Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение. <> поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой






 

& lt;...& gt; поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой. (3.1, 134) Именно он [механизм условного рефлекса] может объяснить и показать, каким образом наследственное поведение человека, составляющее общебиологическое приобретение всего животного рода, переходит в социальное поведение человека, возникающее на основе наследственного, под решающим воздействием социальной среды. (1.1.2, 73) Под поведением обычно подразумеваются все те движения, которые производятся только живыми существами и отличают их от неживой природы. Всякое такое движение представляет собой всегда реакцию организма на какое-либо раздражение, либо падающее на организм из внешней среды, либо возникающее в самом организме. & lt;...& gt; Поведение животных и человека составляет чрезвычайно важную форму биологического приспособления к окружающей среде. & lt;...& gt; Поведение животных и человека также слагается из реакций наследственных и приобретаемых в личном опыте. Наследственные реакции слагаются из рефлексов, инстинктов, некоторых эмоциональных реакций и представляют общий для всего вида наследственный капитал полезных биологических приспособлений организма. & lt;...& gt; Всякий акт поведения строится по модели рефлекса.

& lt;...& gt; Основной закон поведения: приобретаемые реакции (условные рефлексы) возникают на основе наследственных (безусловных) и представляют собой, в сущности, те же наследственные реакции, но в расчлененном, комбинированном виде, и возникают они в совершенно новых связях с элементами среды. (1.1.2, 70 – 74) Над всем этим возвышается основной вопрос: что превращает сумму реакций в поведение, имеющее, как новое химическое тело, целый ряд новых свойств, не данных в его составных частях, и утерявшее целый ряд свойств, которыми обладали его составные части. Так, вода, хотя и есть не что иное, как H2O, не горит, как водород, и тушит огонь, чего не делает кислород. (13.1, 104) Поведение человека не есть только функция деятельности нервной системы, хотя, несомненно, оно осуществляется в конечном счете через ее деятельность. (13.1, 123) & lt;...& gt; (придает человеческому поведению) трагический и диалогический характер непрестанной борьбы между миром и человеком и между различными элементами мира внутри человека. (3.1, 71) & lt;...& gt; поведение человека представляет из себя лишь одну из немногих осуществившихся возможностей. Теперь мы можем определить поведение как восторжествовавшую доминанту и согласившиеся служить ей субдоминантные рефлексы. (3.1, 73) Поведение человека раскрывается нам не только как статическая система уже выработанных реакций, но как не останавливающийся ни на минуту процесс возникновения новых связей, замыкания новых зависимостей, выработки новых суперрефлексов и одновременно размыкания и уничтожения прежних связей, отмирания прежних реакций, а самое главное, как ни на секунду не прекращающаяся борьба, требующая мгновенных комбинаций, сложнейшей стратегии организма, и борьба множества разнообразных реакций внутри организма за преобладание, за обладание рабочими, исполнительными органами. (1.1.11, 190) & lt;...& gt; у низших животных все же доминирующей, преобладающей, формой поведения остается инстинкт. У высших животных, наоборот, обнаруживается сдвиг в сторону преобладания условных рефлексов в общей системе реакций. (9.1, 25) & lt;...& gt; поведение, взятое в целом, проходит в своем развитии три основные стадии. Первую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследственные реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами & lt;...& gt; Над этой первой и основной ступенью в развитии поведения возвышается вторая ступень & lt;...& gt; Это – так называемая ступень дрессуры или условных рефлексов & lt;...& gt; Над этой второй ступенью & lt;...& gt; возвышается третья и для царства животных, видимо, последняя ступень, хотя и не последняя для человека. С несомненной научной достоверностью наличие этой третьей ступени было констатировано только в поведении высших человекообразных обезьян & lt;...& gt; Именно в опытах с человекообразными обезьянами интеллектуальные реакции проступают в такой простой, чистой, прозрачной форме, в какой мы никогда не можем наблюдать их в развитом поведении человека. (9.1, 23 – 27) Поведение человека – продукт развития более широкой системы, чем только система индивидуальных функций, именно системы социальных связей и отношений, коллективных форм поведения и социального сотрудничества. (1.6.1, 56) Подобно тому как новый мозг надстраивается на основе старого, так только и всякая новая ступень в развитии поведения, соответствующая новому отделу мозга, надстраивается над старой. (9.1, 5) Подобно тому как возрастающее господство над природой основывается у человека не столько на развитии его естественных органов, сколько на совершенствовании его техники, подобно этому и господство его над собой, всевозрастающее развитие его поведения основывается преимущественно на совершенствовании внешних знаков, внешних приемов и способов, вырабатываемых в определенной социальной среде под давлением технических и экономических потребностей. (9.1, 119) & lt;...& gt; В современной психологии поведение означает часто совокупность психофизиологических процессов, включающих объективную и субъективную сторону реакции. (12.1, 132)

См. Доминанта, Знак, Инстинкт, Мозг, Реакция, Рефлекс, Среда, Функция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.