Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму.






 

Как уже упоминалось, у детей и подростков, переживающих психологические травмы, нарушается доверие к окружающему миру: к взрослым и сверстникам.

Дети, живущие в семье и имеющие заботливых, понимающих и теплых родителей, во многом имеют возможность скорректировать искаженное травмой восприятие себя и окружающих за счет поддержки в семье.

Однако большинство детей, попадающих в СРЦ, нередко с рождения - еще до получения острого травматического опыта - живут в психотравмирующих условиях, обусловленных насилием и пренебрежением нуждами со стороны родителей или опекунов. Такие условия жизни непосредственно влияют на формирование привязанности («первичной привязанности»), что сказывается сначала на отношениях с самыми близкими людьми (родителями, опекунами), потом с окружающими (сверстники, воспитатели, учителя, другие взрослые). Дети, подвергнувшиеся насилию в семье, а также дети, с которыми родители обращались непоследовательно, то проявляя заботу, то забывая о них, могут общаться с окружающими, проявляя одновременно зависимость и агрессивность. При этом ребенок может долго не воспринимать позитивное отношение к себе со стороны других людей как искреннее. Дополнительный острый травматический опыт (переживание травмы) усиливает эту особенность, являясь как бы подтверждением этой модели («я плохой», «мир опасный и непредсказуемый», «от меня ничего не зависит»).

Именно изменение эмоционального опыта за счет появления в жизни ребенка принципиально других отношений — доброжелательных, позитивных, принимающих — дает возможность коррекции исходной негативной модели отношений. На практике это означает, что если взрослому (например, психологу, социальному педагогу, социальному работнику) удается сформировать такие отношения с ребенком, преодолев его отвержение и недоверие, то это может привести к тому, что у ребенка изменится отношение к себе и другим людям. Условием действенности таких отношений являются их устойчивость и достаточная продолжительность.

Помощь в преодолении последствий психологической травмы включает в себя необходимость обращения к травматическим событиям, нередко к повторному их переживанию. Это приводит к повышению тревожности, агрессивности, к нежеланию обсуждать происшедшее. В норме на психологические занятия детей приводят родители, которые (после соответствующей подготовки) понимают для чего нужны занятия, на что они направлены, что на них происходит и почему состояние детей может временно ухудшаться по ходу индивидуальных консультаций и групповых занятий. При этом даже заботливые родители нуждаются в регулярном «обновлении» этого понимания и в помощи со стороны специалиста относительно своих страхов и переживаний за ребенка. Дети, попадающие в СРЦ, как правило, такой поддержки со стороны родителей не имеют, что приводит к повышению их тревожности и негативизму, и, соответственно, к снижению мотивации к посещению занятий при проработке травматического опыта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.