Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей.






 

Детские реакции на травму опосредуются возрастом и уровнем развития ребенка. При кратковременных травмах, чем меньше ребенок, тем больше его реакция на травму зависит от того, как реагируют на травматическое событие его родители. Если родители хорошо справляются с ситуацией, то у большинства маленьких детей не развиваются длительные симптомы травмы. При травмах, которые начинаются в маленьком возрасте и продолжаются на протяжении длительного времени, развитие ребенка может искажаться. Таким образом, возраст может быть как утяжеляющим, так и защитным фактором. Некоторые травмы, например, сексуальное насилие, особенно тяжело переживаются подростками.

Реакции на одно и то же травматическое событие даже у детей одного возраста могут быть различными: один ребенок может оказаться подавленным и испуганным, другой – начать агрессивно себя вести, третий сосредоточиться на заботе о других. Во многом эти реакции определяются тем, как ребенок или подросток понимает, что произошло и какие последствия это имеет для него лично, насколько он чувствует поддержку со стороны, как он относится к себе, характерологических особенностей ребенка и его привычных форм реагирования на трудности.

Травматические события влияют на все сферы функционирования ребенка: на его представление о мире и о себе, эмоциональность и поведение.

Особенности детского и подросткового мышления в значительной степени влияют на переживание детьми травматических событий. В силу возрастного эгоцентризма дети склонны приписывать происходящие вокруг них события себе или своему влиянию. Эта особенность детского мышления приводит к тому, что дети часто себя чувствуют виноватыми в ситуациях, на которые они не могли влиять (насилие, смерть родителей, развод родителей) и т.п. Недостаточность социального опыта приводит к тому, что дети создают мифы, нереалистические объяснения тому, что произошло и своей роли в этих событиях, чтобы вернуть чувство предсказуемости и контроля над своей жизнью. Помимо непосредственного обвинения себя в случившемся (не так был одет, не был бы изнасилован, не подумал бы про брата плохо – с ним бы ничего не произошло, учился бы лучше – родители не ссорились и т.п.), дети могут решить, что все что произошло, обусловлено тем, что они «плохие», «ущербные», чтобы оправдать, то, что несчастье случилось именно с ними, а не другими. Таким образом, дети стремятся сохранить предсказуемость и справедливость устройства мира, принимают вину на себя.

Примером когнитивного искажения может быть обвинение ребенком после смерти близкого как себя, так и умершего родителя («если бы любил, не умер бы»).

Дети, с которыми длительное время жестоко обращаются в семье, особенно склонны формировать такие искаженные представления о своей вине и ущербности в результате травмирующих событий. Оказание помощи таким детям и преодоление неадекватного чувства вины может вызывать значительное сопротивление у ребенка и увеличивать тревогу, т.к. противоречит самоконцепции и нарушает стабильность (например, обвинять не себя, значит обвинять родителей.).

Другие когнитивные искажения, особенно часто встречающиеся при переживании ребенком насилия, затрагивают отношение к другим людям. Дети могут генерализировать и переносить отношение к насильнику на всех людей. Установка «никому нельзя доверять» приводит к нарушению контактов как со сверстниками и другими взрослыми, так и с близкими (например, с родителем, который не имеет отношения к насилию), и с психологом.

Помимо этого дети могут реагировать на травму пытаясь переиграть и скомпенсировать свой негативный опыт. Для этого они могут вступать в небезопасные или даже очевидно опасные отношения с неподходящими сверстниками и взрослыми и получать повторные травмы, подкрепляющие неадекватную концепцию («все произошло из-за того, что я плохой»).

Помимо когнитивных нарушений, у детей, перенесших психологические травмы, могут возникать стойкие или преходящие эмоциональные расстройства. Страх, зачастую преувеличенный, стыд, гнев, сниженное настроение, которые могут выражаться как в форме непосредственной реакции на события, так и в символической форме. Кроме того может нарушаться способность в регуляции своих эмоций, приводящая к повышенной возбудимость, внезапной плаксивости, частым сменам настроения, неумению преодолевать плохое настроение и др.

Страх является как биологической, так и выученной реакцией на угрожающую ситуацию. Страх у детей часто генерализуется, предметы и вещи, которые до травмы казались безопасными, после нее становятся опасными, т.к. напоминают ребенку о травматическом событии (страх идти в школу по улице, по которой ребенок ходил без взрослых много раз, после того, как на него напали).

У ребенка могут возникать наплывы страховых воспоминаний. Дети могут испытывать страхи постоянно, периодически в течения дня, иногда внезапные, могут видеть страховые сны по ночам. У маленьких детей эти страхи не всегда связаны с травматическим событием, но проявляться в страхах других вещей реальных или придуманных. Страхи могут возникать непосредственно после события, но могут быть отставленными и возникать под влиянием не очень значимых событий (например, при смене школы).

Помимо появления конкретных страхов у детей часто повышается уровень общей тревожности, обусловленной внезапным, неожиданным и непредсказуемым характером травмирующего события. Эта тревога является реакцией на ощущение общей небезопасности и уязвимости (ребенок, который не отпускает мать ни на минуту от себя, после того, как на его глазах умер отец).

После травмы у детей могут возникать депрессивные проявления, подавленность, сниженное настроение, которые представляют собой реакцию на внезапную потерю доверия к другим людям и к миру в целом, или отражать физические последствия травматических событий (например, потерю подвижности). Сниженная самооценка, как реакция на травму, непосредственно оказывает влияние на настроение и может приводить к дезадаптивному поведению (подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут начать вступать в беспорядочные половые связи).

Злость или гнев могут возникать у ребенка как реакция на ощущение несправедливости, на то, что травмирующее событие произошло именно с ним, несмотря на то, что он не делал ничего особенно плохого.

Поведение ребенка после травмы может значительно измениться. Наиболее характерные реакции – избегание, агрессивное поведение, саморазрушающее поведение (включая сюда употребление наркотиков), сексуализация поведения после сексуального насилия.

Детям часто свойственны реакции избегания (мальчик, который находился в теракте в Беслане, доходил до поворота к школе и возвращался домой, девочка, подвергшаяся сексуальному насилию, перестала без взрослых выходить из дома и т.д.). Такие реакции избегания могут в значительной мере ограничивать жизнь ребенка и создавать большие проблемы для взрослых.

Резкое изменение в поведении иногда является признаком того, что ребенок переживает психологическую травму (Например, девушка - подросток попала на прием к психологу по поводу драк с мальчиками. Родители сообщили, что такое поведение появилось после лета, до этого у девочки было много друзей, в том числе и мальчиков. На приеме рассказала, что летом подверглась сексуальному насилию, ненавидит всех, особенно мужчин).

Злость и гнев, которые испытывают многие травмированные дети, нередко выражается в протестном, агрессивном или деструктивном поведении. Употребление алкоголя или наркотиков иногда является стратегией, направленной на смягчение травмирующих воспоминаний и переживаний негативного образа себя. Самоповреждения (порезы, ожоги, суицидальные действия) нередко находятся в непосредственной связи с детскими травмами.

Последствием проживания в хронических психотравмирующих условиях, связанных с жестоким обращением или домашним насилием, может явиться усвоение ребенком этих дезадаптивных форм поведения, поскольку они могут казаться выигрышными (насильник контролирует жизнь семьи, финансы и т.д.,)

В некоторых случаях реакция на травму может оказаться чрезвычайно выраженной и протекать в форме посттравматического стрессового расстройства (сокращенно - ПТСР).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.