нужно сделать.

Если вам кажется, что мы придаем слишком большое значение нюансам языка, то попробуйте задуматься над следующими двумя высказываниями. Прочитайте их так, как будто к вам обращается уважаемый вами человек. Как только вы прочитаете оба предложения, обратите внимание на то, насколько различные ощущения или отношение они вызывают у вас.

«На этот раз задание давайте выполним вовремя и в рамках выделенных на него финансов. Только никакой показухи и авралов в последний момент, все ясно?»

«На этот раз никакой показухи и авралов в последний момент. Это задание давайте выполним вовремя и в рамках выделенных на него финансов, все ясно?»

Если ваша реакция достаточно типична, то скорее всего второе предложение покажется вам более привлекательным и позитивным, чем первое. Существенное различие состоит в том, что в первом предложении вас сначала ориентировали по направлению к цели, а затем обозначили проблемы, которых следует избегать, а во втором вам сначала предложили подумать о проблемах и лишь затем указали на цель.

Действие этой очень важной закономерности восприятия речи можно проследить практически во всех сферах общественной жизни. В публичных выступлениях на президентской избирательной кампании 1992 года тогдашний президент Джордж Буш сначала рассказывал о том, что он сделал для Соединенных Штатов на протяжении своего президентского срока, а после этого вспоминал о том, чего ему не удалось сделать и какие ошибки он совершил. И хотя мы вовсе не склонны считать, что именно из-за этой неудачно построенной речи его не переизбрали на новый срок, но подумайте о том, какие чувства оставила эта речь в сердцах миллионов телевизионных зрителей, его потенциальных избирателей.

Эта ошибка покажется еще более значительной, если вы сравните речь президента Буша и речь независимого кандидата Росса Перо (Ross Perot). Как вы, может быть, помните, господин Перо не опасался рассказывать нам о том, как до него все было плохо и как все может стать еще хуже в будущем. Так почему же мы все-таки слушали его? Да потому, что он всегда завершал свои выступления призывами к конструктивным действиям. Он, например, говорил: «Америка в беде, и нам придется рыть траншеи и прятаться в бомбоубежища, чтобы навести порядок и привести страну к процветанию». Насколько же иначе, по сравнению с речью Буша, отзывались эти его слова в сердцах избирателей.

Возможно, вы не собираетесь пускаться в избирательную гонку за место президента Соединенных Штатов, и тем не менее каждый день производите определенное впечатление и оказываете какое-то влияние на тех людей, с которыми встречаетесь. Вы могли бы извлечь пользу из знания стратегий мотивации, перестраивая фразы своих комментариев в следующем порядке: сначала — негативное, затем — позитивное. Сна чала скажите о том, чего вы не хотите, а затем — о том, чего хотите.

Некоторые люди упорно избегают говорить или даже думать в негативной форме. Это прекрасно, но, по всей видимости, нереально, — ведь в таком случае вам никак не удастся передать корректирующую обратную связь. Всякий раз, когда вы говорите о тех вещах, которые были бы для вас нежелательны — будь то пища, встреча, кино, музыкальный диск или дата, — вы сообщаете корректирующую негативную обратную связь. Негативная обратная связь играет важную роль при определении четких различии между тем, чего вы не хотите, и тем, чего вы хотите. Построение правильной последовательности поможет вам легче добиваться того, к чему вы стремитесь.

Большинство людей, с которыми нам приходилось встречаться, используют мотивационную стратегию избегания, а не достижения. Если и вы относитесь к их числу, то использование новой последовательности при построении фраз в общении с самим собой должно привести к серьезным изменениям в самочувствии и вашей работе. Произнося свои привычные негативные комментарии, а затем сознательно завершая их формулировкой позитивной цели, вы придете к тому, что каждую свою мысль будете завершать построением направления, в котором вы хотели бы двигаться, каждый раз восстанавливая внутреннее равновесие.

С другой стороны, если вы относитесь к числу тех, кто более тяготеет к полюсу стратегии достижения, то применение нового речевого приема значительно увеличит эффективность вашего взаимодействия с теми людьми, с кем вам приходится общаться. Поскольку большинству людей, чтобы получить мотивирующий стимул, требуется в самом начале указание на то, чего они не хотят, то в общении с ними вы можете начать с такого указания, а затем помочь им и самому себе, предложив описание той цели, по направлению к которой следует двигаться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.