Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Цвет и контрастность






Одними из важнейших характеристик ландшафта, напрямую влияющих на аттрактивность, являются его цветовая гамма и контрастность.

Цветовая гамма — набор цветов и их оттенков, присутствующих в ландшафте.

Контрастность — величина, характеризующая соотношение яркости или освещенности самой светлой и самой темной области (Каценеленбоген, 1981).

Установлено, что разное влияние на привлечение внимания человека оказывают разные цветовые гаммы. Люди давно заметили, что цвет так или иначе влияет на чувства и эмоции человека. На эту тему проведены десятки исследований, результаты которых активно используются крупнейшими мировыми корпорациями при проведении маркетинговой политики. Те же закономерности имеют место и тогда, когда мы говорим о привлечении внимания цветовой гаммой ландшафта.

В статье дизайнера Майкла Травалия[1] о цвете в оформлении магазина и его влиянии на эффективность розничных продаж говорится, что холодные цвета, такие как синий, фиолетовый, белый и зеленый вызывают чувство спокойствия и снимают напряжение; теплые цвета имеют прямо противоположный эффект. Например, преобладание красного или оранжевого вызывает волнение, беспокойство у человека, концентрирует его внимание. (Травалия, 2012).

Сергей Бердачук[2] говорит о следующих законах психологии цвета:

· «…под воздействием теплых цветов (оттенков красного, желтого и оранжевого) человек обычно чувствует прилив энергии; эти оттенки стимулируют психику». «…Самым сильным в теплой гамме является красный цвет. Он способен активизировать все функции организма: под его влиянием ускоряется дыхание, напрягаются мышцы, и учащается сердцебиение». «…Однако красный цвет имеет и свои недостатки — большое его количество делает человека чрезмерно нетерпеливым, взволнованным, теряющим концентрацию внимания».

· «…прилив энергии вызывает и оранжевый цвет, но и его переизбыток в пространстве раздражает». «…Пастельные оттенки оранжевой гаммы вызывают ассоциации с красотой и золотистым загаром. Желтый цвет также сильно привлекает внимание». По данным исследований, он сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

· холодные цвета и их оттенки создают расслабляющую и спокойную атмосферу.
«…Голубой цвет ассоциируется с постоянством».

Немаловажны не только характеристики самого цвета, но и контрастность окрашенной области с прилегающими (Бердачук, 2012).

В идеальной методике должно существовать некое техническое устройство, созданное на базе спектрального фотометра-колориметра[3] и способное в непрерывном режиме оценивать цветовые, светотеневые и яркостные параметры окружающей местности, а также контрастность ее отдельных участков. Для него должна быть выработана градуированная шкала для объективной и независимой оценки каждого из параметров. Шкала же должна основываться на общих правилах и законах единой для всех людей «психологии цвета», описанной выше.Однако в полевых условиях практики создание такого прибора невозможно, поэтому оценка по критерию «цвет и контрастность» проводилась визуально.

 

Баллы 0, 0 0, 5 1, 0 1, 5
Цвет и Контрастность Однородный, преобладание холодных оттенков/ нет ярких контрастов Небольшое количество ярких вкраплений или неконтрастные цвета Заметное разнообразие цветов; встречаются редкие контрасты Множество контрастирующих цветов, в т.ч. в пределах одного объекта (крыша, ставни, стены дома)

 

II. Геометрия ландшафта — сочетание линейных, площадных и объемных характеристик базовых элементов ландшафта.

К линейным объектам относятся как субгоризонтальные линии ландшафта, называемые основными линиями, так и те, что «прорезают» пейзаж — диагонально идущие реки (если рассматривать ландшафт как плоскую картинку), дороги и т.п. В первую очередь оценивается взаиморасположение линейных объектов, их взаимопересекаемость.

Основная линия ландшафта — это линия опоры пейзажа, такая, по которой картину ландшафта можно поделить на несколько частей. Чаще всего основная линия горизонтальна. Главные основные линии ландшафта — линия горизонта и линия базиса. Длина основной линии, не являющейся главной, должна составлять не менее 70% от главной линии ландшафта (чаще всего измеряют от линии горизонта). Основная линия всегда четко видна при движении наблюдателя вдоль ландшафта. Это особенно важно для выделения основных линий в лесном ландшафте. Так, при перемещении из одной точки в другую вдоль линии базиса лесной массив четко делится на несколько частей, каждая из которых с разной скоростью появляется и исчезает из поля зрения наблюдателя.

Рис. 2. Схема видения объектов в ландшафте

I, II и III — расстояние, при прохождении которого виден соответствующий объект. Как видно из рисунка, продолжительность видения того объекта, что расположен ближе к линии базиса (I), меньше, чем того, что удален от нее. Так создается ощущение того, что относительно нас все объекты, расположенные на одной линии, проведенной перпендикулярно линии базиса, движутся с разными скоростями: I быстрее, III медленнее.

Линия горизонта (видимый горизонт) — линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью (Ерпылев, 1969—1978). Одна из главных и обязательно присутствующих основных линий ландшафта.

Линия базиса — линия, противоположная линии горизонта, та, вдоль которой идет движение, и/или нижний край наблюдаемого пейзажа. Является одной из главных основных линий ландшафта.

Рис. 3 Выделение основных линий ландшафта

Цифрами на рисунке обозначены: 1 — линия горизонта, 2 — линия базиса, 3, 4 — основные линии ландшафта.

Именно основные линии пейзажа делят его на то или иное количество планов.

Размеры элементов ландшафта также влияют на аттрактивность ландшафта. Можно выделить следующие градации (методику см. в Приложении 2):

· мелкие элементы, при замерах занимающие площадь не более 5% фаланги пальца вытянутой руки;

· средние, занимающие площадь не более 15% сложенных вместе пальцев вытянутой руки;

· крупные, которые можно закрыть от взгляда ладонью вытянутой руки, или около 30% «картинки». Например, ветряки, АЭС на передних планах;

· колоссальные элементы, которые невозможно закрыть от взгляда ладонью вытянутой руки (более 50% «картинки»). Таких мало — это океан, горные цепи, пустыни.[4]

Больше привлекают внимание человека крупные и колоссальные элементы, за что их оценка будет превышать обычные рамки для оценивания геометрии ландшафта.

Баллы 0, 0 0, 5 1, 0 1, 5
Геометрия Только главные основные линии Выделяющиеся формы; структуры из нескольких линий Крупные объекты, за которые «цепляется» глаз (ветряк в чистом поле) Большое количество пересекающихся линий, изгибов; крупнейшие, колоссальные объекты: океан, пустыня, горные цепи

III. Плановость ландшафта — это количество планов, имеющихся в ландшафте.

План ландшафта — это соцурочище или соцместность (см. классификацию выше). План в ландшафте представляет собой некую зрительно линейную совокупность элементов ландшафта первого уровня. Проще говоря, план — это все пространство между двумя соседними непересекающимися основными линиями ландшафта (чаще всего строго горизонтальными). Порядковый номер плана совпадает с порядковым номером ближайшей к наблюдателю основной линии (линия базиса идет под номером 1).

Рис. 4 Выделение планов в ландшафте

Для механизации выделения планов в ландшафте используем такое понятие, как дальность видимости (см. Приложение 1).

Она прямо связана с количеством планов в пейзаже. Выделены следующие характеристики планов:

· на первом плане видны все объекты вне зависимости от их линейных размеров (удаленность от линии базиса 0–15 м);

· на втором плане — все объекты, но без их мельчайших элементов (15–30 м);

· на третьем плане с трудом различаются отдельные элементы объектов: видна крона дерева, но не его ветви;

· на четвертом плане ужене видны довольно крупные элементы: окна зданий, решетки;

· на пятом плане различимость объектов снижается до уровня текстуры, т.е. невозможно выделение отдельных ранее различимых элементов первого уровня в принципе (дерева из лесного массива или отдельного дома из района плотной застройки; можно говорить лишь об элементах второго уровня);

· на шестом плане различимы только крупные объекты, такие, как ветряки, фабричные трубы, АЭС;

· на седьмом и более «дальних» планах различаются лишь крупнейшие природные объекты: горы, холмы[5].

Не обязательно наличие всех планов в описываемом ландшафте, некоторые могут быть пропущены.

Баллы 0, 0 0, 5 1, 0 1, 5
Кол-во планов       4 и больше





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.