Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная личность






 

Социальная личность человека & lt;...& gt; как члена определенной общественной группы. Как определенная социальная единица. Как существо в себе – для других и – для себя. (17.1, 58) & lt;...& gt; совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде (психологические функции, построенные по социальной структуре). (17.1, 59)

См. Личность, Функция

Социальная среда

 

& lt;...& gt; никогда не следует исходить из данной и наличной среды, как из чего-то неизменного и постоянного.

Социальная среда содержит в себе бесчисленное множество самых различных сторон и элементов. Элементы всегда находятся в жесточайшем противоречии и борьбе друг с другом, и вся среда должна пониматься не как статическая, первоначальная и устойчивая система элементов, но как диалектически развивающийся динамический процесс. Революционер может оказаться с социальной точки зрения более приспособленным к высшим тенденциям среды, чем карьерист, потому что он приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статике.

Отношение человека к среде всегда должно носить характер активности, а не простой зависимости. Поэтому приспособленность к среде может означать жесточайшую борьбу с отдельными элементами среды и всегда известные активные взаимоотношения с ней. Следовательно, в одной и той же социальной среде возможны совершенно разные социальные установки индивида, и все дело в том, в каком направлении будет воспитана эта активность. (3.1, 237)

См. Среда, Установка

Социогенез

 

& lt;...& gt; в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения человека, в онтогенетическом – процесс социального формирования ребенка. (12.1, 163)

См. Развитие

Способность

 

& lt;...& gt; потенциальное действие, готовность, возможность к работе. (12.1, 164)

Сравнительно-генетический метод (в педологии)

 

& lt;...& gt; Педология пользуется в своем изучении сравнительно-генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того, чтобы представить себе, какой путь развития прошел ребенок. (7.1, 52)

См. Педология, Развитие

Среда

 

Среда для человека в конечном счете есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом. & lt;...& gt;

& lt;...& gt; Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений (3.1, 88 – 89) & lt;...& gt; весь окружающий объективный мир, среди которого живет, развивается, действует человек. & lt;...& gt; Физическая или естественная среда, представленная миром природы, отличается от социальной или искусственной, представленной человеческим обществом. (12.1, 165) Каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так что среда, в чисто внешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту. (7.1, 76) & lt;...& gt; среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития. (7.1, 93)

См. Возраст, Развитие, Социальная среда






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.