Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 3 2 страница






Второй метод позволяет извлечь из этой ситуации дополнительную пользу. Когда у вас достаточно времени для сна — к при­меру, на выходных или в праздники, вос­пользуйтесь этим преимуществом, чтобы добавить к обычной продолжительности сна ещё один или два 90-минутных цикла. Если у вас получится продлить таким обра­зом время сна, то в последних циклах дли­тельность ваших сновидений увеличится ещё больше, а вероятность того, что вы сможете поддерживать осознанность, воз­растёт. Как только вы наберётесь опыта, то сможете использовать это дополнительное время и соответствующие ему более про­должительные осознанные сновидения для работы над своими навыками и сферами интереса.

Третий метод заключается в том, чтобы проснуться посреди ночи, оставаться 30-45 минут в состоянии бодрствования и затем снова постараться уснуть. Установите будиль­ник так, чтобы он разбудил вас после того, как вы закончите несколько циклов сна. Когда проснётесь, почитайте что-нибудь вдохнов­ляющее — от этого ваша голова должна про­ясниться. Лучше всего если это будет книга об осознанных сновидениях, которая смо­жет подогреть ваш интерес к практике. Этот метод также работает как метод установки на будущее — вы запускаете «режим ожида­ния», который поможет активизировать осо­знанность, когда позже вы вернётесь ко сну. По завершении чтения напомните себе, что собираетесь быть осознанным во время сно­видения, и попытайтесь снова уснуть. Этот метод оказался весьма эффективным для активизации осознанности в сновидениях.

Ещё один метод ОСИВП заключается в том, что мы наблюдаем за визуальными проявлениями, которые часто возникают перед засыпанием. Это можно делать как в начале ночи — непосредственно во время засыпания, — так и в середине, когда мы проснулись. Если вы можете поддерживать в процессе засыпания определённую ясность, то есть сохранять внимательность немного дольше, чем обычно, то ваше восприятие столкнётся с бессвязными отрывками зри­тельных образов, кратковременными прова­лами в сон, а также с многообразием визу­альных узоров. Все эти проявления являются частью процесса потери сознания во время засыпания. Эти визуальные проявления воз­никают в промежутке между первыми при­знаками дремоты и стадией лёгкого сна (то есть во время стадии СМС1). Если мы смо­жем поддерживать осознанность во время этих стадий, то в результате обнаружим, что остаёмся осознанными во время сна без сно­видений — на стадии СМС2.

Когда вы удерживаете внимание на визу­альных проявлениях во время засыпания, постарайтесь делать это расслабленно, без вовлечения в процесс. Наблюдая эти зри­тельные образы, сохраняйте спокойствие — не пытайтесь цепляться за них или как-то ими управлять. Если вы сможете поддер­живать это хрупкое равновесие, то в конце концов из этих обрывков могут сложиться полноценные сновидения. Оставайтесь пол­ностью бездеятельными, пусть сновидение само «затянет» вас внутрь. Подготовка ко сну с использованием шаматхи, которая была рас­смотрена в начале этой главы, будет полезна и в данном методе. Этот метод ОСИВП имеет много общего с практикой йоги сновидений, о которой мы поговорим позже.

 

прямой путь развития

осознанности

 

Один из самых действенных спосо­бов создать прочную основу для дости­жения успехов в технике осознанных сновидений — это практика шаматхи для приведения ума к естественному состоянию. В этой практике наше внима­ние не фиксируется на физических ощуще­ниях тела или дыхании, оно фиксируется на самом уме. Это означает, что объектом вашего внимания будет пространство ума, а также все мысли, эмоции, визуальные образы и любые другие ментальные собы­тия, которые возникают в этой сфере вос­приятия. Цель практики заключается в том, чтобы просто наблюдать за происходящим, не вовлекаясь, — не создавая намеренно, не исследуя, не привязываясь, не поощряя, не отталкивая ни одно ментальное собы­тие, которое проявляется в уме. Поддержи­вайте размеренное, спокойное присутствие вне зависимости от того, как возникают ментальные события, — во множестве, одно за другим или редко и с перерывами. У вас не должно быть никаких предпочтений насчёт того, что именно должно проявиться. Наблюдайте всё, что возникает.

Эта практика прекрасно зарекомендовала себя как подспорье при освоении техники осознанных сновидений. Процесс приведе­ния ума к естественному состоянию очень напоминает практику осознанных сновиде­ний. Когда вы работаете над тем, чтобы при­вести ум в естественное состояние, вы начи­наете осознавать поток ментальных событий, который возникает в нём в состоянии бодр­ствования. Вы осознаёте эти ментальные события именно как ментальные события, не путая их с тем, что происходит во внеш­нем, межсубъектном мире. Обычно поток ментальных событий состояния бодрство­вания увлекает нас за собой точно так же, как увлекает нас во сне поток ментальных событий, который принято называть «сно­видением». Редко когда мы останавливаемся, чтобы понаблюдать работу своего ума со сто­роны и осознать природу реальности, в кото­рой мы существуем в настоящий момент. Всё это указывает на то, что если у вас полу­чится поддерживать осознанность в состоя­нии бодрствования, то это окажет огромное положительное воздействие на вашу прак­тику осознанности в сновидениях. Опыт в практике приведения ума к естественному состоянию пригодится также в ситуации, когда необходимо вернуться в сновидение после временного пробуждения ночью.

 

СЕССИЯ МЕДИТАЦИИ ДЛЯ

ПРИВЕДЕНИЯ УМА В

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

В начале сессии приведите тело в естествен­ное состояние, а дыхание к естественному ритму, как описано в главе 1, в объяснении первой сессии шаматхи.

Примите любую удобную для себя позу — лягте на спину или сядьте на пол скрестив ноги, или воспользуйтесь стулом. Если вы выбрали позу сидя, удостоверьтесь, что ваша спина выпрямлена, а грудная клетка слегка приподнята и не давит на область живота, препятствуя процессу дыхания. Если вы чувствуете, что какие-либо мышцы вашего тела напряжены, то сначала направьте к ним вдох, а затем позвольте напряжению уйти вместе с выдохом. Закончите этот этап тремя глубокими, длинными, освежающими вдохами-выдохами. Сначала направляйте воздух в область живота, а затем давайте ему подняться наверх и заполнить область диафрагмы и грудную клетку. Каждый раз, когда ваши лёгкие практически запол­нятся, начинайте выдыхать, позволяя воз­духу выходить безо всяких усилий с вашей стороны.

Теперь «просканируйте» всё своё тело от макушки до кончиков пальцев, концен­трируя внимание не на его воображаемом визуальном образе, а на ощущениях, появ­ляющихся в каждой его части. Затем некото­рое время пребывайте в переживании своего тела как единого целого — единой сферы физических ощущений. Затем сосредо­точьтесь на тех частях этой сферы, которые связаны с процессом дыхания, — на рас­ширении и сжатии областей живота, диа­фрагмы и груди, а также на любых других движениях, которые происходят во время дыхания. Пусть воздух движется естествен­ным образом, а ваше внимание следует за этим движением от начала вдоха до конца выдоха. Почувствуйте, как высвобождается воздух, когда вы начинаете выдыхать после вдоха, а когда после выдоха начинаете снова вдыхать, наблюдайте физические ощуще­ния в областях тела, связанных с дыханием. Выполните 21 цикл дыхания, но концен­трируйтесь не на счёте количества циклов, а на физических ощущениях, связанных с процессом дыхания. Это упражнение явля­ется подготовительным для успокоения и стабилизации ума.

Теперь откройте глаза и держите их хотя бы частично открытыми, направляя взгляд в пространство перед собой, но ни на чём его не фокусируя. Сосредоточьте всё внимание на пространстве ума и на всём, что в этом пространстве возникает. Для облегче­ния задачи можно намеренно вызвать в уме какое-либо ментальное событие или объект восприятия — привычную мысль или зри­тельный образ, например кусочек фрукта или лицо родственника. Представьте этот образ, а затем однонаправленно сконцентри­руйтесь на нём. Когда этот образ рассеется, удерживайте внимание именно там, где он находился, и будьте готовы обнаружить сле­дующий образ, мысль или любое другое мен­тальное событие, которое возникнет в этом пространстве.

Эта практика очень проста — вы дела­ете всё от вас зависящее для того, чтобы непрерывно поддерживать направлен­ную на пространство ума внимательность и воспринимать всё, что в нём происходит, никак на это не реагируя, не вынося оценоч­ных суждений, не отвлекаясь и не цепляясь.

Иногда вы замечаете интервалы, когда не можете обнаружить в уме ни мыслей, не зрительных образов, ни каких-либо дру­гих ментальных событий. И тем не менее у вас всё ещё есть объект для медитации. Если применить внимательность, то в этих промежутках между мыслями можно обна­ружить пустоту пространства ума. У вас есть возможность наблюдать и сцену, и актёров, которые на ней играют. Что ж, когда актёров нет, можно просто наблюдать за сценой.

Если вы заметите, что отвлеклись и по при­вычке погрузились в процесс мышления, провоцируя этим все новые мысли, эмоции или зрительные образы, аккуратно верни­тесь к внимательному и пассивному наблю­дению за потоком ума.

По истечении двадцати четырёх минут завершите сессию практики.

Ключевые аспекты практики:

• поза: на ваш выбор (лёжа на спине, сидя скрестив ноги, сидя на стуле);

• тело: пребывает в естественном состоянии;

• дыхание: происходит в естествен­ном ритме;

• внимание: направлено в простран­ство ума15 и на любые ментальные события, которые в нём возникают;

• когда происходит отвлечение: рас­слабиться, освободиться от того, что привлекло внимание, и затем вернуть осознанность в простран­ство ума и происходящих в нём ментальных событий;

• длительность: одна гатика (24 минуты);

• намерение: наблюдение за мен­тальными событиями в рамках подготовки к осознанным снови­дениям и развитие концентрации с использованием ментальных событий в качестве объектов.

резюме

Для обучения технике осознанных снови­дений необходимо соблюдать три основ­ных требования: 1) правильная мотивация; 2) безошибочное следование рабочим тех­никам; 3) высокая

способность вспоминать сновидения. Целью является достижение мастерства в осознанной работе со снови­дениями. Это означает, что вы часто остаё­тесь осознанными в сновидениях, а также способны увеличивать их длительность настолько, чтобы у вас было достаточно времени для тех действий, ради которых вы, собственно, и решили освоить эту тех­нику. Если снова использовать аналогию с лабораторией, то лаборатория осознанных сновидений навряд ли будет полезна, если будет доступна для вас один-два раза в месяц в течение одной-двух минут. Мно­гие из обучающихся, кто действительно при­лагает значительные усилия к осознанной работе со сновидениями, могут не только продлевать сновидения (до получаса и даже дольше), но также способны инициировать их практически каждый раз, когда сами того пожелают. Итак, после того как дверь в осо­знанные сновидения открыта и вы получили личный опыт, вам предстоит следующий шаг — стабилизировать окружающее про­странство и начать его использовать.



сновидений, самая трудная задача, стоя­щая перед вами, — это привыкнуть к тому волнению, которое возникает, когда вы вдруг осознаёте, что находитесь в сновиде­нии, и не проснуться в этот момент. Воз­можно, находясь в сновидении, вы куда-то летите или просто совершаете в воздухе круги, бросая вызов гравитации. Или вы заметили, что буквы и цифры в надписях меняются, когда вы повторно обращаете на них своё внимание. Эти два вида при­знаков сновидения, как я уже говорил, явля­ются одними из самых распространённых. Бывает так, что через какое-то непродолжи­тельное время развитие событий в сновиде­нии либо резко прерывается, либо исчезает постепенно, и вы просыпаетесь. Или ваше внимание ослабевает, и вы либо теряете осознанность, «скатываясь» в обычное сно­видение, либо погружаетесь в сон без сно­видений. Потеря осознанности во время сновидения и потеря самого сновидения являются основными препятствиями для увеличения длительности осознан­ных сновидений.

 

как удерживать

сновидение

 

Исследователи осознанных сновидений предполагают, что прерывание сновидения и переход его либо в состояние бодрство­вания, либо в состояние сна без сновиде­ний обусловлено преобладанием одного импульса чувственного восприятия над другим. Выход из сновидения означает, что в какой-то момент доминирующим по той или иной причине стал либо импульс, свя­занный с состоянием бодрствования, либо очень тонкий бессознательный импульс, связанный с состоянием сна без сновиде­ний. Сенсорная информация, поступаю­щая из окружающей реальности, которая не связана со сновидением, постепенно, а порой довольно резко, проникает в сферу чувственного восприятия. Противоядием от подобного проникновения может служить перенаправление внимания на ощущения, возникающие в пространстве сновидения. Существует несколько методов, которые доказали свою действенность для возвраще­ния сновидению стабильности.

Если, находясь в осознанном снови­дении, вы замечаете, что оно начинает терять целостность, покружитесь на месте с широко открытыми глазами. Это поры­вистое круговое движение займёт ваши органы чувств восприятием различных образов обстановки, связанной со сновиде­нием. В большинстве случаев такой манёвр либо возвратит вас в сновидение, которое вы начали терять, либо «ввернёт» в новое. Бла­годаря этому вы можете использовать круже­ние для смены сновидений — просто пере­скакивать от одного к другому.

Другой проверенный временем метод — это как следует растереть какую-либо часть тела. В большинстве случаев, когда вы нахо­дитесь в осознанном сновидении, вы функ­ционируете в теле, которое является точной копией вашего обычного тела. Физические ощущения этого тела ничем не отличаются от физических ощущений тела обычного. Поскольку у этого тела-копии есть руки, про­сто потрите с силой кожу на какой-либо его части. Точно так же, как и в случае примене­ния метода кружения на месте, это приведёт к тому, что импульсы чувственного восприя­тия, связанные со сновидением, возьмут верх над импульсами к пробуждению или погружению в сон без сновидений.

Если следовать этой логике, то, усиливая относительное «звучание» феноменов сно­видения, вы вдобавок можете сфокусиро­ваться на каком-либо его объекте. Многие из объектов сновидения — такие как люди, машины или само место действия — могут стремительно изменяться. Но само ваше тело, а также пол или земля под ногами обладают гораздо большей стабильностью. Если сфокусировать внимание таким обра­зом, чтобы они проявились более отчётливо, то это послужит тем якорем, который удер­жит вас в сновидении и «заглушит» сенсор­ную информацию, связанную с состояни­ями пробуждения или сна без сновидений. Итак, ключом к стабилизации сновидения, которое начинает разваливаться, явля­ется усиление вашей вовлечённости в само сновидение.

 

как сохранять

осознанность

 

Потеря осознанности, в сущности, означает, что вы утратили контакт с реальностью собственной ситуации. Вместо того чтобы осознавать, что вы видите сон — то есть вовлечены в действие, разворачивающееся в сновидении, а ваше тело при этом спокойно лежит на кровати, — вы воспринимаете всё так, как будто бы это происходит наяву. Уди­вительно, насколько легко это происходит. Даже в самых странных обстоятельствах, возникающих в сновидениях, апатия нераз­витой осознанности не позволяет мыслить критически, и вы не задумываясь принима­ете на веру всё что угодно. Если вы секунду назад были в Денвере, а теперь, обнаружив, что находитесь в Лос-Анджелесе, начина­ете сомневаться в том, что такое возможно, то сонный голос апатии начнёт (и вполне успешно) вас успокаивать доводами о том, что «Ах, ну конечно! Я, должно быть, при­мчался сюда на самолёте» или «Мне, видимо, померещилось, что я был в Денвере», и так далее. Поэтому для того, чтобы придержи­ваться позиции критического мышления, которая является основной опорой для осо­знанности в сновидениях, необходима чут­кая бдительность — ведь вам придётся всту­пить в противоборство с одной из самых сильных привычек человека: оберегать без­заботность и комфорт во время сна. Устро­ившись на кровати, мы очень любим свер­нуться калачиком и полностью отключить ум — прямо как котики или собачки, и мы поступали так всю свою жизнь.

Без сомнения, чем больше вы упражняе­тесь в практике шаматхи, тем меньше вероятность утраты осознанности в снови­дении. Даже для выполнения такой про­стой техники, как наблюдение за дыханием, потребуется, чтобы вы отказались от своей обычной склонности рассеяно следовать за приходящими в голову мыслями. Допол­нительно к обычной практике шаматхи, такой как приведение ума к естественному состоянию, необходимо также придержи­ваться позиции критического мышления. Если вы привыкнете к этому в состоянии бодрствования, а тем более если добьё­тесь в этой практике значительных успехов, превратив в привычку, у вас будет гораздо меньше трудностей с тем, чтобы поддержи­вать осознанность во время ночного сна.

Самый простой способ обеспечить осознанность во время сновидений — это говорить себе снова и снова: «Это сон» или «Я вижу сон». Не уставайте напоминать себе об этом. Это поможет вам не отвлечься на какую-нибудь деталь сновидения, из-за которой вы можете потерять осознанность. Может случиться, что во время осознанного сновидения вы сильно заинтересуетесь чем- нибудь странным или притягательным. Воз­можно, это будет винтажная спортивная машина, которую вам захочется заполучить в собственность, привлекательный индивид противоположного пола, ваш любимый десерт или даже невероятный по красоте закат на морском берегу. Одно мгновение — и вы уже думаете лишь о том, что сумели заин­тересовать и пригласить на свидание любов­ницу или любовника своей мечты. Ваша искренняя заинтересованность делает это реальным. Осознанность? Подожди за две­рью! И хотя этот пример описывает ситуацию, когда, погнавшись за двумя зайцами, можно догнать обоих — «Любовь моя, мне кажется, что это сон!» — успех будет зависеть от того, насколько ваше критическое мышление в состоянии противостоять заинтересованно­сти и желаниям.

То же самое верно и для ночных кошмаров, когда вы можете испытывать сильное жела­ние, чтобы сновидение закончилось. Если вы сохраните осознанность в сновидении, обстоя­тельства которого кажутся вам пугающими, и решите «не ввязываться», то самый простой способ проснуться — это закрыть во сне глаза. Это, кстати, одновременно является методом погружения в осознанный сон без сновидений. Если у вас есть опыт работы со сновидениями, то вы можете вырваться из кошмара, улетев на другую планету или галактику, которую сами же и создали, или трансформировать пугающие обстоятельства во что-нибудь более приветливое. Вы можете превратить оборотня в свернувшегося калачиком котика, а действующий вулкан в обычный фонтан.

 

психологический

подход

 

Однако вы также можете подойти к реше­нию проблемы с другой стороны — изме­нить собственную реакцию на такие сно­видения. Вы можете напомнить себе, что спите и что любой объект, который кажется вам опасным, на самом деле не существует. Используя в подобных ситуациях терпение и расслабленность, вы получаете возмож­ность стать психологически сильнее и даже, возможно, обрести некую мудрость. Мы исследуем эту возможность более подробно в главе, посвящённой йоге сновидений.

Вы, наверное, заметили, что если в осо­знанном сновидении представлять себе зара­нее какое-либо событие, то оно обязательно произойдёт. В моём случае, когда я обнару­живаю, что оказался в одном из сновидений в качестве «тревожного путешественника», то, вернув осознанность, я ловлю себя на том, что думаю: «Похоже, я пропустил свой рейс». Тогда я смотрю в окно и почти всегда вижу там, как взлетает самолёт, на котором я должен был лететь. Я знаю, что вижу сон и что аэропорт не настоящий, но мой само­лёт всё равно там. Вы можете использовать этот метод предвосхищения событий для того, чтобы поддерживать осознанность. К примеру, если вы думаете: «Могу побиться об заклад, что сейчас в эту дверь войдёт мой лучший друг Карл», — зачастую оказывается, что это как раз то, что и произойдёт. Затем можно объединить подобные предположе­ния и выстроить их одно за другим. «Теперь Карл сыграет на аккордеоне. Затем аккор­деон превратится в винтажный „Феррари", и мы помчимся по дороге вдоль берегов французской Ривьеры. Возможно, мы даже застанем закат... Смотри-ка! Вот и он!» — и так далее.

Это один из методов для создания сце­нария и поддержания развития сюжета в осознанных сновидениях. Другой метод заключается в том, чтобы создать твёрдое намерение: «Этой ночью я хочу забраться на Эверест». В состоянии бодрствования представляйте заранее, что во сне вы взби­раетесь на гору. Рассматривайте фотографии

Эвереста, прочтите историю чьего-нибудь восхождения, пролистайте каталог альпи­нистского снаряжения и так далее. Проду­майте детали своего восхождения — найдите место для базового лагеря, выберите опреде­лённый маршрут, продумайте способы реше­ния проблем, которые могут возникнуть в пути, и так далее. Засыпайте с твёрдым намерением. Не отвлекаясь, говорите себе снова и снова, что, попав в сновидение, вы окажетесь у подножия Эвереста и начнёте восхождение согласно составленному перед сном плану. Таким образом, в этом методе вы снова используете установку на будущее (на этот раз её более продвинутый вариант) для того, чтобы инициировать осознанность и поддерживать её.

 

осознанный

сон без сновидений

 

Сон без сновидений, как я уже рассказывал в главе 2, — это состояние, в которое мы попадаем бессознательно, естественным образом. Пребывая в этом состоянии, мы обладаем очень низким уровнем осознанно­сти или полностью неосознанны. Это есте­ственное состояние обозначено в описании упомянутого ранее обычного цикла сна как стадии СМС2, СМСЗ и СМС4 (CMC — стадия медленного сна). Однако и его мы можем исследовать и получать от него пользу, если проявим искренний интерес и попы­таемся понять природу сознания и различ­ных состояний ума. Осознанный сон без сновидений позволяет нам получить отно­сительно чистое переживание сознания общей основы. Несмотря на то что созна­ние общей основы принято считать «бессо­держательным», на самом деле оно не явля­ется ни полностью пустым, ни полностью неопределённым. Если рассматривать обычный цикл сна, то сновидения начи­нают естественным образом проявляться именно из состояния сна без сновидений. Если мы сможем осознанно войти в это состояние или стать осознанными, уже пре­бывая в нём, то у нас появится возможность наблюдать за самой начальной стадией раз­вития сновидения.

В практиках более высокого уровня ста­бильность осознанных сновидений может сыграть решающую роль в деле навигации по бардо смерти16. В тибетском буддизме считается, что это посмертное состояние определяет, каким будет наше следующее перерождение. Обычно сознание усопшего сбито с толку и напугано непривычными и волнующими проявлениями бардо. Оно не способно ни осмыслить их, ни исполь­зовать для более благоприятного перерож­дения. Достижение стабильности на стадии сна без сновидений увеличивает шансы того, что мы сможем сохранить хладнокро­вие в этой ситуации и принимать осмыслен­ные решения (особенно если подготовиться к ней, изучив тексты, которые описывают сущность этого переходного состояния).

Одно из упражнений, которое вы можете выполнять, попав в состояние сна без сно­видений, — это направить внимание на бессодержательность (общую основу) и задаться вопросами: «Какова природа этой бессодержательности? Какой она формы? Каков её размер? Какими характеристиками она обладает?». Пребывая в общей основе и наблюдая за ней подобным образом, вы можете получить ответы, которые приведут вас к основному вопросу: «Какова природа обладания сознанием?». В этой «разрежён­ной» атмосфере, где нет никаких отвлечений, вы можете подробно исследовать собствен­ное сознание и, возможно, найдёте ответы на очень важные вопросы, которые тысяче­летиями ставили в тупик лучшие философ­ские умы.

Другая продвинутая техника, связанная со сном без сновидений, называется откры­тое присутствие, относится к практике дзогчен, но об этом мы поговорим в сле­дующей главе. Вкратце: если мы сможем добиться стабильной осознанности в состоя­нии сна без сновидений и пребывать в общей основе, то техника открытого присутствия поможет нам достичь изначальной осознан­ности — нашей природы будды. Для тех, кто находится на духовном пути, это наивысшее достижение.

 

ПРАКТИКА ОСОЗНАВАНИЯ СОЗНАННОСТИ (БЕЗОБЪЕКТНАЯ ШАМАТХА)

 

Один из путей прямого попадания в состоя­ние сна без сновидений — это закрыть глаза, находясь в осознанном сновидении. Тогда мы немедленно окажемся в бессодержатель­ности общей основы. Другой метод входит в техники йоги сновидений и заключается в концентрации на визуализируемом изо­бражении в области сердечной чакры. Ниже я расскажу о методе, который входит в состав практик шаматхи и называется «осознавание осознанности». Этот метод позволяет меди­тирующему мягко погрузиться в состояние сна без сновидений, сохраняя осознанность.

Сессия практики. Начните, как и в пре­дыдущих сессиях шаматхи, с приведения тела в естественное состояние. Примите удобную позу — сидя или лёжа на спине. Теперь сделайте три глубоких вдоха-выдоха, приводя дыхание к естественному ритму.

Когда будете выполнять практику наблю­дения за дыханием, пусть ваши глаза будут по крайней мере приоткрыты, взгляд направьте в пространство перед собой, не цепляясь ни за ближние, ни за дальние объекты. Продолжайте свободно дышать, настраиваясь на расслабление, покой и бди­тельность. Отстранённо осознавайте все ментальные события, которые происходят перед вашим внутренним взором.

Добившись состояния, когда вы чувству­ете себя расслабленно и уравновешенно, перестаньте обращать внимание на все объ­екты — на любые мысленные или физи­ческие проявления — и направьте свою осознанность на само состояние осознан­ности. Не направляйте свою осознанность ни внутрь, ни вовне — пусть она естествен­ным образом пребывает в собственной при­роде. Какие бы мысли ни возникали, осво­бождайте их без промедления. Вы позволяете осознанности пребывать в собственной при­роде. Сохраняя расслабленную, непринуж­дённую бдительность, просто высвобождайте любые феномены, которые заслоняют вашу осознанность. И то, что остаётся, — это зна­ние в чистом виде. Время от времени прове­ряйте, не напряжены ли вы и достаточно ли расслабленно дышите. Пребывайте в этом состоянии абсолютной простоты.

По прошествии одной гатики закончите сессию. (Если вы используете эту технику медитации перед ночным сном для работы со сновидениями, начните её выполне­ние в позе лёжа на спине, а когда достиг­нете стабильности, перевернитесь на бок и погрузитесь в сон, удерживая внимание на осознанности.)

Ключевые аспекты практики:

• приведите тело в естественное состояние;

• приведите дыхание к естествен­ному ритму;

• сохраняйте равностность, расслаб­ленность, покой и бдительность;

• высвобождайте все мысли, которые приходят на ум;

• направьте осознанность исключи­тельно на саму осознанность;

• длительность: одна гатика (или время, которое необходимо для осознанного засыпания);

• намерение: исследовать про­зрачную ясность сознания общей основы с целью подготовиться

к проникновению в изначальную осознанность или для того, чтобы войти в состояние сна без сновиде­ний, сохраняя осознанность.

Комментарии

Эта практика очень проста. Удерживая вни­мание, следует делать это аккуратно и сохра­нять спокойствие, особенно если ваша цель — заснуть, не теряя осознанности. Достигнув некоторого мастерства в этой практике, вы сможете получить прямое пережива­ние сознания общей основы, которая обла­дает качествами блаженства, светоносности и отсутствия концепций. В то время как тех­ника приведения ума к естественному состоя­нию предполагает постепенное продвижение к этому переживанию, техника осознавания осознанности предлагает более короткий путь.

Осознавание осознанности — это весьма тонкая техника. Как же удостовериться, что вы выполняете именно её? При изучении любого типа практики всегда полезно знать, в какие крайности можно впасть в процессе её выполнения, что позволит вам прокла­дывать путь точно посередине между ними. Для этой техники крайности заключаются в том, что если вы стараетесь сверх меры, то начинаете волноваться, а если старае­тесь недостаточно, то скатываетесь к вяло­сти. Определив для себя, в каких пределах лежат эти крайности, вы сможете остано­виться на золотой середине. Это означает, что вы будете поочерёдно «отталкиваться» то от одной крайности, то от другой, сокра­щая амплитуду колебаний. Если вы фоку­сируете внимание на каком-либо объекте, мысленном или визуальном образе, то это та крайность, которая приводит к волнению. Другая крайность, которую гораздо сложнее заметить, заключается в том, что ваш ум становится опустошённым и вообще ничего не осознаёт. Вы не наблюдаете вообще ни за одним объектом — становитесь как овощ. Когда вы находитесь посередине между этими двумя крайностями, пребывая в настоящем моменте и чётко всё осознавая, ваше восприятие обладает качеством свеже­сти. Вы не следуете ни за одним объектом, но осознаёте сам процесс осознанности. Это удивительно простое, но также и неуловимо тонкое состояние. Это похоже на ощущение от того, когда надеваешь на ноги разно­шенную обувь. Когда вы пребываете в этом состоянии, вы точно знаете, что это именно оно. Вам необходимо развить в себе уверен­ность, что вы точно знаете, когда выполняете практику правильно. Это работает именно таким образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.