Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Услуг связи






Классификация услуг и сегментация рынка услуг связи необходимы для изучения уровня потребления, оценки степени удовлетворения платежеспособного спроса, прогнозирования спроса и предложения с учетом факторов и структуры потребления услуг связи.

Для оценки интенсивности пользования различных видов услуг связи применяется показатель уровня потребления, как средний размер потребления услуг определенного вида y в расчете на одного человека (душу населения).

Такой показатель часто называют душевым уровнем потребления:

,

где: q – объем исходящих (платных и бесплатных) услуг определенного вида связи или формы услуги; H – численность населения.

Если показатель рассчитывается на 100, 1000 чел. и т. д., то его значение нужно умножить соответственно на 100, 1000 и т. д.

При единовременных обследованиях состава потребителей услуг связи устанавливают, какая часть каждого вида исходящего объема услуг приходится на население dн и какая – на организации (финансируемые из бюджетов и коммерческие) dп. Таким образом, натуральный объем услуг может быть представлен в виде двух (трех при разделении организаций на две подгруппы) слагаемых:

q = dн∙ q + dп∙ q = qн + qп,

затем необходимо определить душевые уровни по каждой группе потребителей:

населению – ун = qн/Н;

организациям – yп = qп/Tп, или yп = qп/Nп,

где: Тп – численность работников или трудоспособного населения, Nп – число организаций различных организационно-правовых форм.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам связи рассчитываются индивидуальные индексы потребления услуг i-того вида:

• общего объема потребления: ,
• среднедушевого потребления: ,

где: , – объемы потребления услуг i-того вида в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах; Н1, Н0 – средняя численность населения за соответствующий интервал времени в отчетном и базисном периодах.

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления услуг i-того вида:

,

При изучении потребления услуг связи следует обратить внимание на важнейший фактор, оказывающий влияние на объем и структуру потребления, – тарифы на услуги и их изменение. Чтобы оценить ценовое влияние на потребление услуг используют индексный метод, многофакторные регрессионные модели, функции потребления, а также анализ эластичности потребления.

Коэффициент эластичности потребления характеризует зависимость потребления от изменения того или иного фактора (чаще от изменения уровня доходов пользователей) и показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина потребления у с изменением величины фактора х на один процент.

Коэффициенты эластичности могут иметь отрицательные значения (ЭП< 0) для малоценных услуг, потребление которых с ростом доходов не увеличивается, а уменьшается (простые письма, телеграммы); близкими к 1, 0 (средняя эластичность) и превышающими 1, 0 (ЭП> 1, 0) (высокая эластичность).

Кроме эластичности потребления изучается эластичность спроса и предложения. Первая характеризует степень реакции продажи услуг на колебания тарифов: если снижение тарифов вызывает такое повышение спроса, что общая выручка от продажи услуг повышается, то спрос эластичный (ЭС> 1); если при снижении тарифов спрос на услуги будет расти соответственно и общая выручка останется неизменной, то спрос единичный (ЭС=1); когда снижение тарифов вызывает незначительное повышение спроса, а выручка от реализации услуг снижается, то спрос неэластичный (ЭС< 1).

Коэффициент эластичности спроса рассчитывается по формуле:

ЭС ,

где: – проценты изменения доходов от реализации услуг и изменения тарифов на услуги связи.

Эластичность предложения характеризует относительное изменение объемов оказываемых услуг в соответствие с относительным изменением тарифов:

ЭПР ,

где: Iq, IP – относительное изменение предложения услуг, тарифов на услуги.

Данные о структуре, уровне общего и среднедушевого потребления, факторах платежеспособного спроса служат базой прогнозирования предложения услуг связи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.