Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный Подход к оценке операционной эффективности управления предприятием






Вопрос эффективности управления предприятием до недав­него времени чаще всего возникал в связи с кризисным положени­ем компаний. В последнее время этот вопрос все чаще оказывает­ся востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. Когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно опре­делить, какую модель управления принять в качестве базовой. Оче­видное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффек­тивность систем управления в каждой из компаний и взять за ос­нову наиболее эффективную, «подгоняя» под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизо­ванной системы управления и при операциях слияния/поглоще­ния. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объеди­няемых компаний могут существенно повлиять на стоимость сдел­ки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки.

Другой распространенный случай оценки эффективности управления предприятием — принятие решений о прямых инвес­тициях. Большинство профессиональных инвесторов (и в первую очередь венчурные инвестиционные фонды), прежде чем профи­нансировать какой-либо проект, проводят так называемую про­верку «должной добросовестности» (due diligence) компании-реци­пиента, а поместив средства в предприятие, тщательно следят за эффективностью их использования.

И наконец, случай достаточно экзотический для России, но до­вольно распространенный на Западе — оценка эффективности системы управления компании при проведении мероприятий по реинжинирингу или внедрению корпоративной информационной системы.

В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления предприятием не существует. Ввиду того, что на прак­тике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта (фирмы) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления огра­ничивается анализом финансово-экономического состояния фир­мы.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воз­действие на управляемый объект для обеспечения достижения по­ставленных целей, эффективность управления может быть оцене­на по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эф­фективности вложений (отдача на капитал), по увеличению ско­рости оборачиваемости капитала и т.п.

Самым простым примером может служить оценка эффектив­ности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя. Таким образом, если оценить соответствие результатов деятельности фирмы действиям менеджмента, то полученный показатель будет являться критери­ем экономической эффективности управления.

Более сложный экономический анализ эффективности управ­ления фирмой включает оценку деятельности фирмы с использо­ванием сравнительных показателей, которые отражаются в финан­совой отчетности фирмы.

Следовательно, исторически сложилось, что основным крите­рием экономической эффективности управления принято считать прибыльность. Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой про­изводительности труда, объемом выпускаемой продукции, каче­ством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов (показатели сбалансированности товарно- материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и др.), человеческих ресурсов (затраты на наем рабочей силы, на подготовку и повышение квалификации, показатели организации труда), внедрение нововведений (наличие соответствующих мощ­ностей, производственные резервы).

Прежде чем перейти к описанию эффективности управления в рамках процесса оценки эффективности управления предприяти­ем, внесем ясность, о какой именно эффективности идет речь.

В англоязычной литературе понятие эффективности управления выражается двумя ключевыми терминами:

♦ так называемая «системная» эффективность (managerial effe­ctiveness);

♦ так называемая «операционная» эффективность (manage­ment efficiency).

Системная эффективность зависит от того, насколько рацио­нально организовано управление, т.е. от состава и количества зве­ньев, их подчиненности, распределения функций. Иными слова­ми, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.

Операционная эффективность, т.е. соотношение между резуль­татами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.

Таким образом, эффективность управления выражается и оце­нивается как отдача от осуществления управленческого решения, измеряемая в стоимостных показателях.

Знание характера управленческого труда служит основой для установления критериев и системы показателей оценки эффектив­ности функционирования кадров управления. Последние, как и производственные рабочие, оказывают существенное влияние на характер производства, его конечные результаты, а следовательно, и на эффективность развития. Однако в отличие от рабочих их вли­яние осуществляется опосредованно. Являясь носителями органи­зационных свойств производственной системы, кадры управления через выполняемые ими функции структурируют массу работа­ющих, превращают однородную толпу в целенаправленную и уп­равляемую производственную систему. Количество и качество специалистов последней определяют ее способность к организо­ванному развитию и совершенствованию, следованию целям сис­тем высшего порядка, т.е. к повышению эффективности производ­ства. Напротив, недостатки в качестве и количестве кадров управ­ления ведут к деградации системы, разрушению сложившегося разделения и кооперации труда и в итоге — к снижению эффек­тивности производства.

Следовательно, управленческий труд, несмотря на непризнание рядом экономистов его производственного характера, является и будет оставаться производительным трудом. Оказывая влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, управленческий труд, как и весь совокупный труд, характеризует­ся с количественной стороны величиной его затрат и результатив­ностью. Сопоставление затрат на управленческий труд в процессе управления с конечными результатами производственно-хозяй­ственной деятельности позволяет определить эффективность тру­да кадров управления и, тем самым, эффективность управляющей подсистемы и системы управления в целом.

Эффективность есть свойство, присущее целенаправленным системам и проявляющееся в процессе их функционирования по отношению к поставленным целям. Под эффективностью функ­ционирования аппарата управления необходимо понимать соот­ношение между результатами его деятельности, направленной на достижение разнообразных целей объекта управления, и затратами ресурсов, связанных с осуществлением этой деятельности. При этом критерием эффективности функционирования аппарата управления следует считать степень достижения поставленной конкретной цели, которая может выражаться либо через производ­ство максимума потребительной стоимости при установленных затратах ресурсов на управление, либо через производство задан­ной ее величины при минимальных затратах ресурсов на управле­ние.

Учитывая двойственный характер труда кадров управления, вы­ражающийся, с одной стороны, в виде деятельности совокупного рабочего организации, для которого предмет, средства и результа­ты труда будут лежать в сфере материального производства, а с другой — в виде индивидуального процесса труда, нацеленного на получение и преобразование различных видов информации, под­готовку и принятие управленческих решений, оценку эффектив­ности функционирования управляющей подсистемы в целом сле­дует осуществлять дифференцированно, используя при этом соот­ветствующие показатели и методы расчета. Для этого могут быть использованы два показателя: локальный, характеризующий каче­ство выполняемых кадрами управления своих функций, т.е. надеж­ность их деятельности (показатель надежности Gу), и глобальный (обобщающий), характеризующий эффективность системы управ­ления, т.е. результат производства, отнесенный к ресурсам, кото­рые обеспечивают его создание посредством функционирования управляющей подсистемы, — показатель ресурсоотдачи Эу.

Согласно сущности указанных показателей их расчет может быть представлен в виде формул 16.1, 16.2 [10]:

Gla = е t, (16.1)

где G^ — надежность специалиста в структурном подразделе­нии аппарата управления; цсп — показатель, характеризую­щий влияние факторов, мешающих специалистам принимать удовлетворительные управленческие решения; k — показа­тель, отражающий интенсивность управленческого труда в условиях рассматриваемой системы управления; t — время от получения задания на разработку управленческого реше­ния до принятия и передачи его исполнителю (специалисту); е — основание натурального логарифма.

Эу =________ Цп +Л6(уап)_____________, (16.2)

Зоб(ап) ' k1 + Зоп(ап) ' k2 + Зку(ап)

где Цуп — общий результат управления, выраженный в виде сум­мы стоимости управленческих функций, выполняемых кадра­ми аппарата управления, в базисном периоде, руб.; Лб^ — снижение себестоимости реализации управленческих функ­ций (задач, решений) в анализируемом периоде по сравнению с базисным (при сопоставимости вариантов по объемам про­изводства или оказания услуг) в аппарате управления, руб.;

Зоб(ап), Зоп(ап), Зку(ап) — заФатЫ на воспроизводство управлен­ческих ресурсов аппарата управления соответственно оборот­ных фондов (материалы, дискеты и т.п.), основных производ­ственных фондов (вычислительная техника и т.д.) и кадров управления, руб.; kl — уровень кооперирования (доля покуп­ных изделий и материалов в себестоимости управления); k2 — уровень технической оснащенности управления (отноше­ние суммы амортизационных отчислений к фонду заработной платы кадров управления).

На практике данные показатели рассчитать с помощью приве­денных формул очень трудно из-за отсутствия на предприятиях на сегодняшний день объективной для этого информации и, в част­ности, для определения общего результата управления, выражен­ного через стоимость его функций, т.е. суммарный управленческий вклад и затраты на обеспечение эффективности управления.

На российских предприятиях сформировались следующие пред­посылки развития подхода к оценке операционной эффективности управления на основе суммарного управленческого вклада:

♦ рост влияния человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура управляемого объекта или, наоборот, чем централизованней управление в фирме, тем более зна­чимо становится влияние субъективного подхода руковод­ства на принятие решений;

♦ быстрое изменение факторов внешней среды: законода­тельные и нормативные акты. Используемые в оценках ко­эффициенты в некоторых случаях оказывались устаревши­ми, не отражающими действительного состояния фирмы;

♦ ускорение научно-технического прогресса: техники и тех­нологии. Жизненный цикл товара сократился настолько, что применение одних и тех же методов оценки управления оказывалось искажающим фактором (например, при воз­никновении интернет-компаний).

Данный подход к оценке эффективности позволяет определить эффективность управления по каждому управляющему посред­ством сравнения запланированных и фактических «входов» и «вы­ходов» в виде достижения им премиеобразующих показателей.

Подход основывается на следующих принципах:

♦ принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной цели;

♦ принцип единства: совместное рассмотрение объекта как целого и как совокупности элементов;

♦ принцип связности: рассмотрение любого подразделения совместно с его окружением;

♦ принцип развития: учет изменяемости объекта, его способ­ности к развитию, расширению, замене частей, накаплива­нию информации;

♦ принцип неопределенности: учет неопределенностей и слу­чайностей в системе.

Данный подход позволяет исследовать как управление в целом, так и принятие отдельных решений. Анализ эффективности этим методом вызван необходимостью интенсификации использования менеджериальных ресурсов.

Подобный расчет эффективности полностью согласуется с тре­бованиями стандарта ИСО серии 9001-2000, которые рекомендуют применять финансовые методы оценки качества, в нашем случае качества управления. Как записано в подразделе 6.1 стандарта ANSI/ASQC Q9004-1-1994, важно, чтобы «эффективность системы качества оценивалась с использованием финансовых показателей. Влияние эффективной системы качества на прибыли или финан­совые потери организации может быть весьма значительным, осо­бенно за счет совершенствования работы, сокращения убытков от ошибок и внесения своего вклада в повышение уровня удовлетво­ренности потребителей... Благодаря ведению отчетности о меро­приятиях, предусмотренных системой качества, и их эффективно­сти в финансовых терминах руководство компании получает ин­формацию от всех подразделений на общепринятом в бизнесе языке».

Что же касается оценки системной эффективности управления,

то для полной оценки эффективности управляющей подсистемы и системы управления в целом возможно применение следующих показателей (формулы 16.3 — 16.14 [10]):

1) показатель производственных связей (Псв) — характеризует связи как внешние, так и внутренние.

Псв = +1^, (16.3)

i=1 i=1

где Kgi — внутренние связи; Хвн — внешние связи;

2) уровень централизации функций управления (Пц) — характери­зует загрузку аппарата управления. Этот показатель может также определяться отношением трудоемкости функции, выполняемой в центральном аппарате, к общей трудоемкости по этой функции во всех подчиненных организациях. Величина, обратная Пц, харак­теризует уровень децентрализации.

Пц =tLIa /1 (Li -tLI" i), (16.4)

i =1 i =1 i =1

где LIa} — количество работников центрального аппарата, заня­тых на выполнении i-й функции; Li — то же, занятых в аппа­рате подчиненных организаций;

3) показатель неопределенности деятельности (Пвд) — характе­ризует степень значения для исполнителя конечных целей работы и своих задач по достижению этих целей.

Пнд = С^общ - ^пр)/ ^общ, (16.5)

где F— количество нерегулируемых функций; F^ — общее ко­личество функций, выполняемых подразделением;

4) показатель множественности подчинения (Пм) — характери­зует степень загрузки аппарата управления по подготовке инфор­мации.

Пм = Nn /NобЩ, (16.6)

где Nn — количество организаций, не имеющих двойного или тройного подчинения; ^бщ — общее количество организа­ций;

5) показатель насыщенности аппарата управления оргтехникой (Пнор т) — характеризует полноту охвата выполнения функций управления в результате механизации и автоматизации.

Пнор.т = ^р.т/ Nобщ, (16.7)

где N — количество организаций, обеспеченных средствами оргтехники в соответствии с нормами; ^бщ — общее количе­ство организаций;

6) показатель дублирования данных (Пд) — характеризует подго­товку одинаковых данных в разных подразделениях и запрос оди­наковой информации из разных подразделений вышестоящими организациями.

Пд = X (Вр + Вн)/X Вобщ, (16.8)

i=1 i=1

где Вр — объем однотипной информации (количество показате­лей, подготавливаемых в различных подразделениях); Вн — объем однотипной информации, запрашиваемой из разных подразделений; Вобщ — общий объем информации;

7) уровень оперативности прохождения информации (По) — ха­рактеризует оперативность работы аппарата управления. Отноше­ние £ пр> 1 — потери скорости прямой связи (требуется улучше­ние системы планирования и принятия решений); ^п/^р< 1 — по­тери обратной связи (требуется улучшение системы отчетности и контроля).

По =1S + ^р + (16.9)

i=1 i=1

где £ п — время, необходимое для прямой связи; Sp — время при­нятия решений; Sq6 — время, необходимое для обратной свя­зи; £ общ — общие затраты времени;

8) уровень полноты информации (Пп) — характеризует возмож­ность аппарата управления принимать решения на основе наличия необходимой и достаточной информации.

Пп =1^ +ХРобщ, (16.10)

i=1 i=1

где Рнд — решения, принятые при наличии полной информации; Робщ — общее количество принятых решений за определен­ный период;

9) уровень концентрации информации (Пкн) — характеризует отсев излишней информации на каждом последующем уровне управле­ния.

Пкн = Ов/Он, (16.11)

где Ов — объем информации по конкретному вопросу на выше­стоящем уровне; Он — то же, на нижестоящем уровне;

10) уровень квалификаций кадров управления (Пкр) — характери­зует соответствие образования должности

Пкр = Кб/Кобщ, (16.12)

где Кб — численность кадров управления с необходимым базовым образованием; Кобщ — общее количество кадров управления;

11) уровень общности (совместимости) кадров управления (Пт) — характеризует степень сменяемости кадров управления в связи с той или иной социальной или психологической обстановкой в кол­лективе.

Пт = Ксж/Коу, (16.13)

где Ксж — количество кадров управления, уволенных по собствен­ному желанию или по инициативе администрации; Коу — об­щее количество уволенных кадров управления;

12) уровень стабильности кадров управления (Пст) — характери­зует долю сменяемости в общем количестве кадров управления.

ПсТ = 1 - [" (Коу - Кпр) - Кр)], (16.14)

где Кпр — количество принятых кадров управления; Кр — общее количество кадров управления.

Рассмотренные дополнительные показатели на сегодняшний день находятся практически вне диапазона постоянной оценки на большинстве предприятий, однако их расчет и анализ несут цен­ную информацию о системе управления предприятием и отдель­ными структурными подразделениями. Следует учесть, что крите­рием оценки эффективности труда менеджеров является не только экономическая, но и социальная составляющая. Она определяется качественными показателями (например, повышением качествен­ного уровня принятия управленческих решений, повышением оперативности в решении производственно-хозяйственных и фи­нансовых вопросов, обоснованностью управленческих решений). Однако критерий экономической эффективности нашел наиболь­шее практическое применение именно из-за возможности коли­чественно измерить эффективность труда аппарата управления.

контрольные вопросы

1. Расскажите о процессе формирования и развития системного подхода к оцен­ке качества и эффективности менеджмента предприятий.

2. Опишите цели управления в основных подсистемах предприятия.

3. Каким образом происходит соотнесение понятия «качество управления» с удовлетворением определенных запросов потребителей?

4. Дайте характеристику системной эффективности управления предприяти­ем.

5. Охарактеризуйте операционную эффективность управления предприятием.

6. Какие показатели служат для оценки системной и операционной эффективно­сти управления?


литература

1. Вейцман Э.М. Универсальный критерий качества // Стандарты и качество. — 2001. — № 11.

2. Гоберман Л.А. Концептуальные и методологические аспекты про­блемы качества // Качество: теория и практика. — 1998. — № 1—2.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. — М.: Изд-во Госстандарта, 2001.

4. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 900-9004. — М.: Изд-во стандартов, 1989.

5. Огвоздин В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402-86 // Стандарты и качество. — 1992. — № 3.

6. Прохоров А.П. Русская модель управления. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.

7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и каче­ство», 2000.

8. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством. — М., КНОРУС, 2005.

9. Социальный профиль российского менеджера: результаты иссле­дования. Сб. статей / Сост. А. Дынин, С. Литовченко, М. Черныш. Под ред. С. Литовченко. — М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

10. Томилов В.В. Менеджмент. — М.: Юрайт-Издат, 2003.

11. Томилов В.В., Роботов А.С., Зубарев А.А. Маркетинговые решения в деятельности строительных предприятий. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

12. Шмелева А.Н. Оценка и повышение качества и эффективности управления предприятием. Материалы Международной научно- практической конференции «Социально-экономическая стратегия развития регионов в свете глобализации экономических процес­сов». — Пенза: Издательство ПИЭРАУ, 2005.

13. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.


оглавление

Предисловие................................................................................................... 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.