Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика, массовое сознание и общественное мнение






Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсаль­ный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.

Массовое сознание – это совокупность представлений различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни, которые затрагивают их социальные интересы и ска­зываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. Мас­совое сознание больших групп людей и все чаще населения стран и континентов, даже всего человечества объединяет людей, а сознание своей общнос­ти по позициям и стремлениям оказывается мощным двигателем социаль­ной активности.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием.

структуру массового со­знания можно представить как совокупность четырех взаимодействую­щих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исто­рического сознания и общественного мнения.

Общественное мнение (ОМ) по своей при­роде представляет собой реакцию массового сознания на явления, собы­тия, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни. Носителем ОМ высту­пает масса людей, в идеальном представлении - все общество (можно го­ворить и о «мировом общественном мнении», хотя более целесообразно говорить об общественном мнении в рамках определенного слоя, группы, объединения, например, общественное мнение молодежи, рабочих, жите­лей региона и т.д.).

Таким образом, мнение возникает как результат «столкновения» актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового созна­ния. Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительно­сти, своеобразную панораму современности, как бы собранную из от­дельных, относительно самостоятельных суждений по тому или иному конкретному поводу, в связи с теми или иными событиями.

В целом же общественное мнение - это отраженная в массовом со­знании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности.

 

Важно отметить также подвижность элементов общественного мне­ния - перемещение существенных, долгоживущих представлений, суж­дений, образов, сложившихся в нем, в глубинные компоненты массового сознания.

В целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журна­листики обращено к общественному мнению. Именно поэтому сло­жился специфический облик газет и журналов, программ радио и те­левидения.

Формирование глубинных компонентов массового сознания тесно связано с «работой» на общественное мнение. Ведь идеи и образы, важные для мировоззрения, миросозерцания, историче­ского сознания, рождаются и в процессе формирования ОМ, откуда и «перетекают» в глубинные компоненты, находя свое место в мировоз­зрении, или миросозерцании, или историческом сознании. Таким обра­зом, формирование этих компонентов массового сознания идет (и это следует иметь в виду при практической деятельности журналиста) через общественное мнение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.