Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как главный фактор в управлении организацией






11.1. ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ

Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: взаимодействие человека с органи­зационным окружением (в этом случае человек находится в цент­ре модели) и люди, входящие в организацию или подразделение в целом (в этом случае группа людей, как целое является центром рассматриваемой модели). Если исходным в рассмотрении взаи­модействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следу­ющим образом (рис. 11.1).

рис. 11.1. Модель включения человека в организационное окружение

 

♦ Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулиру­ющие воздействия.

♦ Под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения человек совершает опреде­ленные действия — работу.

♦ С выполнением человеком определенных работ их резуль­таты оказывают определенное воздействие как на органи­зационное окружение, так и на самого человека.

В данной модели организационное окружение включает те эле­менты организационной среды, которые взаимодействуют с чело­веком. В общем виде это та часть организации или внешней среды, с которой человек сталкивается во время своей работы. Стимули­рующие воздействия охватывают весь спектр применяемых в ор­ганизации стимулов, в том числе и стимулы самого человека.

Человек в модели предстает как социальное и биологическое существо с определенными физиологическими и другого рода по­требностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает воспри­ятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или не­осознанное принятие решения об ответных действиях и поведении. Действия и поведение включают мышление, движения, речь, ми­мику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей: это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы вызваны стимулирующими воздей­ствиями; и то, что он сделал для организационного окружения и организации в ответ на стимулирующие воздействия.

Работа человека в организации представляет собой процесс по­стоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся важ­ным для обеих сторон. Поэтому работа человека и воздействующие формы организации должны быть сбалансированы. Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окруже­ния, но в равной мере от характеристик самого человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимо­действии с организацией он выступает не как механизм, выполня­ющий конкретные действия и операции, а как разумное и созна­тельное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмо­циями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные ценности, верования и мораль. Важно отметить, что успешно организованный процесс включения человека в органи­зационное окружение приводит к тому, что у него появляется чув­ство ответственности за дела организации и устойчивые внутрен­ние обязательства по отношению к ней. Человек, имея определен­ное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и возможностей, предполагает занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получить определенное вознаграждение.

Для каждого индивида это — ожидания, формирующие его от­ношение к организации. Структура ожидания и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида в свою оче­редь сами зависят от множества факторов, среди которых главен­ствующими являются личностные характеристики индивида.

11.2. характеристика личности и социальные основы ЕЕ поведения

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а орга­низационная сторона управления смещается на второй план и пре­вращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассмат­риваются.

В управлении под личностью подразумевают человека как субъ­екта активной сознательной деятельности, обладающего совокуп­ностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нерв­ной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с дру­гой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными эле­ментами, как направленность, способность и характер.

Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склон­ностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в реше­нии задачи, на себя.

Способность характеризуется умственными свойствами в дея­тельности человека, например такими, как тип мышления (худо­жественный, логический, смешанный), и специальными, связан­ными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека.

Способность и ее основная компонента — мышление опреде­ляют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим самые низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сфор­мировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое кон­кретно-образное мышление. Для этого уже необходимо професси­ональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными пред­приятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управля­ющие крупными социально-экономическими процессами (реги­онами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент.

Темперамент — это совокупность индивидуальных особенно­стей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холе­рический, сангвинический, флегматический, меланхолический (табл. 11.1).

Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравно­вешенности.


Таблица 11.1
Свойства Темперамент
холерический сангвинический флегматический меланхолический
Уравновешенность Плохая Хорошая Очень хорошая Очень плохая
Настроение Неустойчивое Устойчивое Устойчивое Неустойчивое
Эмоции Сильные, кратковремен­ные Слабые, кратковремен­ные Слабые, длительные Сильные, длительные
Речь Громкая, неровная Громкая, плавная Тихая, плавная Тихая, неровная
Терпение Низкое Умеренное Высокое Низкое
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудная
Контактность Высокая Умеренная Невысокая Низкая
Отношение к критике Агрессивное Спокойное Безразличное Обидчивое
Отношение к новому Положительное Безразличное Отрицательное Неопределенное
Поведение в сложных ситуациях Нерасчетливое Расчетливое Хладнокровное Растерянное
Самооценка Значительно завышенная Несколько завышенная Реальная Заниженная
Подверженность влиянию Умеренная Слабая Слабая Высокая
Виды темпераментов и их свойства

Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообрази­ем мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешеннос­тью.

Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медли­тельностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настро­ении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к ди­намическим и эмоциональным качествам человека.

Перечисленные социальные характеристики личности форми­руют три типа поведения людей в организации: независимый, ней­тральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как наси­лие, для других — внутренне желательны, для третьих — представ­ляют осознанную необходимость.

Необходимость тщательного и регулярного изучения индиви­дуальных характеристик членов организации не вызывает сом­нения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что инди­видуальность поведения человека зависит не только от его персо­нальных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в со­вокупности с изучением ситуации.

Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, таки­ми, как расположение к людям и своему делу, ценности, верова­ния, принципы.

Эта критериальная база, которой придерживается человек в сво­ем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимо­действии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, не­смотря на значительную взаимозависимость, их можно рассмат­ривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.


Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружа­ющей среде, своей работе, организации в целом играет очень боль­шую роль в деле установления нормального взаимодействия чело­века и организационного окружения.

Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его послед­ствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, рас­положение перемещается относительно таких полюсов, как «нра­вится» — «не нравится».

В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негатив­ную реакцию на них.

Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное вли­яние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «по­лезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абс­трактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей.

Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него яв­лений, процессов и людей человек принимает решения и осуще­ствляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответ­ствующих доказательств, то они превращаются в верования. В об­щем виде верования можно определить как устойчивые представ­ления о явлении, процессе или человеке, которые люди использу­ют при их восприятии. Верования могут меняться во времени.

Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относи­тельные характеристики объекта верования, не имеющие оценоч­ного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничени­ях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощени­ем верований в виде определенных стандартов поведения.

Человек выполняет свои профессиональные обязанности в ок­ружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспо­собности и конечных результатов можно выделить следующие со­циальные группы в трудовом коллективе организации:

♦ группа X (резистентные работники) — не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу;

♦ группа Y (пассивные работники) — выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих доста­точного уровня знаний и умений для выполнения постав­ленных задач;

♦ группа Z (активные работники) — полностью способная и желающая работать, с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образова­нию и интересам.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет гово­рить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то уникальное, исключительное, т.е. является человеком, облада­ющим индивидуальностью. Именно такой человек входит в орга­низацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации.

Факт необходимости тщательного и регулярного изучения ин­дивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообра­зии можно выделить те направления ее характеристики, по кото­рым может быть описана индивидуальность.

Любовь и вера людей как индивидуальная черта характера ока­зывает сильное влияние на взаимодействие человека с окружаю­щим. Особенно это проявляется в готовности участвовать в груп­повых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаи­модействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям выражается в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо восприни­маются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в уста­новлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стаби­лен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение восприни­мает его положительно. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., ока­зывает сильное влияние на поведение человека.

Восприятие риска является важной поведенческой характерис­тикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие ре­шений и готовы принимать решение с меньшим количеством ин­формации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ог­раниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредо­точение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и вос­принимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолют­ным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Комплексность осознания яв­лений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интег­рировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что поведение зависит от него самого, то в этом случае для него харак­терно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он полагает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сфе­ру контроля (экстраверты).

Специфика психических свойств личности, влияющих на ус­пешность управленческой деятельности, очевидна. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большин­ство исследователей считает, что личность есть прижизненно фор­мирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности. В самом общем виде характер может быть опре­делен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д.

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей.

Гипертимный тип — таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт­ность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну­тый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипер- тимному типу, спада — по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мыш­ление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заря­жает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют мно­го друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развле­каются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубоко­мыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жиз­ненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упива­ются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безгра­ничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни соб­ственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспре­кословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продума­но, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообла­дание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чув­ствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сер­дцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необ­ходимо отметить, что эффективное руководство должно быть со­риентировано на человека, работающего в организации. Это по­зволит сформировать слаженный коллектив организации, наилуч­шим образом достигающий поставленной цели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.