Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние лидера на психологический климат предприятия






Общепринято положение, что именно руководитель влияет на становление психологического климата на предприятии. По­этому руководителю особенно важно знать те качества, которые способствуют поддержанию здорового психологического климата. Следует отметить основные качества руководителя, наличие кото­рых позволяет ему сформировать здоровый психологический кли­мат на своем предприятии:

♦ он имеет мужество самоопределения, т.е. знает свои функ­циональные границы и границы своих подчиненных и чет­ко им следует;

♦ стремится вкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;

♦ редко проявляет раздражение при своих сотрудниках;

♦ старается избегать догм в своей работе;

♦ на изменение себя направляет больше энергии, чем на из­менение других;

♦ знает и уважает весь спектр чужих мнений;

♦ может изменить себя в соответствии с сильными сторона­ми своих подчиненных;

♦ неподвержен воздействию безответственных действий дру­гих;

♦ старается воспитывать качества зрелого лидера в последо­вателях;

♦ знает и умеет разделять и передавать ответственность.

Для определения психологического климата руководителю сле­дует знать критерии, на соответствие которым нужно анализиро­вать свое предприятие.

1. Первое, на что руководитель должен обратить внимание, — это насколько каждый член его организации знает свои функции и их отличие от функций других сотрудников. Для установления здорового психологического климата важно наличие четкого ощу­щения своих границ, как каждым отдельным сотрудником, так и отделениями и отделами на предприятии.

2. Следующий критерий психологического климата — осозна­ние сотрудниками своих убеждений. При здоровом психологичес­ком климате каждый на предприятии знает свои базовые ценности и взгляды. В эти понятия входят:

♦ хорошо продуманные убеждения;

♦ внутренняя ясность собственных позиций, связанных с по­зициями предприятия в целом;

♦ жизненные принципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

3. Не менее важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобы каждый на предприятии обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности:

♦ самосознание и саморазвитие;

♦ большее внимание к своему поведению, чем к поведению других. Определение себя не в противопоставление другим;

♦ наличие личных целей, соотнесенных с целями предпри­ятия.

При этом в успехе и развитии предприятия большую роль игра­ет способность удерживать курс. Эта способность важна не только для руководителя, но и для каждого члена коллектива. Можно го­ворить о здоровом психологическом климате, если каждый на предприятии достаточно целенаправлен и эмоционально вынос­лив.

Все вышеперечисленные критерии представляют ценность для предприятия, если сотрудники способны поддерживать деловые отношения. Это такие отношения, которые, даже если они стано­вятся эмоционально окрашенными, не смогут помешать функцио­нированию сотрудника на предприятии, а, следовательно, и дея­тельности предприятия в целом. При выявлении показателей кли­мата на своем предприятии руководитель должен знать, что выявить их все достаточно сложно. Как правило, присутствует не­кая совокупность признаков, т.е. предприятие находится в посто­янном колебании между здоровым и нездоровым психологическим климатом. В различные периоды развития те или иные признаки могут преобладать, поэтому руководителю важно знать критерии, на основании которых можно определить степень здоровья/нездо­ровья психологического климата на предприятии.

Отметим основные критерии нездорового психологического климата на предприятии.

1. Определенного рода реакции сотрудников предприятия на собы­тия и изменения, а именно:

♦ при тревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления;

♦ скованное, схематическое воображение;

♦ меньшая открытость и терпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнении заданий, выполнении работ разными отделами;

♦ при выполнении заданий склонность к срочности и атаке;

♦ преобладание проекций, обвинений, критики;

♦ любовь к постановке диагнозов как отдельным сотрудни­кам, так и предприятию и руководителям в целом;

♦ наличие и поддержание таинственности и секретов на предприятии.

2. Традиция «скорых решений» на предприятии, включающая сле­дующие показатели:

♦ слишком большая тревожность сотрудников, мешающая им быть терпеливыми и ждать;

♦ поиск облегчения симптома, а не разрешения его, что вы­ражается в поисках виновных и способов их наказания;

♦ наличие «линейного» мышления — потребность знать на­верняка что-либо, отсутствие вариантов при достижении целей;

♦ незрелость суждений и низкая способность к установлению различий.

3. Ослабленное или отсутствующее лидерство на предприятии.

Позиции лидера при руководстве предприятием с нездоровым

психологическим климатом могут быть разными по содержанию, но примерно одинаковыми по своей сути. Все позиции ослабляют команду подчиненных и уменьшают результативность их деятель­ности. Выделяют три позиции подобного руководства: позиция сверхфункционирования; позиция преследования; позиция обрат­ной связи. Рассмотрим, по каким критериям можно определить наличие одной из вышеперечисленных позиций.

1. Позиция сверхфункционирования

Руководитель, находящийся в этой позиции, стремится давать советы своим подчиненным, пытаясь реализовать таким образом свое чувство ответственности и беспокойство за окружающих. При этом он говорит больше, чем слушает. Делает за других то, что они могли бы сделать сами. Ставит другим цели, которые они сами себе не ставят. Такая позиция руководства приводит лидера к накопле­нию эмоциональной усталости, возникновению стрессовых фак­торов. Сотрудники при таком стиле руководства начинают при­спосабливаться к действительности, устраняться от принятия ре­шений, проявляют пассивность, покорность и скрытый саботаж.

2. Позиция преследования

Руководитель, находящийся в этой позиции, излишне погружен в дела других. Он начинает указывать другим не только, что им следует делать, но и как им следует думать, чувствовать и действо­вать. Он постоянно пытается спасать своих подчиненных, чувствуя при этом свою незаменимость и значимость. Находясь в этой по­зиции, руководитель часто меняет эмоциональную окраску своего поведения — от услужливого до контролирующего и обвиняющего. Подчиненные при таком руководстве полностью отказываются от своего стиля поведения и своего мнения в присутствии руководи­теля. На предприятии царит напряженная, нервная обстановка, так как предугадать эмоции и действия руководителя подчиненные практически не могут.

3. Позиция обратной связи

Находясь в этой позиции, руководитель в основном занят тем, что защищает, объясняет и оправдывает свое поведение. Для него важно не его собственное мнение, а мнение других о его собствен­ном мнении. Поэтому происходит процесс подкрепления поведе­ния тех, кто положительно оценивает любые действия руководи­теля, и устранение тех сотрудников, которые оценивают действия руководителя негативно и не понимают их. Такой стиль руковод­ства вызывает на предприятии состояние беспокойства. Сотруд­ники выбирают позицию молчания и уходят от обсуждения состо­яния дел на предприятии. Руководитель при этом больше занят подкреплением собственной значимости, чем достижениями целей предприятия.

Таким образом, основными показателями работы любого пред­приятия является позиция руководства, результативность, психо­логический климат. Изменение одного из этих параметров влечет за собой изменение всех остальных в ту или иную сторону. Боль­шую роль в формировании психологического климата на предпри­ятии играет позиция руководителя, поскольку именно от нее зави­сит формирование здорового или нездорового психологического климата. В свою очередь, психологический климат формирует у подчиненных ряд качеств, способствующих или противодейству­ющих результативности работы коллектива, подразделения, пред­приятия в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.