Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководитель и его функции






В соответствии с современными представлениями суть ра­боты руководителя сводится к выполнению ряда представитель­ских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникаци­онную, социальную.

В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нуж­ны руководители — лидеры с организационной и предпринима­тельской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители — плановики с хорошей администра­тивной хваткой.

На различных уровнях в управленческой иерархии можно выде­лить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Основные задачи высших руководителей организации состоят в определении ее миссии, ценностей, политики, стандартов дея­тельности, формирования структуры и системы управления, пред­ставительства. Высшее руководство реализуется в составе команды, которую подбирает первое лицо, занимающее свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционера­ми, пайщиками) и несущее полную ответственность за состояние и результаты работы. С юридической точки зрения в обязанности первого лица входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряже­ние (в обусловленных рамках) имуществом и средствами; заклю­чение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинен­ных руководителей и др.

Руководители среднего звена (подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут ответ­ственность перед ними за выполнение полученных заданий и со­хранность имущества вверенных им подразделений. Через подчи­ненных руководителей они управляют деятельностью своих под­разделений. В рамках компетенции им представлено право решать кадровые вопросы, поощрять и наказывать своих подчиненных. Руководители среднего звена представляют собой наиболее бюро­кратизированную прослойку менеджеров, число представителей которых стремительно растет, увеличивая «этажность» управлен­ческих структур.

Отношение к представителям среднего звена в современной теории управления негативное, и при любой возможности пред­приятия на Западе идут на их сокращение. За счет таких меропри­ятий удается сократить до 30—40% управленческого персонала.

Руководители низового звена — бригад, участков, групп и пр., работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.

В общем, руководители всех звеньев несут, помимо официаль­ных обязанностей, неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помо­щи. Это очень важно с той точки зрения, что не только подчинен­ные зависят от руководителя, но и руководитель зависит от своих подчиненных в готовности исполнять их распоряжения и неофи­циальные просьбы.

В работе руководителя много привлекательного. Она предостав­ляет широкие возможности для развития личности, престижна, приносит человеку достоинство и уважение окружающих, увлека­тельна, так как предполагает решение сложных проблем. Руково­дителю особенно крупной организации приходится выполнять в течение рабочего дня огромное (до 200) количество видов деятель­ности. И в этой деятельности главная задача состоит не в том, что­бы ту или иную работу выполнять самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, отметить отличившихся. Роль руководителя в современной эпохе трансформируется из диктаторской в роль «отца семейства», не только отдающего распоряжения, но и создающего благоприятный морально-психологический климат.

Современная научно-техническая революция кардинально из­менила условия и характер производства и труда. Технологические и социальные процессы стали настолько сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возрос­ли, что руководитель не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах он становится организатором самосто­ятельной работы подчиненных, объединенных в команды, где на первое место выходит деловое сотрудничество и консультирование. По мнению известного американского специалиста в области ме­неджмента Г.Минцберга, такой руководитель выполняет следу­ющие управленческие функции:

♦ межличностные (символ власти, лидер, увлекающий со­трудников на достижение целей; связник в команде управ­ленцев);

♦ информационные (центр, концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных и во внешний мир);

♦ решающие (планирующий и начинающий изменения в ор­ганизации; координатор деятельности в нестандартных си­туациях; распределитель ресурсов и посредник).

По отношению к организации и взаимодействию с нею руково­дители делятся на ориентированных на себя и ориентированных на организацию.

Руководители первого типа (борцы с джунглями) стремятся к безраздельной власти и, используя своих подчиненных, воюют против всех, внутренне считая их если не реальными, то потенци­альными врагами. В зависимости от используемой тактики они делятся на «львов», действующих в открытую, и «лис», занимаю­щихся интригами. Ориентированные на себя руководители — это «игроки», для которых представляет интерес не сама должность как таковая, а процесс ее получения. Такие руководители на практике больше разрушают, чем создают.

Второй тип — это руководители (открытые), ориентированные на организацию, стремящиеся к власти ради преобразований в ин­тересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Качества, присущие таким руководителям, под­разделяются на три группы: профессиональные, личные и дело­вые.


К профессиональным можно отнести:

♦ компетентность в соответствующей профессии, основан­ную на опыте и образовании;

♦ широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях;

♦ стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действитель­ности;

♦ поиск новых форм и методов работы и обучение подчинен­ных;

♦ умение планировать работу.

К личным качествам относятся:

♦ высокие моральные стандарты;

♦ психическое и физическое здоровье;

♦ высокий уровень внутренней культуры;

♦ отзывчивость, благожелательное отношение к людям;

♦ оптимизм, уверенность в себе.

К деловым качествам можно отнести:

♦ умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность;

♦ стремление к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой;

♦ контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой;

♦ инициативность, оперативность, сконцентрированность и способность к быстрой перестройке;

♦ способность управлять собой, рабочим временем и окружа­ющими;

♦ стремление к преобразованиям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Необходимо отметить, что соотношение этих требований без­условно зависит от уровня, который занимает руководитель в ие­рархической цепочке управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.