Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и ожидания






Большинство людей обнаружат, сколь заметно обогатилась их жизнь, дойдя лишь до второй стадии из десяти. Этот уро­вень развития требует некоторых усилий, но его могут освоить и те, кто ведет деятельную жизнь с карьерой и обязательствами перед семьей, — при условии, что они захотят уделить медита­ции немного времени. Это значительно улучшит качество всей жизни, позволит стать более стойким к внутренним и внешним ударам. Если ваша цель такова, способы, описанные в этой кни­ге, вполне подойдут.

Однако, как отмечалось ранее, эта книга — также и путево­дитель для тех, кто хочет идти гораздо дальше того, что принято считать обычным уровнем внимания. Чтобы овладеть третьей стадией, большинству людей потребуется более высокий уро­вень обязательств, чем час или два медитации в день посреди деятельной жизни. Более же высокие стадии воспитания вни­мания доступны тем, кто недели или месяцы привержен стро­гой медитации в подходящем окружении. Покорить четвертую стадию внимания можно, лишь взяв на себя профессиональные обязательства в этом обучении, и на это могут уйти месяцы и годы глубокого погружения в созерцание.

Если пройти все десять стадий воспитания внимания, что обсуждаются в этой книге, польза поистине безмерна. Если вы добрались до девятой стадии, ум превосходно собран и от­точен — и чужд даже малейшему смятению. Говорится, что тогда можно без усилий и неуклонно сосредоточиваться на вы­бранном предмете по крайней мере четыре часа. В начале этого обучения созерцателям обычно предлагается медитировать в коротких занятиях по 24 минуты (санскр. гхатика), что со­ставляет одну шестнадцатую полных суток. На высотах этого


обучения появляется возможность поддерживать внимание с предельной ясностью в течение времени, в десять раз превы­шающего этот промежуток.

Согласно устной традиции Тибетского буддизма, среди созерцателей, осведомленных достаточно, чтобы предаться этой медитации, те, чьи способности — выдающиеся, могут пройти все десять стадий за три месяца, те, что со «средни­ми» способностями — за полгода, ну а у тех, чьи способности «заурядные», это займет до девяти месяцев. Такие предполо­жения основаны на том, что созерцатели живут в спокойном окружении, денно и нощно посвящая себя освоению с этим предметом. Ссылка на выдающиеся, средние и заурядные способности относится к талантливости и уравновешенности внимания, с которых начинается обучение. Также, как некото­рые из нас — одаренные музыканты, атлеты или математики, есть и такие, кто обладает высокой степенью устойчивости и яркости внимания, что дает им преимущество в начале пути. Другие же могут быть крайне привержены и одухотворены об­учением, и это сослужит им хорошую службу в долгих месяцах последующей трудной работы.

Такой уровень профессионального обучения, вероятно, по­кажется многим читателям этой книги обескураживающим и неосуществимым — но сравните его с режимом обучения олимпийских атлетов. Лишь у немногих есть время, возмож­ность и склонность посвятить себя такому обучению, что на первый взгляд может показаться далеким от практических нужд, с которыми человечество сталкивается ныне. Но иссле­довательская работа с профессиональными спортсменами дала множество ценных прозрений о диете, упражнениях и побу­дительных мотивах, важных и для широкой публики. И если обучение олимпийцев в основном нацелено на физическое


совершенство, воспитание внимания призвано раскрыть вы­соты внимательности.

Покорив высоты девятой стадии, созерцатель готов к се­рьезному прорыву, вызывающему глубинные изменения в нерв­ной системе и потрясающие перемены в сознании. Здесь от­крывается возможность освоить шаматху: ум изумительно податлив, и его можно по-разному приложить к делу, да и тело приобретает невероятную гибкость и пластичность. Это вы­дающееся достижение, не сравнимое ни с чем иным, что вы переживали прежде.

Со времен Будды, когда люди спрашивали зрелых созерца­телей о природе их медитации, те обычно отвечали: «Приди и попробуй!» В 1992 году нейробиологи, изучая следствия се­рьезных усилий в созерцании у тибетских отшельников, по­ясняли, как именно они хотят исследовать нервные и поведен­ческие результаты, вызванные медитацией. Один из монахов заметил: «Если вы и впрямь хотите понять, как действует ме­дитация, я буду рад вас научить. Только в личном пережива­нии вы по-настоящему сможете оценить последствия такого обучения».

Давайте начнем с первой стадии, применяя способ памя­тования дыхания.









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.