Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последний танец






 

Таким образом, союзник может обнаруживать себя в видениях, телесных ощущениях, окружающей среде или в родственных отношениях. Согласно традициям коренных жителей Северной Америки, воин после долгой и полноценной жизни разрешает своей телесной энергии, воспоминаниям и переживаниям, накопившимся в скелетных мышцах, выразить себя в последний раз, пока смерть еще не наступила. Этот «последний танец», как именует его дон Хуан, вызывает в памяти воина сражения и разные случаи из его жизни.

Последний танец — это сновидящее тело, отпущенное на свободу, чтобы выразить себя. Работая с умирающими людьми, я видел, как протекают заключительные жизненные процессы при измененном состоянии сознания. В последние часы жизни люди преодолевают мысль о смерти и совершают необычные действия. Они отодвигают смерть до тех пор, пока не произойдут труднопостижимые и важные события.

Согьял Ринпоче в своей «Тибетской книге жизни и смерти» показывает, что центр тибетской духовности сконцентрирован на том, чтобы оставаться в сознании во время измененных состояний, присущих переживанию смерти. Эта книга мне особенно интересна. Когда я впервые призывал людей использовать сознание и следовать перед смертью своим телесным импульсам, многие думали, что в коматозном состоянии человек практически мертв или полностью отсутствует. До сих пор западное мышление заставляло смерть быть по возможности безболезненной, а не внушающей благоговейный ужас. Шаманы, однако, следуют своему дыханию, своему кашлю, даже трепетным движениям лица или конечностей — своему сновидящему телу, или последнему танцу. В седьмой главе я описывал случай с человеком, который, как предполагалось, умирал от лейкемии. Последний танец, о котором там говорится, отсрочил смерть до такой степени, что человек вернулся к нормальной жизни еще на восемнадцать месяцев.

Но последний танец не всегда происходит спонтанно. При отсутствии осознавания его вообще может не быть. В книге «Кома, ключ к пробуждению» я рассказывал о человеке по имени Питер, который умирал от пневмонии и доживал свои последние часы. Ему дали сверхдозу морфия, чтобы он мог умереть быстро и безболезненно. Эми и я работали с ним, даже когда он задыхался, находясь в коматозном состоянии, уже непосредственно перед смертью. Мы ободряли Питера, просили верить в себя, продолжать кашлять, не обращать внимания на болезнь и производить все шумы, которые ему хотелось. Через несколько часов он исполнил свой последний танец. В самый разгар комы он внезапно и самопроизвольно выпрямился, сел и уставился на нас расфокусированными глазами. Короче говоря, он вышел из коматозного состояния и обрел новое сознание. В течение нескольких часов он разговаривал и даже пел с нами. По мере того как мы продолжали и дальше работать с его кашлем, его бессвязные звуки превращались в трогательную экстатическую песню.

Это происходило в ранние утренние часы. Медицинский персонал был изумлен активностью этого человека, но в то же время и обеспокоен, так как Питер мешал спать другим больным. Посредством шумов, движений и песни он дал выход всем эмоциям — своей любви к миру, к своим друзьям, ко всем. Его танец временно трансформировал и обратил вспять его симптомы. Его горло очистилось, и даже почки снова начали работать. Смерть как бы давала ему отсрочку, пока он не исполнит свой последний танец.

Она была вынуждена стоять в стороне и наблюдать это чудо. Отважная жена Питера стояла рядом с ним, его реальное тело умирало, но он перешел в свое сновидящее тело и переживал и познавал внутренние истории, ощущения и мифы. Его сновидящее тело жило, как никогда прежде, и перед самой смертью он спокойно сказал нам, что нашел ключ к жизни.

Последний танец внушает благоговейный ужас, который трудно представить себе тем, кто не видел этого собственными глазами. Сновидящее тело обладает невероятной силой и особыми устремлениями, оно хочет быть завершенным и жить, как живет Вселенная. По моему опыту последний танец не может осуществиться без чьей-либо помощи, так же как последний танец индейца не может быть исполнен без соответствующей обстановки, создаваемой шаманом племени.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.