Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 7. Практика йоги сновидений во время сна







Практика йоги сновидений во время сна

 

Мотивация

 

Вечером, перед тем как лечь спать, —говорит Падмасамбхава, — зародите бодхичитту, размышляя следую­щим образом: „Я буду практиковать во время сна иллюзорное самадхи [йогу сно­видений] и достигну состояния совершен­ного Будды ради блага всех живых существ, где бы они ни пребывали в безграничном пространстве"». Такое устремление придаёт нашим усилиям определённый смысл. Что может наилучшим образом мотивировать нас к практике? Попробуйте именно эту мотивацию — практиковать для того, чтобы принести пользу всем живым существам, приведя их к просветлению. С точки зрения ваджраяны и дзогчен существует только эта единственная мотивация — бодхичитта. Это наивысшее устремление, а предлагаемая формулировка подразумевает настойчивость: «Я достигну состояния совершенного Будды». Мы не говорим: «Я приложу к этому все уси­лия и надеюсь, что не умру в процессе».

Такая благородная мотивация вызывает серьёзные вопросы. Сможете ли вы все­рьёз посвятить себя бодхичитте (принимая во внимание всё, что это за собой влечёт), не имея при этом никакого понятия, что с вами произойдёт после смерти. Я с трудом могу себе представить, что кто-то действи­тельно может практиковать с такой моти­вацией. Такое возможно лишь в том случае, если к моменту, когда вы решите практико­вать, вы уже будете находиться в двух шагах от пробуждения или упростите устремление бодхичитты до расхожей формулы «Пусть всем будет счастье». Всё это подводит нас к тому, что рабочая гипотеза о реинкарна­ции — предположение, что в случае необхо­димости мы сможем возобновить свои усилия в будущих жизнях, — могла бы быть очень полезной, если не сказать жизненно необхо­димой, для той решимости, к порождению которой нас призывает Падмасамбхава.

Тут уместно вспомнить одну реальную историю, связанную с моим учителем Геном Ламримпой, монахом, который прибыл в Индию без гроша в кармане вскоре после того, как в 1960-х годах китайские коммуни­сты вторглись в Тибет и начали жестоко пре­следовать буддизм. Он прилетел в малень­кий городок Дехрадун, который находится на севере Индии, в предгорьях Гималаев. Там он обнаружил, что среди тибетских беженцев, осевших в этом поселении, было несколько высокореализованных учителей. Многие из них чуть не лишились жизни, не имели практически никакого имуще­ства и были беженцами, изгнанными с родной земли. Однако, несмотря на всё это, с точки зрения духовной практики это была очень благоприятная ситуа­ция — ведь в одном и том же месте собрались такие уникальные люди. Это было настоящее сокровище для того, кто по-настоящему практикует Дхарму.

Но Ген Ламримпа был не просто нищим, он был ещё и бездомным — у него не было места, где он мог бы жить и практиковать. Даже все пещеры вокруг деревни были заняты практикующими йогинами. Не хва­тало только неоновой вывески «Мест нет». Поэтому Гену Ламримпе пришлось доволь­ствоваться даже не пещерой, а нависающим выступом скалы. И это в горном регионе Индии, где значительную часть года идут сильные дожди. Поэтому его новое приста­нище никак нельзя было назвать надёжным жилищем. Но именно там, под этим высту­пом, он решил обосноваться и практиковать. Он узнал, что американское правительство ежемесячно выдаёт каждому тибетскому беженцу мешок муки. Это и был, собственно, весь его провиант. Он жил так на протяже­нии трёх или четырёх лет — выступ в скале в качестве дома и мешок муки в качестве еды. Позже он отзывался об этом времени как о самых счастливых днях своей жизни. Тогда возникает вопрос: смог бы кто-то вести такой же образ жизни, какой вёл Ген Лам- римпа, не обладая воззрением, придающим всему этому смысл, который наполнял бы не только эту жизнь, но и все последующие жизни таким образом, чтобы всё время, про­ведённое в усердной практике, не пропало даром, а любая не завершённая в этой жизни задача могла бы быть завершена в следую­щих? Если не обладать таким воззрением и верить, что в конце этой жизни нас ждёт полная аннигиляция, то мы ничем не будем отличаться, например, от бизнесмена, кото­рому посоветовали вкладывать всё его время и энергию в развитие определённого бизнеса, но предупредили, что в какой-то момент — хочет он того или нет — он неиз­бежно обанкротится. Насколько усердно вы смогли бы приняться за работу, если бы обладали такими вводным данными? (Срав­ните это с тем усердием и любовью, которые вы вложили бы в дело, если бы знали, что оно принесёт пользу вашим детям и внукам.) Осмысленное использование бодхичитты в качестве мотивации для практики йоги сновидений способно оказать существенное влияние на её результат; нам следует это знать и принимать во внимание.

 

практика

 

Наставление Падмасамбхавы продолжается так: «Лягте головой на север и повернитесь на правый бок. Правую руку положите так, чтобы щека лежала на ладони, а левую вытя­ните вдоль бедра. Ясно представьте, что ваше тело — это ваше личное божество». Эта поза называется «поза спящего льва». Если у вас нет возможности развернуть свою кровать головой на север (или вы много путешеству­ете и часто спите в отелях), то достаточно просто представить, что вы спите головой на север. Это сработает. Термин «личное божество» является переводом тибетского слова йидам. Это может быть какое-либо медитативное божество — такое как Вад- жрасаттва, Тара, Падмасамбхава — или ваш духовный наставник, ваш гуру. Вы можете представлять себя в качестве Падмасамбхавы, Далай-ламы, Кармапы или других великих учителей — таких как Дуджом Ринпоче или Дилго Кхьенце Ринпоче. Вы можете исполь­зовать в качестве архетипа, или проявления, Будды особую форму, символизирующую просветлённые качества, — любую, кото­рая наиболее глубоко отзывается в вашем сердце. Вы можете представлять себя в каче­стве этой формы — представлять своё тело в качестве своего йидама. (Вы также можете использовать в качестве йидама божеств других религий, если они вас вдохновляют. Если вы христианин, то примите в качестве йидама Иисуса Христа или святого Фран­циска Ассизского. Личность, которая может послужить источником вдохновения, можно обнаружить как среди высокодуховных адеп­тов любой из мировых религий, так и среди обычных, не имеющих отношения к рели­гии людей.) «Если ваша визуализация не ста­новится достаточно ясной, — продолжает Падмасамбхава, — подумайте с гордостью: „Я — божество! "».

 

божества

 

Практику божества можно назвать сердцем буддизма ваджраяны. Формальная практика, связанная с медитацией на личное боже­ство, крайне сложна. Если говорить в самых общих терминах, практикующий визуально запоминает внешний вид божества, включая его или её одеяния, атрибуты и жесты рук (санскр. мудры). Каждый из этих элемен­тов имеет важное значение. Например, перо грифа, которое украшает верхушку шапки Падмасамбхавы, символизирует, что его воз­зрение является наивысшим. Три его одеяния (внутреннее и внешнее, а сверху накидка) символизируют его совершенное владе­ние доктринами шравакаяны (колесница индивидуального освобождения), махаяны и ваджраяны. Все остальные атрибуты и эле­менты также имеют определённый смысл. Затем практикующий полностью освобож­дается от любой идеи, имеющей отношение к его обычной личности, и визуализирует своё тело как тело божества. Используя «свя­щенную гордость»34, мы упрочиваем свою божественную идентичность. Внешний мир мы видим как мандалу божества, которая обычно состоит из дворца с четырьмя сим­метрично расположенными входами, охраня­емыми защитниками. Этот дворец окружён благоприятными символами, защитными кругами и другими символическими объек­тами. Всех, кто находится во внешнем мире, который простирается за пределами дворца, мы воспринимаем как полностью просвет­лённых существ35. В идеале все физические формы нужно воспринимать как тело боже­ства, все звуки как просветлённую речь, а все мысли как просветлённый ум. Как единое целое визуализация символизирует вселенную, которую мы воспринимаем как землю Будды, наделённую всеми атрибу­тами просветлённого измерения.

В любой практике божества очень важно избавиться от своего обычного самовосприя­тия. Чтобы это осуществить, для начала нужно осознать, что наше обычное «я» — то есть то, чем мы себя ощущаем, — явля­ется пустым. Это просто карточный домик, который обрушивается, если применить логический анализ, о котором мы уже гово­рили раньше и который демонстрирует несуществование феноменов. Подобному логическому анализу должна сопутствовать стабильная концентрация, которая достига­ется с помощью шаматхи.

Из этого пространства пустоты, простран­ства отсутствия истинного существования мы возникаем в форме божества и ассо­циируем себя именно с божеством. Визуа­лизируя себя в качестве своего личного божества, представьте, что обладаете всеми совершенными просветлёнными качествами, которыми обладает ваш йидам. Поступая подобным образом, вы трансформируете себя и всё, что вас окружает, следуя шаблону восприятия, который соответствует просвет­лённой осознанности36.

В особых инструкциях Падмасамбхавы о том, что делать в момент отхода ко сну, говорится: «Положив голову на подушку, представьте, что кладёте её на колени своего духовного наставника, а затем сфокусируйте своё внимание на Оргьене Падма [Падма­самбхава], который находится в области горла. Он размером с фалангу большого пальца руки. Лицо его сияет улыбкой. Он проявляется, но не обладает истинным существованием». Этот образ ясно проявля­ется в вашем горле, но остаётся прозрачным, как радуга. Затем: «Обратитесь мысленно со следующей просьбой: „Благослови меня, чтобы я мог осознать, что нахожусь в сно­видении. Благослови меня, чтобы я мог вос­принимать сновидение как сновидение"». Вы не призываете на помощь какую-то внеш­нюю силу или определённого индивидуума. Вы распознаёте свою собственную природу Будды как Падмасамбхаву, находящегося в вашей горловой чакре, и призываете свою внутреннюю осознанность сделать сновиде­ния ясными.

«Лягте в позу спящего льва и дайте себе сильную установку на то, чтобы распознать сновидение». Точно таким же методом, как и при работе в рамках техники осознанных сновидений, проявите непоколебимую реши­мость и создайте твёрдую установку на буду­щее: этой ночью я во что бы то ни стало распознаю, что нахожусь в сновидении! «Думая так, засыпайте, не отвлекаясь ни на какие другие мысли». Это та ситуация, когда не обойтись без серьёзной практики шаматхи, которая позволит вам удерживать решимость и установку на будущее, сохра­няя ум успокоенным и стабильным. «Даже если у вас не получится с первого раза, про­буйте снова и снова, вооружитесь решимо­стью и искренним желанием». Надо при­знать, что заснуть, удерживая визуализацию Падмасамбхавы в горловой чакре, одновре­менно создавая определённые установки на будущее, да ещё при этом не отвлекаться на посторонние мысли — задача не из лёгких.

Обычно перед тем, как заснуть, мы на неко­торое время отпускаем ум на волю, позволяя ему метаться из стороны в сторону, и потом засыпаем, находясь в состоянии полубессоз­нательного внутреннего диалога. Поэтому нам надо учиться успокаивать этот навязчи­вый, маниакальный, бессвязно бормочущий ум. И тогда, оказавшись в тишине, удерживая решимость и установку на будущее, сохраняя при этом ум в спокойном и расслабленном состоянии, мы мягко погрузимся в сон.

Когда вы концентрируетесь на одной из чакр, то благодаря этому к ней направляется тонкая жизненная энер­гия. Во время состояния бодрствования потоки жизненной энергии естествен­ным образом направляются к вашей голове; когда вы видите сновидение, они направляются к горлу; когда вы находи­тесь в состоянии глубокого сна без сно­видений, они направляются к сердечной чакре. Поэтому если вы хотите оставаться осознанными во время сновидений, то фоку­сируйтесь на горловой чакре. Тогда вы смо­жете сконцентрировать там энергию таким образом, что это поможет вам погрузиться в сон осознанно.

Для большинства людей самую боль­шую трудность составляет поддерживание визуализации во время засыпания. Для этого требуется либо очень развитый навык в концентрации внимания, либо врождён­ная способность ума к полному расслабле­нию. В традиционной тибетской культуре люди со спокойным, расслабленным умом считались обычным явлением. Это было общество земледельцев и скотоводов-кочев­ников. Малочисленные города того времени, в отличие от современных мегаполисов, были немноголюдны, и жизнь в них была довольно размеренной. К тому же (и в этом я убедился на собственном опыте) в высокогорных райо­нах, которыми изобилует Тибет, известный как «крыша мира», практиковать визуали­зацию значительно легче. Один из моих тибетских учителей в годы своей молодости работал в летнее время пастухом в долинах тибетского высокогорья. В течение дня он только и делал, что наблюдал за принадле­жавшим его семье стадом, пока животные лениво бродили по пастбищу. Единственным развлечением для него была игра на флейте. При таком стиле жизни немудрено сохранить свой ум расслабленным и умиротворённым. Повторю снова: если большую часть вре­мени ваш ум взволнован или возбуждён — а это в современном мире обычное дело, — устойчивая (благодаря усердной практике) шаматха может оказаться полезной не только для йоги сновидений, но и для выполнения других многочисленных жизненных задач.

Существует несколько более простых аль­тернативных способов визуализации, кото­рые позволяют корректно перейти в состоя­ние сна. Вы можете представить в своём горле красное бинду светящуюся красным цветом каплю. Также можно визуализиро­вать белый слог «А», который символизирует пустоту. Вы можете использовать для визуа­лизации этого слога соответствующую букву тибетского или санскритского алфавита или даже английскую транслитерацию «А». Но суть этой практики заключается в том, чтобы сфокусировать вашу осознанность в горловой чакре — визуализировать её там и придать ей конкретную форму. Поступая подобным образом, вы совершаете воплоще­ние: ваша осознанность принимает опреде­лённую форму — и затем вы направляете к этой форме жизненную энергию. Когда вы визуализируете конкретный семенной слог или даже просто слышите его звучание, то вызываете к жизни определённую архетипическую форму. Это позволяет вам не только направить свою жизненную энергию к соот­ветствующей чакре, но и сконфигурировать её таким образом, чтобы она была полезна для практики йоги сновидений. Жизнен­ная энергия поможет переместить сознание вниз — из головы к горлу — кратчайшим путём, направляя вас от бодрствования к сновидению, позволяя оставаться при этом осознанными. Это является ключевым моментом всей процедуры.

Если обычно вы засыпали довольно легко, а теперь обнаруживаете, что попытки под­держивать визуализацию мешают вам уснуть, то стоит принять позу спящего льва и попробовать привести ум в естественное состояние. Это позволит вам быстро погру­зиться в сон. Если вы сможете поддерживать ясность в момент, когда начинаете дремать, у вас есть все шансы перейти в состояние сна, сохраняя осознанность. И тогда у вас появ­ляется возможность заметить тот момент, когда начинается сновидение, и пережи­вать его осознанно с самого начала. Но если у вас были какие-либо проблемы со сном, то все методы, о которых мы сейчас говорили, не пойдут вам на пользу. В таком случае наблюдайте за физическими ощущениями, связанными с процессом дыхания, и спо­койно засыпайте. В конце концов — о какой йоге сновидений может идти речь, если вы не можете уснуть?!

 

препятствия

 

Но что же делать, если после долгого вре­мени усердной практики вы обнаружите, что зашли в тупик и не можете сохранять осознанность, находясь в мире сновидений? «Если не получается распознать сновидение, возможно, это происходит в силу наруше­ния вами тантрических обетов, поэтому сле­дует посвятить себя принятию прибежища, зарождению бодхичитты, восстановлению обетов путём раскаяния, повторению сто- слоговой мантры Ваджрасаттвы37, подноше­нию ганачакры38. Также следует избегать загрязнений и медитировать описанным ранее способом». Те, кто принял тантриче­ские обеты (санскр. самая), которые учи­тель обычно даёт во время тантрического посвящения, должен следить, не нарушен ли какой-нибудь из них. Если какой-то из них действительно нарушен, то это может соз­дать препятствие, которое будет мешать вашему прогрессу в практике. Препятствие может быть устранено соответствующими практиками очищения, которые были пере­числены в цитате. Если вы не являетесь практикующим в традиции ваджраяны, про­верьте, придерживаетесь ли вы принципов безупречной нравственности, когда взаимо­действуете с другими или сами с собой. Если нет, то знайте, что это также может оказы­вать негативное влияние на вашу практику и нарушать уравновешенность ума, которая необходима для успешной медитации.

Некоторые из наставлений по практике йоги сновидений в ночное время могут пока­заться обескураживающими, но нам может помочь сдвинуться с мёртвой точки более прагматичный подход. Самое главное — это распознать сновидение. Поэтому исполь­зуйте всё, что может вам в этом помочь, — всё, что сработает именно для вас. Это могут быть любые из методов, о которых говорит Падмасамбхава, или те наработки, которые предлагает современная техника осознан­ных сновидений. Всё, что от вас требуется, — это научиться осознавать, что вы находитесь в сновидении. Это даст вам возможность выполнять любые практики йоги сновиде­ний. Для того чтобы практика шла легко и приносила максимум пользы, необходимо поддерживать стабильность и ясность самого сновидения, а также стабильность и ясность понимания, что вы находитесь в сновиде­нии. Насколько глубоко вы можете проник­нуть в сновидение, продолжая осознавать, что вы в сновидении? Существует множе­ство уровней осознанности. Достаточно ли вы осознанны, чтобы пройти сквозь то, что во сне кажется гранитной стеной? Здесь я снова напомню, насколько важна шаматха для практики йоги сновидений, — ведь ста­бильность и ясность сновидения напрямую зависит от того, каким будет состояние ума во время засыпания. Развив стабильность и ясность внимания посредством шаматхи, вы можете применить их в практике йоги сновидений, и тогда вам будет намного легче практиковать. Именно поэтому Падмасамбхава сначала учил шаматхе и только потом йоге сновидений.

 

сущностные практики создания

проявлений и их преображения

 

Основные практики йоги сновидений, вклю­чая сохранение осознанности в сновидениях, служат средством для прямого

постижения природы феноменов. Падмасамбхава продол­жает: «Поняв, что вы находитесь в сновиде­нии, размышляйте так:

„Поскольку это тело мне снится, его можно преобразить во что угодно". Что бы ни проявилось во время сно­видения — будь то демонические сущности, обезьяны, люди, собаки и так далее, — силой медитации преобразите их в своего йидама. Создайте

множество проявлений существ и превращайте их во всё, что

пожелаете».

Эту фазу йоги сновидений можно назвать «фаза мага». Вы находитесь в сновидении, вы осознаёте это и затем поддерживаете течение и ясность снови­дения, сохраняя при этом осознанность. Осознавая, что все проявления сновидения возникают из общей основы — что ни субъ­ективно, ни объективно не существует ничего, что было бы реально само по себе, — вы про­сто начинаете преобразовывать их во всё, что заблагорассудится. С некоторыми дей­ствиями — такими как, например, полёты — проблем не возникает, и выполнить их несложно. Возможно, к этому моменту у вас в активе уже накопился большой запас «лёт­ного времени». Теперь же на очереди следу­ющая классическая процедура — превраще­ние единичного явления во множественное. Попробуйте проделать это с любым возника­ющим в сновидении проявлением, включая и себя самого. Если вы заметите в своём сно­видении кокер-спаниеля, создайте дюжину его копий. Если увидите стаю голубей, пре­образите их в одного-единственного.

Затем попробуйте изменять размер объ­ектов: маленькие превращайте в большие и наоборот. Преобразуйте планету, которая при взгляде на неё занимает значительную часть поля зрения, таким образом, чтобы она стала размером с теннисный мяч. Увеличьте муравья до размера горы. Потом попробуйте менять форму и индивидуальность предме­тов. Превратите кокер-спаниеля в кроко­дила, а потом верните ему прежний облик. Превратитесь в птицу, гору или в наручные часы. Преобразите себя в бестелесного духа, а потом в поле цветов. Мой учитель Гьятрул Ринпоче называет это «практика изменения „туда-обратно" явных и неявных проявле­ний живых существ, а также окружающей обстановки». Эта практика, по его словам, позволяет вам «изменять объекты так, как вы сами захотите», включая «преображение мирных проявлений в гневные и наоборот». Короче говоря, вам позволено абсолютно всё.

Поначалу вы столкнётесь с некоторыми проявлениями, которые будут сопротив­ляться трансформации, и преобразовать их будет не так-то просто. Такие ситуации означают, что в сновидении всё ещё оста­ются объекты, которые вы воспринимаете как материальные, и поэтому они не под­даются — оказывают сопротивление воле вашей осознанности. Это значит, что нужно приложить ещё больше усилий — работать с этими проявлениями, пока они оконча­тельно не освободятся. Вам необходимо понять, причём не только концептуально, но и путём прямого личного опыта, что феномены сновидений подвижны и неста­бильны. Какое бы проявление ни возникло в сновидении, ни одно из них не может быть независимым от вашего сознания. Проводя описанные выше эксперименты, вы посте­пенно привыкнете к этой мысли. Это обуче­ние непосредственным опытом. Склонность воспринимать проявления как материаль­ные отступает не из-за того, что вы подав­ляете её, а благодаря тому, что вы постигаете на собственном опыте, что эти проявления нереальны. Это конечная цель практики йоги сновидений. И хотя эти упражнения могут послужить источником развлечения, тем не менее основное их предназначение — это углубление вашего понимания, которое становится возможным благодаря вашему знанию о том, что феномены не существуют сами по себе.

 

ваш худший ночной кошмар

 

Не удивляйтесь, если, посвятив некоторое время серьёзной практике йоги сновиде­ний, вы столкнётесь с неприятными пере­живаниями. Мы занимаемся исследова­нием общей основы, в которой хранятся и хорошие, и плохие, и даже жуткие пере­живания, причём переживания, получен­ные не только в этой жизни, но также и во всех бесчисленных прошлых жизнях. Если бы на протяжении всех этих жизней мы вели себя как ангелы — были всегда добродетельными и позитивными, создавая исключительно благую карму, — то к дан­ному моменту мы были бы уже просветлён­ными. Очевидно, что нам придётся иметь дело с довольно непривлекательными аспек­тами собственного существования. Одна из форм взаимодействия с общей основой называется по-тибетски ньям — «медитатив­ное переживание». Существует бесконечное множество таких переживаний. Ньям — это кратковременное аномальное психическое и/или соматическое переживание, которое вызвано правильной медитацией. Что значит «аномальное»? Это значит, что такое пережи­вание отличается от обычных переживаний. Что значит «кратковременное»? Это значит, что оно будет длиться не дольше нескольких часов, максимум пару дней. Это может про­явиться как любое соматическое пережи­вание, как тошнота и головокружение или как ощущение блаженства. Психологически это может проявиться как депрессия, пара­нойя, возрастание веры, благоговение, слёзы, печаль и так далее. Обратите внимание, что подобные переживания возникают в резуль­тате правильной практики медитации и явля­ются знаком прогресса. Не следует путать их с переживаниями, вызванными ошибочной практикой медитации. Чем интенсивнее мы практикуем, тем более острой становится необходимость в учителе медитации. Когда возникает ньям, рассуждайте здраво — спросите себя: «Может быть, это проблемы со здоровьем?» — и если вам покажется, что так оно и есть, то идите к доктору. Если вы уверены, что переживание является ньямом,


то не мешайте ему происходить. Просто при­сутствуйте в нём, не испытывая ни надежды, ни страха. Если это ньям, он закончится так же, как начался. Настоящий ньям — это хороший знак. Это значит, что вы на верном пути в своей практике. Корректное прохож­дение подобной фазы является процессом очищения.

Серьёзный подход к практике создания проявлений и их преображения может стать причиной возникновения ньяма страха. Если какой-либо объект пробуждает в вашем уме страх, это означает, что вы восприняли его как что-то безоговорочно материаль­ное и уцепились за идею о его опасности. «Осознайте, что находитесь в сновидении, и направляйтесь на берег великой реки, — говорится в наставлении Падмасамбхавы. — Думайте так: „Поскольку сейчас я не более чем ментальное тело, находящееся в снови­дении, нет ничего, что могли бы унести воды этой реки". Прыгнув в реку, вы будете уне­сены прочь потоком блаженства и пустоты». Поскольку практика йоги сновидений (как и практика шаматхи) проникает в глубокие слои сознания общей основы, то рано или поздно она вынесет наружу ваш самый худ­ший кошмар. Как эхо слов Падмасамбхавы выглядит высказывание тибетского мастера ламы Цонкапы: «Каждый раз, когда попа­даешь во сне в мучительную, угрожающую ситуацию — близок к тому, чтобы утонуть или сгореть заживо, — распознай, что нахо­дишься в сновидении, и... заставь себя прыг­нуть в эту воду или в этот огонь»39. Вот так можно использовать осознанность в ниже­следующей ситуации, которую вполне допустимо охарактеризовать как «худший кошмар»:

 

Я плаваю в тёмном, вязком болоте. Неожиданно я замечаю на поверхно­сти воды два хищных глаза, которые приближаются ко мне. Я наверняка стану обедом этого ужасного чудо­вища. Я знаю, что нахожусь в сновиде­нии. Я не существую, крокодил не суще­ствует, вся окружающая обстановка является лишь ментальной конструк­цией. Я легко могу избежать этой

ситуации, улетев на Луну или превра­тив крокодила в симпатичного кокер- спаниеля. Но я не делаю этого. Я позво­ляю ему приблизиться, открыть свои огромные челюсти так, чтобы стали видны ряды острых как бритва зубов, и с хрустом вцепиться в моё мяг­кое, беспомощное тело. (Никакой боли, естественно, мы не почувствуем — ведь тело в сновидении не имеет нервных окончаний, а зубы крокодила ненасто­ящие.) И когда он закончит трапезу, я восстановлю своё тело, повернусь к нему и спрошу: «Не желаете ли ещё одну порцию?» — и позволю ему снова проделать всё то же самое.

 

Позволить случиться своему худшему кошмару, прекрасно осознавая его иллюзор­ность, — это выпускной экзамен для данной фазы практики. «Сначала, — продолжает Падмасамбхава, — из-за цепляния к соб­ственному „я" вы не посмеете [прыгнуть в воду или огонь и т. д.], но такого не про­изойдёт, когда вы выработаете привычку. Точно так же, если узрите истинную суть всех этих опасностей — огня, обвала и хищ­ных животных, — все страхи возникнут как самадхи». Очень важными для подготовки к таким испытаниям являются практика иллюзорного тела, дневная практика йоги сновидений и создание мощной установки на будущее перед отходом ко сну.

 

прорыв к изначальной

осознанности

 

В тексте «Естественное освобождение» Пад­масамбхава объясняет продвинутую прак­тику узнавания изначальной осознанности в состоянии сновидения. Применение этой практики позволяет тем практикующим, кто достиг шаматхи и випашьяны40, пребывать во время сновидения в ригпа, или в состоя­нии изначальной осознанности. Впрочем, даже человек, который прежде не практико­вал шаматху и випашьяну, тоже может заме­тить проблески изначальной осознанности, если позволит себе погрузиться в созна­ние общей основы, используя при этом методы, описанные в главе 4 (закрывать глаза во время осознанного сновидения; погружаться в сон,

выполняя визуализацию в сердечной чакре; поддерживать осозна­вание осознанности). Когда вы продолжа­ете оставаться в сновидении, сохраняя при этом ясность восприятия, а ваша осознан­ность переходит от сферы психики, соответ­ствующей сновидению, к сознанию общей основы, — это, без сомнения, самый под­ходящий момент, для того чтобы напрямую распознать сознание общей основы. Тогда, находясь в состоянии сна без сновидений и сохраняя при этом осознанность, вы смо­жете практиковать дзогчен. Освободившись от любого концептуального цепляния, рас­крывшись во всех направлениях полной кру­говой панорамой, ваша осознанность может «прорваться» сквозь сознание общей основы и перейти в изначальную осознанность. Из учений дзогчен о практике трекчо («про­рыв сквозь»)41, переданных Прахеваджрой, становится ясно: то, через что вам предстоит прорываться, — это именно сознание общей основы42.

Но истинная практика дзогчен включает намного большее, чем просто пребывание в «несфокусированной осознанности» или «открытом присутствии». Это нельзя назвать даже истинной практикой шаматхи, которая всегда подразумевает выборочное внимание, а не открытость всем проявлениям. Более того, если вы всё ещё следуете за феноме­нами, которые воспринимаются органами чувств, ум никогда не вернётся в сознание общей основы и вы не достигнете шаматхи. Несфокусированная осознанность и откры­тое присутствие не являются также истин­ной практикой випашьяны, потому что в них отсутствует аналитическое исследование, которое всегда ей сопутствует. На самом деле ни одна их этих двух практик сама по себе не является практикой дзогчен, потому что истинный дзогчен заключается в пол­ном погружении в воззрение, медитацию и соответствующее поведение, или стиль жизни. Если практиковать открытое присут­ствие, не обладая воззрением изначальной осознанности, то это будет лишь откры­тое присутствие в собственном двойствен­ном уме. Классическая последовательность применения практик в дзогчен подразуме­вает, что первым делом нужно привести ум в естественное состояние, используя для этого практику шаматхи. Затем необходимо исследовать истинную природу ума с помо­щью практики випашьяны. И только в самом конце, прорвавшись через относительный ум — то есть сознание общей

основы, — достичь изначальной осознанности, приме­няя медитацию трекчо.

Таким образом, используя сознание общей основы в качестве платформы, можно прорваться к изначальной осознанности. Некоторые проявления, возникающие в сно­видениях, — это не более чем артефакты, порождённые сознанием общей основы, но с точки зрения дзогчен вы вполне можете встретиться с Буддой и даже получить от него учения. Те, кто всерьёз практикует ваджраяну, могут путешествовать в чистые земли, встречаться там с буддами и полу­чать от них учения.

За время существования буддизма было описано немало таких случаев. Для продви­нутых практикующих — а таких существует немало, особенно в азиатских странах, — подобное является обычным делом. Наи­более широко известен случай, когда адепт дзогчен Джигме Лингпа (1730-1798) получил в сновидении обширную передачу учений от Лонгчена Рабджама (1308-1365), несмо­тря на то что их разделяли 400 лет. Лонгчен Рабджам и сам получил множество учений во время сна и в видениях. Но существует и более современный пример. Однажды я решил навестить английскую монахиню Тензин Палмо, которая является одной из лучших западных практикующих в тра­диции тибетского буддизма43. В пещере, рас­положенной в горах на высоте 15000 футов[2], она прожила в полном одиночестве много лет. В тот момент, когда я пришёл навестить её, она была занята тем, что готовилась к трёхлетнему ретриту — собирала необ­ходимые вещи, заготавливала еду и дрова. Я спросил её: «Учитывая, что все тропы будут завалены снегом с ноября по май, что вы будете делать, если, например в феврале, у вас возникнет важный вопрос по практике и вам понадобится посоветоваться со своим учителем?». Она ответила так: «Тут нет ничего сложного. Я просто помолюсь сво­ему ламе, он появится в моём сновидении и ответит на все вопросы». Одним из допол­нительных преимуществ самадхи является то, что ясность осознанности естественным образом переносится в состояние сновиде­ния. Люди, достигшие однонаправленного самадхи, которое является плодом практики шаматхи, остаются осознанными в сновиде­ниях, не выполняя при этом никакой особой практики.

Если глубоко проникнуть в созна­ние общей основы, то можно вспом­нить свои предыдущие жизни. Однако только постижение изначальной осо­знанности, где время и пространство не являются препятствиями для зна­ния, может даровать сиддхи (сверх способ­ности, связанные с восприятием) — такие как ясновидение (способность видеть объ­екты на большом расстоянии), яснослышание (способность слышать звук на большом расстоянии), предвидение. Конечно, в про­цессе таких глубоких практик, как йога сновидений, такие способности тоже могут появляться — но лишь время от времени. Вспомните хотя бы пример некоторых йоги- нов, с которыми я жил в Дхарамсале в 1980 году. Эти практикующие провели там по 10, 20, а некоторые даже по 30 лет, и их ум стал открытым и ясным. Некоторые из них обна­ружили, что у них стало часто проявляться предвидение. Они были уверены, что случаи проявления предвидения не были совпаде­ниями или случайностями. Время от вре­мени, раз в 2-3 недели, без какого-либо предварительного согласования к ним под­нимался какой-нибудь житель близлежащих деревень и приносил скромные подношения. Если кто-то из йогинов не был в это время в строгом ретрите, то этот сельский житель мог задать ему несколько вопросов во время совместной трапезы. В какой-то момент йогины обнаружили, что очень часто в ночь перед прибытием визитёра один из них обязательно видел во сне, кто именно это будет. Это были проблески краткосрочного предвидения.

Совсем недавно похожий случай произо­шёл с одним тибетским буддийским учите­лем, который относительно уединённо жил в своём монастыре, расположенном в Гима­лаях, на высоте 16000 футов[3]. Случилось так, что неожиданно скончался один из его американских учеников, живших в Коло­радо, и учитель в тот же момент почувство­вал это. Его приёмный сын жил в это время в Тибете, рядом с учителем, выполняя раз­личные практики. Поэтому учитель сразу рассказал ему о кончине отчима и велел собираться обратно домой. Через некоторое время звонок из Колорадо подтвердил пред­видение учителя: молодого человека звали домой в связи со смертью родственника.

И последний наглядный пример, связан­ный со сверхспособностями. В 1992 году Далай-лама упомянул о практике, которая предназначалась для тех, кто уже обладал определённой реализацией и имел большой опыт в практике йоги сновидений. Исполь­зуя эти достижения как основу, практику­ющий мог приступить к практике, которая, без сомнения, может быть отнесена к раз­новидности йоги сновидений традиции вад­жраяны. В результате — и это действительно поражает воображение — такой йогин мог развить то, что Далай-лама называл особое тело сновидения. Это означало, что прак­тикующий взял под свой контроль тонкую энергию тела и получил возможность силой самадхи очищать её, направлять и прида­вать ей форму, наподобие того, как рабо­тает с глиной гончар, когда лепит горшки. В этой практике вы не только работаете с общей основой — которая сама по себе нематериальна и неосязаема, — вы исполь­зуете силу самадхи для того, чтобы соз­дать иллюзорное тело, состоящее из энер­гии. Эта энергия называется «прана». Когда у вас появляется подобное тело праны, то, находясь в медитации во время состояния сновидения, вы можете проецировать его в интерсубъективный мир — обычную реальность.

Это настоящее переживание выхода из тела, и то, что вы проецируете, — это не какая-то бестелесная, призрачная эмана­ция. И это не сила интуиции или ясновиде­ния. Скорее, вы проецируете что-то матери­альное, что пронизано вашей осознанностью и что можно при этом локализовать (опреде­лить его местоположение — это находится здесь, а не там). Материальность этой проек­ции едва уловима, и вы благодаря ей можете покинуть своё тело и наблюдать, что про­исходит в интерсубъективной реальности, которую видят люди со стандартным вос­приятием. Йогин, выполняющий эту прак­тику, может сказать: «Я спроецировал своё тело сновидения в такое-то и такое-то место в пяти милях отсюда, и вот что я там увидел». В то же время люди, которые находились в том самом месте, в пяти милях от йогина, могут подтвердить: «Да, мы видели там то же самое». И подобная проекция никак не ограничена расстоянием. Можно путе­шествовать на огромные расстояния так же легко, как и на малые, а двигаться при этом можно со скоростью мысли. Такое тело можно спроецировать даже в чистые земли Будд. Подобная практика действительно раз­двигает рамки воображения. Возможно, она работает, а возможно, и нет. Единственный способ это выяснить — поставить экспери­мент. И это был бы поистине грандиозный эксперимент.



ГЛАВА 8

 

Практическое применение

осознанных сновидений

 

Ранее я упоминал о создании лабо­ратории сновидений. Несомненно, это подразумевает, что вы уже обрели некоторый уровень мастер­ства: осознанные сновидения случаются у вас довольно часто, они продолжительны, и вы можете с лёгкостью создавать и мани­пулировать объектами и окружающей обста­новкой сновидения. Если вы уже способны всё это делать, тогда примите мои искрен­ние поздравления — ведь у большинства практикующих на это уходит уйма времени и масса усилий.

Неподдельные волнение и энтузиазм, которые вы почувствуете, когда обретёте эти навыки, можно сравнить с ощущениями художника, достигшего в своей работе про­фессионального уровня. Живописец начи­нает свой творческий путь, обладая лишь базовыми навыками рисования, но после долгого обучения он развивает эти навыки и овладевает изящной техникой, благодаря которой можно с относительной лёгкостью создавать великолепные картины — про­изведения искусства, которые создаются посредством ярких красок и силы вообра­жения. В качестве аналогии можно взять любой вид искусства и творчества.

Во время обучения технике осознанных сновидений и практике йоги сновидений вы уже применяли вновь приобретённые навыки в различных сферах деятельности. В каких именно — было обусловлено вашими интересами, образом жизни, задачами, кото­рые перед вами стояли, и планами на буду­щее. В этой главе я расскажу (не вдаваясь, впрочем, в излишние подробности) о тех новых неизведанных землях, которые вы, возможно, захотите исследовать, используя техники и практики, рассмотренные в этой книге.

 

Развлечение

 

Для меня лично основным интересом в работе со сновидениями была возможность разви­тия духовности, а также моё научное и фило­софское любопытство. Но следует признать, что опыт переживаний осознанных сно­видений начальной стадии — это прежде всего интересное и волнующее развлече­ние. Для гедониста — человека, убеждён­ного, что получение удовольствия — это высочайшее благо и цель жизни, — осо­знанное сновидение является непревзой­дённой игровой площадкой. Когда дело касается удовольствий — таких как еда, секс или жажда приключений, — мы ограничены лишь своим воображением. Как пишет Сти­вен Лаберж в книге «Исследование мира осознанных сновидений», «когда вы полу­чаете возможность контролировать свои сновидения, абсолютно естественно желать исполнения всех желаний». Для реализа­ции наших желаний существует множество путей, некоторые из которых могут ока­заться весьма полезными для сглаживания тех сложных жизненных ситуаций, которые обычно не поддаются контролю.

Одна из самых одарённых практикую­щих — адептов техники осознанных сно­видений, о которой я уже упоминал в этой книге, прикована к инвалидному креслу неизлечимой врождённой болезнью. В сно­видении эта женщина компенсирует свои ограничения, создавая для себя целую жизнь, наполняя её движением и фантастическими трансформациями. Техника осознанных сно­видений может принести огромную пользу любому, кто ограничен физически. Только представьте себе, как здорово было бы пре­вратиться в какие-нибудь очень странные объекты — в старый патефон, проигрываю­щий пластинку, или в бабочку, порхающую над цветочным полем. Это могло бы стать источником радости и удовольствия, а также оказать существенную моральную под­держку. Можно танцевать, летать на другие планеты или взаимодействовать с другими людьми, имея при этом «нормальное» тело. В любом случае для людей с физическими ограничениями это явилось бы хорошей передышкой — временным облегчением их повседневных страданий.

Людей в возрасте, многие из которых с грустью вспоминают о «годах молодости», осознанные сновидения могли бы вернуть в эти самые годы. Ваш ум не может вновь стать молодым (да и навряд ли вам самим этого бы хотелось), но вот тело в сновиде­нии может быть любого возраста, какого вы только пожелаете. Использование осо­знанных сновидений в качестве компен­сации или для сглаживания сложных жиз­ненных ситуаций может быть актуальным для тех, кто лишён свободы, — находится в тюрьме или в других местах лишения свободы. Та свобода, которой эти люди лишены днём, доступна для них во время сновидения. Подобные жизненные условия

предоставляют неограниченное время для работы с осознанными сновидениями.

Для тех, кто хочет ближе ознакомиться с этой областью применения техники осо­знанных сновидений, используя формаль­ный подход, Лаберж в своей книге предла­гает великолепные методы.

 

психологическое и

физическое исцеление

 

На Западе существует множество теорий о работе ума и психики и как минимум столько же подходов к работе с психологи­ческими проблемами. Как мы уже убедились, техника осознанных сновидений и практика йоги сновидений предоставляют оптималь­ные методы для исследования сознания не только на уровне психики, но и на гораздо более глубоких уровнях. Финальная стадия йоги сновидений, которая предполагает, что мы больше не избегаем своих самых глубинных страхов и позволяем пугающим ситуациям реализовываться в полной мере, является действенным способом исцеления ума.

Если вы в течение долгого времени все­рьёз выполняете практики, связанные с тех­никой осознанных сновидений или йогой сновидений, то, вполне возможно, вы «вытя­нете» наружу свои глубоко запрятанные страхи, которые психолог Карл Юнг назы­вал «тенью». Говоря проще — вы испыта­ете свой худший кошмар. Из всего, что вас пугает, проявится самое страшное. Если это как раз то, чего вы всеми силами хотели бы избежать, то работа с осознанными сно­видениями и практика йоги сновидений не для вас. Однако с точки зрения личной трансформации (процесса освобождения от страхов) подобный кошмар является тяж­ким испытанием, которое в результате обо­рачивается благом. Главный смысл прак­тики — не избегать худшего, а позволить ему случиться. Если вы сохраняете в сно­видении осознанность, то прекрасно знаете, что любой объект, который вызывает у вас страх, — будь то монстр, враг или зловещая сущность, — на самом деле лишь элемент сно­видения. Они нематериальны. Они не более чем безвредные, бесплотные эфемерные проявления, «вынырнувшие» из сознания общей основы. Если потребуется, вы всегда можете проснуться, и они просто исчезнут. Но гораздо полезнее сохранить спокойствие и взглянуть в лицо своему страху — позво­лить пугающему объекту совершить всё, что он задумал, и посмотреть, чем это обернётся. Такой терапевтический подход можно найти как в западной психологии, так в практиках различных духовных традиций.

С точки зрения Юнга, сущности в снови­дении — такие как монстры или демоны — указывают на то, что эго остаётся неполно­ценным. И в подобном подходе к исцелению самым важным является интеграция в него подобных «теневых объектов». У Стивена Лабержа однажды был опыт, когда в течение долгого времени в его сновидениях появ­лялся ужасный монстр. Этот случай послу­жил хорошей иллюстрацией к гипотезе Юнга. Сначала, будучи опытным адептом техники осознанных сновидений, Стивен либо убегал от чудовища, либо трансформировал его, либо трансформировал окружающую обста­новку. Однако монстр возвращался снова и снова. Тогда Лаберж решил, что в этой ситуации следует применить метод получше. В конце концов — кто, от кого и, главное, куда может убегать в сновидении? Всё это игра теней.

Тогда он решил встретиться с пугающим образом лицом к лицу. И когда он взглянул в глаза чудовища, то увидел наконец его истинное лицо. Он увидел точно такое же, как и он сам, живое существо, у которого тоже были свои радости и печали, надежды и страхи. Он вдруг понял: «Это точно такое же существо, как и я», — и внезапно вместо обычного ужаса, который он испы­тывал при появлении этого создания, он почувствовал прилив любящей доброты, сострадания и симпатии. И тогда это суще­ство просто растворилось в самом Стивене и после уже никогда не появлялось в его сновидениях. Юнг сказал бы об этой ситуа­ции, что какая-то часть психики Лабержа была в определённый момент отвергнута и создала монстра, а сострадание к этому символу отвергнутой части психики сделало возможным её обратную интеграцию.

Нет никакого сомнения, что техника осознанных сновидений и практика йоги сновидения могут оказаться полезными для теорий, идей и прикладных техник мно­жества других методов психологической терапии, где сновидения используются как важный инструмент для понимания работы психики. Зигмунд Фрейд, например, при­лагал много усилий, чтобы разобраться в значении сновидений и использовать их для терапии. В осознанном сновидении те символы, которые так важны для психоана­лиза, легкодоступны — можно взаимодей­ствовать с ними, исследовать, изменять их и в результате достигнуть их полного пони­мания. Можно сказать, что йога сновидений может добавить динамизма в терапевтиче­ский процесс — точно так же, как это делает в некоторых случаях гипноз.

Ещё одна ситуация, когда в терапии может быть использована техника осо­знанных сновидений, — это «нерешённые вопросы» во взаимоотношениях с дру­гими людьми и проблемы, которые нельзя решить обычным способом. Эти проблемы варьируются от чувства вины по отноше­нию к умершим родственниками, друзьям и возлюбленным до беспокойства по поводу прошлых отношений с людьми, которые хоть и живы, но почему-либо не хотят расставить все точки над «i». В обоих этих случаях мы обычно испытываем психологический дис­комфорт, выйти из которого не так-то про­сто. В осознанном сновидении вы можете организовать встречу с теми, с кем вам необ­ходимо поговорить, воссоздав воображаемые образы, идентичные самим этим людям. Вы можете задать им вопрос, попросить проще ­ния, выразить какие-то свои чувства, попро­щаться и так далее. Конечно, весь сценарий такой встречи будет «написан» в вашем сознании общей основы. Это не будет разго­вор с реальными людьми. Но если у вас нет других способов, скажем, избавиться от чув­ства вины, то реализм, присущий осознан­ному сновидению, вполне может привести к катарсису.

Что же касается использования снови­дений для решения проблем со здоровьем, существует множество широко известных и опубликованных свидетельств и даже научные доказательства того, что исцеление ума позитивно влияет на тело. Достижение похожего эффекта предполагается также и в продвинутых практиках йоги сновиде­ний, когда происходит работа с праной. Сти­вен Лаберж так сформулировал задачу, кото­рую предстоит решить будущим поколениям исследователей осознанных сновидений: «Если мы исцеляем своё тело в сновидении, в какой мере это воздействует на исцеление нашего физического тела?» Официальной медицине, которая всё ещё неохотно иссле­дует нематериальные аспекты физического здоровья и лечения заболеваний, возможно, следовало бы быть мудрее и уделять им больше внимания, учитывая, что психоло­гический и духовный подходы к лечению исторически уже доказали свою действен­ность в рамках различных культурных фор­маций, в том числе и современной западной. Но до тех пор, пока это не стало возможным, исследователи сновидений могут выступить авангардом, который откроет совершенно новые способы терапии, способной излечи­вать заболевания, считавшиеся трудноизле­чимыми методами современной западной психологии и медицины.

 

мастерство, тренировка

и творчество

 

Благодаря яркости красок воображения и возможностям творческого контроля над окружающей обстановкой лаборато­рия осознанных сновидений представ­ляет собой идеальное место для оттачива­ния мастерства и реализации творческих замыслов практически в любой области самореализации личности. В ходе исто­рического развития было немало приме­ров, когда идеи, способствующие научному открытию или созданию произведения искусства, рождались во время сновидения. В области спорта известен случай, когда Джек Никлаус, чей рекорд побед на турнирах PGA до сих пор не побит, заметно прибавил в мастерстве благодаря некоему открытию, которое сделал во время одного-единственного осознанного сновидения.

Лучших результатов в оттачивании мастер­ства — будь это теннис, нейрохирургия или концерт для скрипки — можно добиться, если использовать в процессе тренировки комбинацию самовнушения («У меня всё получится!») и различных визуализаций, помогающих добиться наилучшей формы в выбранной сфере деятельности. Для эффек­тивной практики самовнушения и визуали­зации невозможно представить места лучше, чем осознанное сновидение. Обычно тех­ника визуализации предусматривает, что практикующий неподвижно сидит, пред­ставляя, что выполняет определённые дви­жения. В действительности практикующий остаётся неподвижным, но, несмотря на это, устанавливаются нейронные связи, которые благоприятно скажутся на соответствующих навыках. В качестве примера можно упомя­нуть знаменитого пианиста Артура Рубин­штейна, который обладал способностью мысленно репетировать музыкальную пьесу, которую он до этого никогда не исполнял. Он просто смотрел на ноты и воображал, как его пальцы нажимают клавиши. Впослед­ствии он мог исполнить эту пьесу без каких- либо дальнейших репетиций44. Исследова­ния показывают, что в отсутствие реальных механических движений тела наилучшей площадкой для развития нейронных связей является пространство сновидения. Если вы пианист, то в осознанном сновидении у вас будет всё необходимое для концерта — рояль, концертный зал и даже аудитория, которая будет вам аплодировать.

Если вы боитесь выступать на публике, лаборатория осознанных сновидений даст вам возможность репетировать своё выступление до тех пор, пока вы не обретёте уверенность в себе. Если вам необходимо провести бизнес-презентацию перед своим начальником и старшими менеджерами, вы можете создать копию конференц-зала и наполнить её соответствующими образами участников заседания. Вы можете сделать так, что изначально они будут настроены скептически, потом станут менять своё мнение под воздействием вашей аргумен­тации и в конечном итоге поздравят вас с блестящей презентацией. После несколь­ких таких репетиций реальная презентация покажется вам чем-то очень привычным и пойдёт по накатанной колее. Вы гораздо успешнее справитесь с выступлением, если заранее отрепетируете его, — и техника осознанных сновидений подходит для этой цели куда лучше, чем любая другая техника визуализации.

Всё, о чём я говорил в этом разделе, — это всего лишь мои общие рекомендации отно­сительно некоторых путей практического использования осознанных сновидений и йоги сновидений. Если вы хотите найти более детальную информацию о практиче­ской стороне вопроса, то существует множе­ство книг, в которых подробно разбираются техники самовнушения и визуализации, которые применяются в состоянии бодр­ствования. Вам нужно выполнять все те же самые манипуляции, но только в своей лаборатории осознанных сновидений. Более детальное описание методов, применяемых в технике осознанных сновидений, можно найти в заключительных главах книги Сти­вена Лабержа «Исследование мира осознан­ных сновидений».



объяснимой и очевидной. Поэтому инди­видуальная практика техники осознанных сновидений или йоги сновидений — как, впрочем, и любой другой подход к развитию духовности, — обязательно выстраивается с учётом индивидуальных особенностей. Общие рекомендации, которые содержатся в книгах, конечно, полезны, но наиболее важные (а порой решающие) специфиче­ские аспекты становятся доступны только благодаря личному опыту и рекомендациям других практикующих, особенно опытных учителей.

В большинстве случаев у поставленной задачи есть несколько альтернативных спо­собов решения, поэтому в данной книге я попытался представить материал таким образом, чтобы у читателя как можно чаще появлялась возможность выбора. Я также обнаружил, что наиболее полезные реко­мендации рождаются в ответ на вопросы и пожелания моих учеников. Это не удиви­тельно — ведь у каждого практикующего технику осознанных сновидений и йогу сновидений есть свой личный опыт, своя философия и свой подход к практике. Наде­юсь, те вопросы и ответы, которые я собрал для этой главы, окажутся для вас полезными.

 

работа со сновидениями

 

Как организовать процесс практики

 

Вопрос: Нужно ли мне планировать опреде­лённые сессии?

Ответ: Мне кажется, в планировании есть определённый смысл. Необходимо сохранять баланс. Духовная практика в этом смысле сродни питанию — очень важна сбаланси­рованная диета.

Используя свой собствен­ный опыт и сообразительность, организуйте всё таким образом, чтобы занятия происхо­дили не от случая к случаю, а выстроились в определённую уравновешенную систему. Например, хатха-йогу можно использовать как медитативную практику для трени­ровки внимательности, особенно во время дыхания. Затем можно поупражняться в шаматхе, которая очень хороша для приве­дения ума к равновесию. Затем для исследо­вания и понимания реальности необходимо уделить время випашьяне или йоге снови­дений. Оставьте напоследок и что-нибудь «для души» — например, «Четыре безмер­ные добродетели». Если вы решили уделить внимание какой-то одной45 из них, пусть это будет первая практика — любящая доброта. Но если вы хотите получить больше «пита­тельных веществ» для души, то практикуйте все четыре.

Также очень важно уделять внимание телу. Это может быть активный трекинг в горах — физическая активность, которая также требует повышенной внимательности. Когда вы решите, как именно вам поддержи­вать тело в форме, диета будет окончательно составлена и в ней будут присутствовать все необходимые «группы продуктов». Какая группа будет представлена больше, а какая меньше — сугубо индивидуально. Плывите какое-то время по течению, а потом сами поймёте, что для вас лучше работает.

Все эти практики — давайте назовём их практиками Дхармы — предназначены для создания причин истинного счастья (ощу­щение благополучия, понимание своего предназначения, самореализация, радость и удовлетворённость), которое не зависит от внешних обстоятельств, воспринимаемых органами чувств. Все эти аспекты счастья проявляются из самой природы осознанно­сти. Они позволяют вам проходить через все жизненные обстоятельства, сохраняя ощу­щение благополучия.

Практики различных духовных тради­ций — таких как христианство, индуизм, буддизм, даосизм и суфизм, а также любые мирские устремления направлены на поиски истинного счастья. Посмотрите на свою духов­ную практику прагматически — спросите себя, принесёт ли она вам именно ту пользу, на которую вы рассчитываете. Обдумайте, какие именно качества вы хотели бы обрести, какие аспекты своего поведения изменить и какие инструменты применять для реше­ния возникающих проблем. Подумайте также, от каких привычек вы бы хотели избавиться.

Решите, насколько эффективна эта практика для развития позитивных качеств. Некото­рые люди будут уделять больше внимания йоге, для других вся практика будет сосредо­точена вокруг четырёх безмерных добродете­лей, третьи будут заинтересованы в получе­нии знаний и прозрений, четвёртые захотят служить человечеству. Поэтому очень важно правильно оценить практику, которую вы собираетесь выполнять, а затем уже пытаться изменить себя с её помощью.

 

Совет о ведении журнала сновидений

 

Вопрос: Я постоянно вижу сновидения и часто их записываю. Я выбираю те из них, которые произвели на меня впе­чатление. Обычные сны я не записываю. Прошлой ночью у меня было несколько сновидений, но все они были обычными. Я решил, что, возможно, запишу их позже, но потом просто забыл про них. Какие же из снов нужно записывать — обычные или те, которые нам кажутся важными?

Ответ: Я, пожалуй, с вами соглашусь и даже посочувствую. Очевидно, что записывать все сны подряд — это весьма монотонное заня­тие. Для этого вам понадобился бы бесконеч­ный запас энтузиазма. Однако в контексте освоения техники осознанных сновидений весь смысл записи сновидений заключается в том, чтобы улучшить навык их запомина­ния, без которого вам очень трудно будет сдвинуть практику с места. Поэтому вам необходимо создать обширную базу данных.

Даже в обычных снах можно обнаружить признаки сновидения. Это позволит вам создать собственную базу данных, анализи­руя которую вы определите, какие из при­знаков сновидения повторяются снова и снова. К тому же признаки сновидения могут измениться, и это тоже необходимо фиксировать. Также важно записывать все замеченные вами аномалии и невероятные события. Когда вы всё это каталогизиру­ете, необходимость дальнейшего ведения дневника отпадёт сама собой. Но не менее важно сохранять неподвижность, когда вы просыпаетесь и пытаетесь сфокусироваться на последнем сновидении, пробуя вернуться в него, оставаясь осознанным. В этом слу­чае даже обычное сновидение может прине­сти пользу. Ведь если вы сможете вернуться в него, сохраняя осознанность, то полу­чите возможность трансформировать его во что-то очень интересное. Если вы смо­жете инициировать развитие сюжета снови­дения в любом направлении, как оно может остаться «обычным»?

 

Пассивные осознанные сновидения

 

Вопрос: У меня время от времени бывают осознанные сновидения. Я осознаю, что нахожусь в сновидении, когда лечу, например. Но я не понимаю — а что дальше? Сновидение просто разворачива­ется само по себе без какого-либо моего участия. Это выглядит так, что мне некуда лететь. Так откуда мне лететь и куда?

Ответ: Йога сновидений требует серьёз­ной творческой вовлечённости в сюжет сновидения, попыток всеми доступными способами проникнуть в него как можно глубже. Поэтому перед вами стоит выбор: хотите вы развиваться дальше в своей работе со сновидениями и заняться йогой сновидений всерьёз или желаете оставить всё как есть. Если вы решите использовать творческий подход к сновиде­нию, то сможете провести множество захва­тывающих экспериментов.

 

Насыщенность или стабильность?

 

Вопрос: Возможно ли такое, что, практи­куя медитацию и работая со сновиде­ниями, мы настолько увлечёмся аспек­том насыщенности, что не сможем добиться стабильности?

Ответ: Множество практикующих из раз­ных духовных традиций знакомы с поня­тием «насыщенность», или «живость». Это опыт переживания духовного подъёма. Среди моих сверстников многие занима­лись медитацией, и, чего уж тут скрывать, среди них было немало тех, кто перед практикой употреблял наркотики. Они использовали ЛСД, мескалин, псилоци- биновые грибы и другие психоактивные вещества. Поэтому они уже кое-что знали о таких аспектах осознанности, как насы­щенность и яркость. Благодаря этим каче­ствам подобные наркотики стали называть галлюциногены. После эти люди стали потихоньку медитировать, и у них перио­дически случались очень интенсивные и яркие переживания. Они чувствовали духовный подъём — ослепительное при­сутствие и ясное осознавание — и гово­рили: «Вот это то, что мне нужно! Это как наркотики, но без побочных эффектов и абсолютно легально. Хочу вот такого вот духовного подъёма!».

Пережив однажды опыт такого состоя­ния, очень легко убедить себя, что просто необходимо пребывать в нём постоянно. Поэтому многие гонятся исключительно за насыщенностью. Они рассуждают так: «Стабильность? Зачем это мне?! Это же так нудно». «А расслабление, — продолжают эти люди, — для тех, кто в отпуске. Ста­бильность, расслабление — кому всё это нужно? Это скучно и неинтересно». В итоге их целью становится насыщенность. Так действительно часто случается. В резуль­тате они «подсаживаются» на «духовный приход», они становятся от него зависимы. Они становятся эмоционально ранимыми и нестабильными, а состояние духовного подъёма куда-то исчезает. Они возвраща­ются в обычный мир — и тут их практика полностью «рассыпается»: они становятся слишком чувствительны к шуму, суматохе и бесконтрольности повседневной жизни и просто не в состоянии со всем этим совладать.

 

Неочевидные признаки в реалистичных

сновидениях

 

Вопрос: Когда сновидение очень реали­стично, мне трудно стать осознан­ным. Однажды мне приснилась ситуа­ция, которая случилась на моей работе несколько лет назад. Встреча с женой в библиотеке была единственной стран­ностью, которая указывала на то, что я нахожусь в сновидении. Однако стран­ность эта была настолько незначи­тельной, что я так и не осознал, что сплю.

Ответ: Необходимо отслеживать повторя­ющиеся признаки сновидений — какие-то характерные особенности и аномалии. Встреча с женой в библиотеке может ока­заться одним из событий, которые проис­ходят раз за разом. Это можно считать нео­чевидной аномалией. Для распознавания таких неочевидных аномалий и признаков требуется развить определённые навыки. Особенно полезна для этого установка на будущее, которая напомнит вам взгля­нуть на ситуацию с позиции критического мышления и спросить себя: «Не выглядит ли это странно?». Это может сработать как катализатор. Выработайте привычку заме­чать всё, что может показаться хоть немного странным.

Возвращение в сновидение, где у вас нет физического тела

Вопрос: В некоторых моих сновидениях у меня нет физического тела. Я ощущаю себя как некое присутствие, осознанно наблюдающее сновидение. Но когда сно­видение начинает ускользать, у меня нет той привычной основы, за которую я мог бы зацепиться, чтобы в него вер­нуться. Как мне сохранить сновидение в такой ситуации?

Ответ: В подобной ситуации вы можете оживить сновидение предвосхищением или проекцией будущих событий. Предположим, вы видите сельскую дорогу. Вы можете ска­зать себе: «Могу побиться об заклад, что на горизонте вот-вот появится крутой „Мазе- ратим моего друга». Попробуйте этот метод. Предвосхищение — это один из лучших трюков, которые можно провернуть в сно­видении. Предвосхищение может оказывать на сюжет сновидения огромное влияние. Всё, что от вас требуется, — это поверить или представить себе (а иногда просто выра­зить опасение), что что-нибудь произойдёт, и в тот же самый момент вот оно — тут как тут. Это действительно несложно. И таким образом вы сохраните сновидение.

 

Частично осознанная трансформация

 

Вопрос: Несколько лет назад я видел сон, в котором я шёл по улице, потом подо­шёл к кому-то, и это оказалась довольно неприятная встреча. В своём сновиде­нии я просто «отмотал плёнку назад» на 50 футов [4] «вырезал» встречу и снова «запустил» сновидение. Позже я уже ни разу не поступал подобным образом. Что означает вся эта ситуация?

Ответ: Такое часто случается в середине вто­рой фазы йоги сновидений, в практике транс­формации. Я помню историю, которую рас­сказала мне одна знакомая. Она находилась на одном из верхних этажей недостроенного небоскрёба и там встретила актёра Мела Гибсона. Они разговорились, и тут он вдруг оступился и полетел вниз. Тогда моя знако­мая подумала: «Нет! Ты не упадёшь!». Потом она отредактировала сновидение и проиг­рала его снова. В этой «новой версии» Мел Гибсон удержался на краю здания и чудес­ным образом остался жив.

Это один из примеров «почти осознанно­сти». Была моя знакомая осознанна в этом сновидении? Навряд ли она была полностью осознанна, и всё же её осознанности хватило на то, чтобы вмешаться в сюжет сновидения и добиться того, что ей было нужно, — потусо­ваться с Мелом Гибсоном на крыше небоскрёба! Это можно назвать частичной осознанностью.

 

Осознанные сновидения и очищение

 

Вопрос: Можно ли выполнять в осознаннъис сновидениях практики очищения?

Ответ: Без сомнения!

 

ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ

 

Два разных качества — интенсивность

и осознанность

 

Во






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.