Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеримская проза. Ораторское искусство Цицерона. Нравственно-философские сочинения Сенеки.






Ораторское искусство пользовалось в Риме величайшим уважением, чему способствовала практическая необходимость для политических деятелей, желавших добиться успеха в народном собрании, владеть сложными системами воздействия на слушателей. Важнейшей областью жизни древних римлян была также судебная практика с ее состязанием защитника и обвинителя.

Величайшим оратором древности (наряду с афинянином Демосфеном) тра­диция считала Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.). Цицерон был плодови­тым автором. От него до нас дошло 58 речей (примерно половина), 7 трактатов по риторике, 12 трактатов по философии и около тысячи писем различным адреса­там. Последние являются, может быть, самым живым откликом на события его жизни.

 

 

Деятельность Цицерона характеризуют три момента:

1. Цельность и разносторонность его личности, сочетавшей индивидуальный нрав­ственный и философский поиск со служением обществу, государству, более того, видяще­му истинную доблесть человека именно в таком служении.

2. Гуманистический идеал Цицерона, оказавший влияние на формирование пред­ставлений о человеке в европейской культуре Нового времени.

3. Создание литературного латинского языка. Здесь требовалась стилистическая нормализация словоупотребления. Основой для стилистического отбора служил обычай разговорной речи образованного общества, подспорьем - греческие грамматические теории.

Нормализация латинского языка происходит на базе теории трех стилей. Главной задачей Цицерона было выделить тот средний стилистически нейтральный слой лексики, который мог бы стать основой естественного, выразительного и гибкого прозаического слова.

В своих ораторских выступлениях Цицерон использует самые разнообразные «фигурами речи»: инверсии, риторические вопросы, анфоры, эпфоры, оксюморны и т.д.

 

Луций Анней Снека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - философ-стоик - происходил из испанского города Кордубы (Кордовы). Он сделал блестящую карьеру при императорском дворе, был воспитателем Нерона и фактическим соправителем государства во время малолетства своего подопечного. Ему пришлось отойти от дел, когда выросший Нерон стал все более прояв­лять свой тиранический характер. Волна репрессий докатилась и до старого философа. По при­казу императора он вынужден был покончить с собой, вскрыв вены.

Сенека является автором девяти трагедий (среди которых «Федра» и «Медея»), 12 книг небольших философских трактатов (так называемые диалоги: «О проведении», «О спокойствии духа», и т.д.), трех больших трактатов: «О мило­сердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы» и большой сбор­ник писем, адресованных молодому другу философу Луцилию, по своему построе­нию имитирующих диатрбу - устную проповедь-спор.

Сенека в своей прозе дает образцы нового стиля, отличающегося от стиля Цицерона. Фразы становятся более дробными, внимание, прежде всего, уделяется варьированию темы, цве­тистости выражений, эмоциональному воздействию. Вереницы коротких афористических фраз связываются между собой антитезами, повторами слов. Император Калигула назвал такую ма­неру «песок без извести». Сенека утверждал, что для него безразличны слова сами по себе. Они важны для него лишь как средство произвести воздействие на душу слушателя.

 

ОСОБЕННОСТИ «ПИСЕМ К ЛУЦИЛИЮ»

1. Подобно подлинным письмам, они развернуты в жизнь. Сенека заботливо стили­зует это свойство. Он словно и не собирается рассуждать, а сообщает другу о себе.

2. Письма разомкнуты и формально: каждое посвящено нескольким темам.

3. Сенека «прячет» систематичность, отдавая предпочтение увлекательности. Его мысли скорее непосредственные озарения, чем рациональные выводы.

4. Лейтмотивная техника. Одна и та же тема, мысль варьируется, переходя из пись­ма в письмо. Так создается контекст высказывания, объем.

5. Композиционная цельность. Несмотря на кажущуюся отрывистость, хаотичность высказываний, перед нами разворачивается последовательная система обращения читателя в стоическую веру.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.