Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе






«Богатыри земли русской»

 

Программное содержание:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Составление родового дерева (нарисованного).
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

Ход занятия:
Дети сидят в зале на стульчиках.

Воспитатель:
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.

Воспитатель:
Правильно, а кем они были?

Дети:
Богатырями. Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети:
Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,
мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..

Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:
Да.

Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:
Дорогу.

Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос:
(Задание 1)

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос:
(задание 2)

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос:
(задание 3)

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос:
(задание 4)

Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)

Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Голос:
(задание 5)

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку).

Воспитатель:
Кто ты?

Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.

Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.

Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

2. Учить различать тембры музыкальных инструментов, внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах, продолжать учить играть на металлофоне, формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен.

3. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма.

Материал: Детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

Ведущий: (обращает внимание детей на птичку). Смотрите, ребята, к нам сегодня прилетела птичка. А что-то она нам принесла.

(Берет письмо, читает).

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите музыку. Приглашаю вас к себе в гости, в Страну Музыкальных инстументов.

Девочка Скрипочка».

Ну как, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте возьмем кастаньеты,

они нам будут помогать в пути.

(За дверью слышен голос: «Постойте, погодите!». Вбегает Петрушка).

Петрушка: Без меня не уходите! Здрасьте!

Вы меня с собой возьмите!

Я тоже музыку люблю.

Послушайте, как я пою.

(поет фальшиво) Я Петрушка - молодец,

На макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу,

Позабавлю, насмешу.

Вед: Подожди, подожди, Петрушка, ты не правильно поешь.

Давайте, ребята, возьмем с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас

петь и играть на разных музыкальных инструментах. Все готовы? В

путь!

(Дети двигаются под музыку и отстукивают ритм на кастаньетах).

1. ходьба- муз. Шульгина,

2. бег в рассыпную - муз.

3. поочередный притоп ногами - рус. нар. мел.

4. поочередное выставление ног на носок - рус нар. мел.

 

Ведущий: Вот мы и пришли. Смотрите, какие красивые ворота.

Петрушка: Давайте скорее зайдем!

Вед: Прежде надо позвонить. (Звонит, выходит Скрипка).

Скр: Здравствуйте, ребята! Получили мое письмо? Проходите, пожалуйста.

(Дети проходят в ворота под муз. Свиридова «Музыкальный ящик». Скрипка

снимает покрывало со столов с инструментами).

Скр: Посмотрите, ребята, сколько разных музыкальных инструментов живет

в Музыкальной стране. А я вижу, вы не с пустыми руками ко мне приш-

ли. Как называются ваши инструменты? (кастаньеты). А из чего они сде-

ланы? (Из дерева). Значит они... (Деревянные). Правильно. Это ударные

музыкальные инструменты, потому что при игре в них ударяют. Вот

здесь у нас живут тоже деревянные ударные музыкальные инстру-

менты, посмотрите - это ложки.

Вед: Мы знакомы с этими инструментами. И даже знаем как на них играть.

Ребята, как играют на ложках? (Пяточками). Мы можем тебе, Скрипоч-

ка, показать и даже спеть песенку про ложки.

Скр: С удовольствием послушаю.

Петр: А можно я тоже попробую?

Вед: Конечно, Петрушка, смотри, как ребята будут играть и повторяй.

(Дети поют и играют на ложках. муз. Тиличеевой).

" Думал, ложкой щи хлебают.

Ложками давно играют!

Эй, бегите все скорей!

Здесь ансамбль ложкарей."

Скр: Молодцы. И у тебя, Петрушка, не плохо получается. А вот здесь у нас

живут металлические музыкальные инструменты, посмотрите.

Вед: Какие инструменты вы здесь видите? (колокольчики, бубенчики, ме-

таллофон). А почему они называются металлическими? (Сделаны из

металла).

Скр: Вы умеете на них играть?

Петр: А вот я не умею. Ну на колокольчиках, бубенчиках можно звенеть,

а на металлофоне как играть?

(Молоточкам по пластинкам, аккуратно).

Вед: Покажи, пожалуйста, Аня, научи Петрушку. (Ребёнок играет). А теперь мы все инструменты возьмем и сыграем, и споем.

(Поют песню " Весной" - муз. Насауленко, на проигрыш играют).

Скр: А в нашей стране есть еще вот какие колокольчики, хрустальные.

Послушайте, как они звенят. ( И грает).

Вед: Ребята, на что похож звук этого колокольчика? (На капельки). Правиль-

но. Наступила весна, капают с крыш сосульки. Давайте вспомним нашу

песенку про шаловливые сосульки.

(Поют песню " Шаловливые сосульки" - муз. Боровик, подыгрывают на хрустальных колокольчиках).

Вед: Скрипочка, мы тебе показали, как умеем играть, а теперь бы нам хоте-

лось тебя послушать.

Скр: Ну что ж, присаживайтесь.

У каждой скрипки есть смычок

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведет,

И плачет скрипка, и поет.

(Играет на скрипке " Старинную французскую песню " - муз. Чайковского).

Вед: Спасибо, Скрипочка. Ребята, вам понравилось? А какая была музы-

ка? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Скрипка - это струнный му-

зыкальный инструмент, потому что есть струны. Скрипочка, а можно

тебя попросить сыграть еще раз? (Повторное слушание).

Скр: А вот пришли мои друзья.

(Входят дети подг. гр." Барабан", " Бубен", " Трещотки")

Барабан: Бывает разный барабан,

Маленький и великан.

С маленьким легко шагать,

Весело в него стучать. (играет).

Бубен: Из стран древнего Востока

Бубен к нам пришел.

Итальянцам и испанцам

Полюбился он.

Как встряхнеш бубен руками,

Ноги в миг запляшут сами. (играет)

Трещотки: Это что за разговор?

То ли ссора, то ли спор.

Как сороки, затрещали,

Инструмент такой узнали?

Тараторит, будто тетка,

Называется трещотка. (играет).

Скр: Давайте поиграем.

Игра " Найди свой инструмент" - рус. нар. мел.

Скр: Спасибо вам, друзья. («Инструменты» уходят). А у меня есть еще совсем

маленькие колокольчики.

Вед: Замечательно! Мы сейчас с ними потанцуем.

(" Пляска с колокольчиками" -муз. Бокач)

Скр: Очень весело плясали.Молодцы. А еще у нас в стране живет вот какой

инструмент.\показывает балалайку.\Может быть, вы знаете как он на-

зывается? \балалайка\. Правильно. А как вы думаете, балалайка-это ка-

кой музыкальный инструмент? \струнный\ Правильно.У нее, как и у

скрипки, есть струны.

Петр: Скрипочка, ребята, а можно я на ней сыграю?

Вед: Петрушка, а ты разве умеешь?

Петр: Мне кажется, я уже многому у вас научился. Правда, Скрипочка?

Скр: Ты молодец, Петрушка. Ну попробуй.

\играет на балалайке рус.нар.мел. " Во саду ли, в огороде." \

Вед: И впавду научился! Но мы тоже многому научились в Стране Музы-

кальных инструментов. Давайте организуем оркестр.

\Оркестр д.м.и. " Светит месяц." - рус.нар.мел.\

Вед: Скрипочка, спасибо, что пригласила нас к себе в гости. Наше путе-

шествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Скр: На прощанье я хочу подарить вам книгу, она так и называется: " В

Стране Музыкальных инструментов".

Вед: Спасибо. Мы обязательно ее прочтем. До свидания.

\под муз. Свиридова дети " возвращаются" в детский сад.\

Вед: Путешествие наше закончилось. Вам понравилось? Какой инструмент

мы сегодня слушали? \ скрипку\. Вы сегодня были замечательными му-

зыкантами. Даже Петрушку научили играть. На каком инструменте иг-

рал Петрушка? \балалайка\. В свободное время мы прочтем книгу, кото-

рую подарила Скрипочка, и узнаем какие еще инструменты живут в

Стране Музыкальных инструментов.

\прощаются \.

Петр: А можно я провожу вас в группу?

Вед: Конечно!

\уходят.\

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.