Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Период деградации и упадка классической римской (языческой) литературы






а) Литература времен расцвета империи I-II вв. н.э.

б) Литература кризиса империи II-V вв. н.э.

 

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ В РИМСКИХ УСЛОВИЯХ:

1. Эпос. Поскольку римляне не имели своей развитой мифологии, эпос облекался не в мифо­логическую, а в историческую форму.

2. Театральные жанры. Не будучи связаны, как в Греции, с религией и культом Диониса, никогда не пользовались таким уважением и популярностью как эпос. В Риме невозможно было найти одновременно достаточное количество умеющих хорошо плясать и петь актеров (это заня­тие считалось низким), поэтому роль хора в трагедиях сводилась к минимуму, в комедиях он во­все отсутствовал. Зрители не знали деталей многих мифов, и поэтому акцент с психологических нюансов переносился на развитие действия, повороты сюжета.

3. Сатура (смесь). Основывалась во многом на эллинистических традициях малых форм. Из сатуры позже выделились: дидактическая поэма, собственно сатира - небольшое поэтическое про­изведение, содержащее критику современных нравов, лирические стихи с любовно-автобио­графическими мотивами.

4. Ораторский жанр. Был связан с судебной и политической практикой. Первоначально не осознавался как самостоятельная литературная форма. Его обособление связано с распростра­нением преподавания греческой риторики.

5. Исторический жанр. Наиболее популярен в Риме. Именно в нем проявилось своеобразие римского духа.

 

Вергилий (Публий Вергилий Марон 70 - 19 гг. до н.э.)

Его творчество приходится на эпоху правления Октавиана Августа, в которой современ­ники видели восстановление порядка, спокойствия и гражданских доблестей, нарушенных кро­вопролитными гражданскими войнами. Именно в таких условиях и стало возможным создание произведения эпического в своей основе, выразившего с наибольшей полнотой драматизм и от­ветственность сознания римлянина - «Энеиды».

Вергилий является также автором «Буколик» или «Эклог» (42-39 гг.), в которых он идет вслед за Феокритом, воспевая мирные красоты сельской природы, и «Георгик» (38-30 гг.) - дидактической поэмы, сочетающей элементы еще гесиодов­ской проблематики с насущными политическими вопросами момента. «Энеида» создавалась на протяжении последних 10 лет жизни Вергилия (29-19 гг.) и не была им завершена. Поэт использовал опыт Аполлония Родосского и, конечно же, опи­рался на Гомера, поэтому первые 6 песен «Энеиды», повествующие о странствиях троянского героя Энея, сюжетно повторяют «Одиссею», зато последние 6 песен ориентируются на «Илиаду», особенно в описании сражений, которые приходится вести тевкрам на земле Лация. Многочисленные сюжетные, стилистические совпа­дения с Гомером лишь более отчетливо подчеркивают отличия:

1. Если у Гомера мы встречаемся с непосредственным, иногда наивным взглядом на мир, если сам этот мир еще разомкнут, таинственен и в чем-то чужд человеку (герой Гомера исследует пространство), то у Вергилия мы попадаем в уже обжитый и до какой-то степени знакомый мир. Его герои исследуют время, историю, они погружены в нее, более того, их подвиг направлен как раз на то, чтобы не прервалась, продолжилась эта историческая связь. Энею предстоит основать великий город и ради этой цели, выходящей за пределы его личного опыта, его личных нужд, он и будет терпеть лишения, подвер­гаться опасностям, жертвовать всем - даже любовью. Грандиозность поэмы Вергилия отражает уже не грандиозность окружающего человека со всех сторон пространства, а масштабность цивилизаторских, исторических задач, стоящих перед людьми.

2. В соответствии с этим, если гомеровские герои больше заняты своей личной судь­бой, своей славой (Одиссей спускается в царство мертвых, чтобы узнать свое будущее), то герои Вергилия, в основном, интересуются тем, как их деяния и поступки скажутся на судьбе народа и мира в целом (Эней в преисподней вопрошает Анхиза о будущем Рима).

3. Гомеровский эпос традиционен, он обращен к славному прошлому. Вергилиевский устремлен в будущее, именно там он ищет гармонии, ради которой человек готов жертво­вать всем.

4. У Гомера герои действуют, как правило, слабо задумываясь о последствиях и почти не знают колебаний. У Вергилия, напротив, вместо динамики поступков - напря­женная динамика душевной жизни, переживаний, колебаний. Вергилий - тонкий психолог.

 

5. Боги Гомера непосредственны, они прямо вмешиваются, противореча друг другу, в человеческую жизнь по своей прихоти. У Вергилия все подчинено высшей воле Юпитера, к тому же боги являются, скорее, иносказательными персонажами, данью литературной традиции, аллегорическими фигурами.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ «ЭНЕИДЫ»:

1. В жанровом отношении это произведение трудноопределимо, так как включает и элементы эпоса, и лирики. Каждая песнь поэмы представляет собой законченный эпиллий. Несомненно также влияние прозаических источников.

2. Мифологизм в «Энеиде» не отличим от историзма. Дух истории пропитывает все повест­вование.

3. Потрясающий психологизм, сочетающийся с рациональностью построения и мощью об­разов.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ЭНЕИДЫ»

1. Эней и его спутники, спасшиеся после взятия Трои ахейцами, в результате морской бури оказываются в Карфагене. Благодаря содействию своей матери Венеры Эней хорошо принят царицей Карфагена Дидоной, которая устраивает в честь героя пир.

2. На пиру Эней рассказывает о своих злоключениях: взятии Илиона греками, страшном пожаре, охватившем родной город, о бегстве с родными из Трои, исчезновении жены Креусы.

3. Герой рассказывает далее о своих странствиях: во Фракии, на Делосе, на Крите - везде тевкры пытаются основать новый город, но рок препятствует им.

4. Дидона, слушая скорбный рассказ Энея, влюбляется в него. Герой отвечает ей взаимностью, но в ситуацию вмешиваются боги. Вестник Юпитера сообщает Энею, что его род ждет великое будущее в Ита­лии, куда он и должен направить свои корабли. Флот Энея покидает Карфаген. Дидона, посылая проклятия неверному, бросается в пылающий костер и погибает.

5. Основав в Сицилии город Сегесту и почтив память своего умершего отца Анхиса, Эней направляется в Италию.

6. Эней в Италии. Руководимый Сивиллой, он спускается в подземное царство, где видит тени умерших (в частности, тень Дидоны и своего отца). Анхис предсказывает сыну будущее Рима и его рода.

7. Вступив в Лациум, Эней получает согласие царя Латина на брак с его дочерью Лавинией. Уязвленный этим вождь рутулов Турн, которому ранее была обещана рука Лавинии, поднимает против тевкров 14 ита­лийских племен.

8. Начинается война, в которой противоборствующие стороны вербуют себе союзников. Так на помощь Энею приходит Евандр и его сын Паллант, ставший близким другом героя.

9. Рутулы под предводительством Турна, пользуясь отсутствием Энея, штурмуют лагерь троянцев, пытаясь сжечь их корабли.

10. Новый жестокий бой между врагами, но уже с участием Энея, во время которого Турн убивает Палланта.

11. Царь Лация Латин, ушедший от власти, настаивает на заключении мира с тевкрами. Однако вверх берет Турн, выступающий за продолжение войны. На помощь рутулам приходит амазонка Камилла, но она погибает в битве. Италийцам приходится отступать.

12. Судьба войны решается единоборством Энея и Турна. Покровительствующая вождю рутулов Юнона по повелению Юпитера прекращает поддерживать италийцев. Турн погибает в схватке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.