Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическое обоснование






Введение. Задачи дорожной темы

Сам термин «аттрактивность», имея в себе психологическое начало, оказывается очень субъективным и оттого неудобным для долгой коллективной работы с ним. Каждый человек наделен теми или иными предпочтениями, вкусами, в том числе и в отношении пейзажей. Один и тот же ландшафт порой вызывает у разного зрителя почти противоположные впечатления.

Возможно ли вообще оценивать аттрактивность ландшафта так, чтобы результаты, полученные разными исследователями, были сопоставимы, сравнимы и удобны для дальнейшей работы с ними?

В ходе наблюдений, размышлений, обсуждений данного вопроса во время летней практики была разработана Параметрическая методика оценки аттрактивности ландшафта, призванная сделать возможным объективное сравнение аттрактивности различных ландшафтов и получение сопоставимых, легкодоступных для обработки численных данных о ней.

Задачи методики

С целью разработки данной методики авторами были поставлены следующие задачи:

· Выделить базовые элементы ландшафта;

· Понять, что именно в ландшафте привлекает человеческое внимание, выделить ключевые характеристики ландшафта (параметры ландшафта);

· Разработать объективную шкалу оценки аттрактивности различных ландшафтов, которая была бы основана на присуждении баллов определенным их качествам (параметрам) и давала бы возможность получить сопоставимые численные результаты;

Принципиальным нововведением методики является тезис о том, что определенные характеристики базовых элементов ландшафта способны в равной степени привлечь внимание любого человека вне зависимости от его пола, расы, уровня образования или индивидуальных предпочтений. Подтверждение этого тезиса дается ниже, в теоретическом обосновании исследования.

Теоретическое обоснование

Предположение о том, что некоторые внешние особенности окружающего мира в равной степени привлекают внимание всех людей, лежащее в основе нашей методики, находит подтверждение в таких сферах науки, как общая психология, физиология, ландшафтоведение. В процессе разработки методики авторами использовались принципы и методы таких областей знаний, как ландшафтный дизайн, визуальный маркетинг и даже живопись.

Так, в частности, при оценке пейзажа, согласно теории ландшафтного дизайна, важно учитывать объективные закономерности зрительного восприятия пейзажа: величину угла зрения, законы линейной перспективы (видимая величина зависит от отдаленности предмета и от расположения предмета по отношению к горизонту); явления воздушной перспективы (ослабление контуров и окраска предметов по мере их удаления в глубину) (Николаевская, 1989).

Под аттрактивностью в своем исследовании мы будем понимать качество ландшафта, характеризующее степень, в которой тот способен привлечь внимание наблюдателя. Поэтому в первую очередь в вопросах методологии мы обязаны оговорить, что, по нашему мнению, привлекает внимание и что скрывается за самим этим понятием.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. В зависимости от наличия или отсутствия осознанности в направлении восприятия, психологи выделяют произвольное и непроизвольное внимание (Кузин, 1997). Отличительной особенностью непроизвольного или, как его еще называют, пассивного внимания является то, что оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, т.е. влияние индивидуальных особенностей и предпочтений последнего сведено к минимуму. Задача нашей методики — объективная оценка аттрактивности ландшафта. Поэтому в своей работе мы будем делать акцент именно на этом виде внимания.

Психологи сравнивают непроизвольное внимание с ориентировочным рефлексом, вызываемым изменениями окружающей среды, то есть появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека. Ориентировочный рефлекс, давая возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, создает условия, необходимые для адекватной реакции на данный раздражитель. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека (Лурия, 2004).

Специалисты выделяют целый комплекс причин возникновения непроизвольного внимания, в который входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Однако, пытаясь в своей методике абстрагироваться от конкретного человека и давать независимую оценку, мы не будем устанавливать соответствие раздражителей прошлому опыту наблюдателя или выяснять его психологическое состояние.

Можно поставить вопрос следующим образом: какие свойства ландшафта являются раздражителями, способствующими возникновению непроизвольного внимания?

На основании изучения методических материалов по данному вопросу, авторами были выделены следующие основные свойства раздражителя:

1. степень интенсивности раздражителя, его сила в абсолютной шкале. Любой достаточно сильный раздражитель – большой размер, громкий звук, яркий цвет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание;

2. относительная сила раздражителя – его выделение на фоне окружающей среды (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте);

3. контраст раздражителей — отличия привлекают внимание (маленький предмет легче выделяется среди больших, а протяжный звук — среди отрывистых);

4. новизна, необычность раздражителя. Это одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию, за протекание которой несут ответственность нейроны новизны, которые обнаружил Г. Джаспер в глубинных структурах мозга. Эти нервные клетки максимально реагируют на первичное появление раздражителя, затем, при повторном раздражении, их реакция подавляется (Безруких, 2005). Однако не все изменения в среде активизируют непроизвольное внимание. Новый раздражитель только тогда становится объектом внимания, когда он имеет определенные особенности, выделяющие его из остальной среды.

5. Подвижность объекта — движущиеся предметы. Повышенное внимание к ним обусловлено важнейшим биологическим инстинктом человека – инстинктом самосохранения, который заставляет мозг человека в доли секунды оценивать потенциальную опасность движущегося объекта.

Стоит сделать оговорку, что полевая часть исследования проходила в постоянно перемещающемся в пространстве автобусе. Однако человеческий мозг способен распознавать движущиеся и статичные объекты даже при условии собственного поступательного движения человека, благодаря чему подвижные объекты ландшафта привлекали внимание наблюдателей.

Обнаружив характеристики предметов окружающего мира, которые привлекают человеческое внимание, можно с их помощью составить перечень параметров произвольного ландшафта и выработать шкалу для их оценки по установленным характеристикам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.