Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекции по курсу истории сатирической журналистики 16-20 вв.

1. Традиции русской сатирической журналистики в журнале И.А. Крылова «Почта духов».

Крылов (1769-1844). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой – канцеляристом в Земском суде. Сначала занимался драматургией.

1787 участие в журнале «Лекарство от скуки и забот». 1788 журнал Рахманинова «Утренние часы». Рахманинов – помещик, перевел и издал всего Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил доступ к своей библиотеке, давал советы, посоветовал издавать свой журнал и предложил свою помощь.

- Почта духов.

Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями стихий. 1789 – с января по август. Водяные, воздушные и подземные духи. Большинство вещей Крылов постигал сам. Родился в год издания «Всякой всячины». Его журнал перекликается с «Адской почтой» (1769). Критика дворянства и произвола, бюрократизма, режима и т.д. Не в открытой форме. Не было разбивки материала на отделы, нет авторов Персональный журнализм. Задумал это, как связное произведение. 48 писем, общий сюжет. Опирался на традиции сатирической журналистики 69 года, перечитал все сатирические журналы того времени. Это журнал – роман в письмах, относится еще и к литературе. Повествование опирается на рассказчика – обычно это главный герой. В «Адской почте» это были бесы, в «Трутне» - лентяй, во «Всякой всячине» - благонамеренный автор. Романы в письмах появляются раньше журналов в письмах – прообраз. Вступление, где рассказывается, как к рассказчику попали эти письма. Рассказчик – беглый литератор, который все время ходил в приемную вельможи, но не попадал. Как-то раз он возвращался оттуда и спрятался от стужи в развалинах, где и встретил волшебника Маликульмулька. В рассказчике видны черты самого Крылова. Тема маленького человека.

48 писем разделены на 4 части. Корреспонденты – гномы (земля) Вестодав, Зор и т.д., сильфы (воздух) Дальновид, Световид и т.д., ондин (вода) Бореид. У каждой стихии свои функции, свой стиль и свои темы. Гномы ведают тем, что относится к теме человеческого быта. Ондин связан с человеческими размышлениями. Сильфы отвечают за самые тонкие темы – философия, размышления о природе, обществе, месте человека. Саламандры (огонь) не представлены, хотя они считались самыми сильными.

Духи часто бывали среди людей. Два письма самого Маликульмулька. Гном Хор отправлен на землю из ада за модным головным убором для Прозерпины. Мотивировки выхода в мир людей есть всегда. Несмотря на то, что все письма четко закреплены за структурой, каждое из них может рассматриваться как отдельное произведение. География писем разнообразна. На равных правах выступают боги, философы, помещики, чиновники и крестьяне. Персонажами также могут быть олицетворенные предметы, например, косынка и английская шляпка.

Серьезный критический характер. Показаны отрицательные стороны действительности – сатирический гротеск. Эзопов язык – язык иносказаний, чаще всего вынужденных. Аллегорический стиль. Прежде всего автора беспокоят нравы дворянства. Говорящие имена: молодой дворянин Промот, его любовница Неотказ, тема галломании. Увлечение всем французским, пренебрежение к русскому. Господин Припрыжкин женится, использует для этого крестьян.

Тема фаворитизма. 6 письмо – намек на систему фаворитов Екатерины. Гном Буристон. Крупный чиновник. Автор пытается закрепить за Буристоном стиль, создает видимость участия в журнале разных авторов.

Литературная тема. Пародия на Державина. Ухватился за две противоречивости в творчестве Державина – кладбищенские мотивы, мотивы тленности и тема эпикурейства, наслаждения. В 43 письме сильф Световид пишет, что подслушал разговор двух людей на прогулке, которые производят впечатление умных. Они сетовали на горести и бессмысленность жизни, а потом отправились в трактир. Принцип сатирического гротеска.

Развитие русского литературного языка. Использовал диалектные наречия, народную тематику.

Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.


17. Журналы И.А. Крылова и его группы («Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий»).

Потом в течение двух лет Крылов не печатается. Ему удается наладить сотрудничество с молодыми авторами, с актером Иваном Дмитриевским, литератором Клушиным. Мысль создать собственную типографию. Порывает с персональным журнализмом. Позже к ним присоединяется Петр Александрович Плавильщиков – актер и литератор. С февраля 1792 типография Крылов аи товарищей выкупает ежемесячный журнал «Зритель». Выпускается журнал по декабрь. Подписчиков в два раза больше, чем у «Почты духов». Неизвестно, кто главный. Нет основания считать главным Крылова из-за того, что его имя вынесено в название типографии. Материалы авторов не перемешивались: сначала только Плавильщиков, потом Крылов и т.д. Первым обычно были материалы не Крылова.

Клушин – поэт и драматург, отец – бедный дворянин, рано работает в канцелярии. Окончил уездное училище. В 1790 – Перове появление его в печати. Плавильщиков из купеческой семьи. Главная его задача – создание русского национального театра. Некоторые антидворянские настроения, но при этом за монархизм, как и большая часть купечества. Преподавал в Академии художеств. Оказал воздействие на характер журнала. Также воздействие оказали английские журналы «Зритель» и «Болтун» - Стиля и Адиссона, Лондон 1711-1714. Жанр очерков. Эти журналы любила Екатерина.

Кроме этой компании в журнале участвовали В.Л. Пушкин, Михалев. Хованский и др.

Программное вступление – статья Плавильщикова «Нечто о врожденно свойстве душ российских». Вопрос: чему и как можно учиться у иностранцев, пример Петра Первого. Говорит о талантливых людях, преимущественно из народа – Ломоносов, Кулибин.

Статья Плавильщикова «Театр». Требует национального исторического репертуара. Рассматривает театр как центр просвещения. Пример пьесы для него: биография Кузьмы Минина.

Крылов – несколько произведений. «Ночи», «Каиб» (восточная повесть), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков».

«Ночь» - начало незаконченного романа. Связь с журналом «Почта духов» - завязки практически идентичны. Крылов практически первым принимает попытку создания психологического романа. Тема разложения дворянского общества. Персонажи – Вертушкин, Щеголь.

«Каиб» за названием «восточная повесть» прячется злободневность. Государь уезжает по делам, в место него на престол сажают куклу и никто не замечает подмены.

Лето 1792 года в типографии Крылова обыск. Разыскивается сочинение Крылова «Мои горячки» и повесть Клушина. Произведение Крылова нашли, дальнейшая судьба его неизвестна. За Крыловым устанавливается полицейский надзор.

- Санкт-Петербургский Меркурий.

Создан Крыловым и Клушиным в 1793 году. Приглашают и других авторов. Единства в редакции не было. В январе 1793 года казнили Людовика 16, после этого журнал перестает касаться вопросов политики. Екатерина Вторая прекращает всякую связь с Францией. Иностранцы в Росси должны были перестать общаться с Францией. Культивировалась подозрительность.

Крылов напечатал два сатирических материала: Крылов «Похвальная речь науке убивать время» и Карамзин «Похвальная речь Ермалафиду». «Российские анекдоты» придавал развлекательный характер. В журнале помещены театральные рецензии и книжные рецензии. Оригинальная проза сведена к минимуму. Клушин «Несчастный Маслов» Маслов – безродный человек, который попадает в богатый дом. В основном – поэзия и переводы. С этой повестью Клушин впервые вводит элементы психологизма. Активную роль в журнале занимал Клушин. Летом 1703 года был переведен журнал в Санкт-Петербургскую Академию Наук. Последние номера журнала были достаточно бледные и неинтересные. Журнал стал нерегулярным. В декабрьской последней книжке было извещение о том, что издатели уехали и журнал издаваться не будет.

Крылов умел внимательно относиться к уже выработанным традициям и привносить новое.


18. Издания Н.М. Карамзина (»Московский журнал», альманахи «Аглая», «Аониды»).

1766-1826 – годы жизни Карамзина. Симбирская усадьба отца. Образование в иностранных пансионах. 1777-1781 Карамзин был в Москве в пансионе профессора Шадена. Основное – воспитание сердца. Потом служит. Затем возвращается в Симбирск и знакомится с масонами. Карамзин мечатет поехать учиться в Лейпциг. В 80-е годы 17 века Карамзин был близок к масонам, но влияние они на него не оказали.

1785-1788 Карамзин принимает участие в журнале «Детское чтение» как переводчик. 1789 – Карамзин опубликовывает свою оригинальную повесть «Евгений и Юлия». Юлия – сиротка.

Конец 80-х (1789-1790) Карамзин проводит за границей. Все что наблюдает – заносит в книгу и пытается оформить это в художественное произведение. С января 1791 года издает ежемесячный журнал «Московский журнал». Он готов работать с читателями и корреспондентами. Готов принимать все, кроме мистики – открещивается от масонского влияния. Опубликована «Ода к милости» (обращение к Екатерине Второй). Карамзин помогал Новикову и после смерти Екатерины. Карамзин говорит, что журнал не собирается касаться политических вопросов.

Январь 1791 – декабрь 1792 срок выхода журнала. Публикуются и произведения других авторов – Державин, Дмитриев.

Журнал был переиздан – продолжает быть литературным и акутальным в начале 19 века.

Введение строгого деления материала на отделы. Отделы: 1. «Русские сочинения в стихах и прозе». 2. Переводные тексты. 3. Литературная критика. 4. Театральная критика. 5. Анекдоты, происшествия.

Заслуги Карамзина: выделение отделов, выделение театральной критики в отдельный раздел, библиографическая критика.

«Наслаждение всегда в нашей власти» - эпиграф у журнала.

Борьба с назидательностью. Первая публикация «Бедная Лиза» проходит в «Московском журнале». Ряд произведений был опубликован анонимно, текст принадлежал Карамзину. Он начал публиковать цикл «Письма русского путешественника». В этом цикле можно увидеть жанр отчета. Основа – записная книжка путешественника. Люди, с которыми встречается Карамзин – представители различных сословий. Отказ от критического изображения крестьянского быта, щадит чувствительное сердце читателя. Утверждение сентиментализма в русской литературе благодаря русскому журналу. Строгий отбор материала – произведений для печати. Чувство современности.

Хорошая постановка отдела критики, чистый литературный язык. Карамзин умел говорить с читателями познавательно, увлекательно и живо. Карамзин был очень разносторонним человеком, не мог постоянно заниматься журналистикой. Это заставляет отказаться его от создания журнала. Создается новый тип изданий – альманах. Закончив издание «Московского журнала», Карамзин предполагал весной следующего 1793 г. выпустить альманах «Аглая», однако не сумел наладить сотрудничество друзей-литераторов. Он выпустил первую книжку в 1794 и вторую – в 1795 г., составив их почти целиком из собственных произведений. Там напечатаны были отрывки из «Писем русского путешественника», богатырская сказка «Илья Муромец», прозаический отрывок «Сиерра-Морена», рассказ «Остров Борнгольм», несколько стихотворений и статей.

После «Аглаи» Карамзин в 1796–1799 гг. одну за другой издал три книжки альманаха «Аониды», составленные из стихотворений русских авторов.

В «Аонидах» напечатаны стихотворения Хераскова, Державина, Капниста, Дмитриева, Кострова, Нелединского-Мелецкого, В.Л. Пушкина, Клушина, Николева и других поэтов, представившие читателю состояние русской поэзии в обширной и умело расположенной редактором картине.


19. Основные тенденции развития русской журналистики 18 века.

Жанры только зарождались:

- информационный жанр – заметка в петровских «Ведомостях»;

- жанр переписки – «Адская почта», «Почта духов»;

- сатирические словари, справочники и т.д. Филологические исследования.

1759 – появление первых частных журналов, первые попытки высказать оппозиционные мнения («Праздное время», «Трудолюбивая пчела»). Два вида сатиры: конкретная и абстрактная.

1769 – всплеск сатирической журналистики. Проблема авторства: кто-то публикуется под своим именем, кто-то под псевдонимом или анонимно.

Персональный журнализм:

- отсутствие журналистских кадров;

- труд журналиста не оплачивался;

- отсутствие техники.

Очень многие издания 18 века носили заимствованный характер. К концу 18 века тенденция сворачивается «Собеседник», «Аглая».

Три типа изданий:

- газеты «Ведомости», «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости»;

- журналы;

- альманахи.

Газет мало, так как сложно было в условиях 18 века давать оперативную информацию в газету. Частные журналы лучше удовлетворяли потребности читателя.

Журналистика носила дворянский характер. Очень длинные названия журналов. Не было разделов, рубрик, следовательно нет названия, в нем пытались отразить все, что есть в номере. Названия часто менялись из-за этого. Журналы переиздавались как книги, так как многие носили незлободневный характер. Участие царственных особ в журнале. Участие официальных заведений: Академии Наук, Московского Университета, Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса.

Журналистика носит просветительский характер. В журналистике участвовали профессора и академики. Разрабатывали различные категории читателей.

Сатирические журналы второй половины XVIII века. Литературно-издательская деятельность Н.И.Новикова.

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.

Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране. Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл " просветительских" мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала " Всякая всячина", 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии " оппозиционных" журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

В стране создалась трудная ситуация: всеобщее недовольство и т.д. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска столь широко разрекламированной Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики. Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он " Всякая всячина". Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Хотя в следующем году они практически не продолжаются, но все же до 1774 г. тянется цепь таких изданий.

Первый журнал, " Всякая всячина", на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример " Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал " Смесь".

Возникали журналы в следующем порядке. " Всякая всячина", как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал " И то и сё", в феврале возник " Ни то ни сио". В апреле появилась " Смесь", в мае - " Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с " Адской почтой". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт - число читателей " Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж " Трутня", главного оппонента " Всякой всячины", возрастал.

Малейшие критические замечания в адрес правительственных учреждений кажутся " злостными" и " опасными" журналу Екатерины, и он спешит их опровергать.

Помимо Екатерины II в журнале участвовали Г.В. Козицкий, И.П. Елагин, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков и др.

Второй по времени возникновения журнал " И то и сё" издавал Михаил Дмитриевич Чулков. Мировоззрение журнала политически неотчетливо; он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Этот журнал стоял в стороне от политики и не касался наболевших общественных проблем. В часности, " И то и сио" совсем не затрагивает вопросов политического характера, столь резко ставившихся в журналах Новикова.

Уже в первом листе своего журнала Чулков делает, хоть и не особенно резкий, выпад против " Всякой всячины", раздававшей бесплатно вступительный номер. Издатель вообще считал, что только дурак может признать " Всякую всячину" достойной почтения 1.

Ежемесячный журнал Федора Эмина " Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым" издавался с июля по декабрь 1769 г. Писатель, переводчик Ф. Эмин был автором практически всех материалов журнала. Несмотря на однообразие формы (переписка двух бесов), журнал был интересен и популярен, чему способствовал сатирический дар автора. Название своего журнала издатель объясняет в первой своей статье " К читателю". Ф. Эмин был сторонником резкой сатиры на нравы и лица, не смущаясь ни высоким их положением, ни принадлежностью к духовному сану. К темам обычным для сатирических журналов Эмин прибавил две. Первая - сатира на духовенство, в особенности на монахов. Этим нововведением публицист нажил себе немало влиятельных врагов. Среди мишеней его сатиры, в частности, были иезуиты, само имя которых к тому времени стало нарицательным. Вторая тема - политическая сатира на положение в различных европейских странах. Эмин был не только смелым моралистом, в своих сатирах он показывал незаурядное мастерство публициста, а в статьях о европейской политике - близкое знакомство с теми странами и народами, о которых писал, что отличает его от многих других обличителей французов, англичан и немцев.

Особо замечательны два его материала - ответы корреспондентам " Всякой всячины" Добросоветову и Правдолюбову. Автор здесь как бы отбрасывает разработанные стилистические приемы, намеки и говорит прямо. О художественных достоинствах этой прямой речи, защищающей право сатирика изобличать порок, можно спорить, но публицистическая ее сила несомненна даже сегодня.

Еженедельный журнал " Смесь" выходил с апреля до конца 1769 г. Кто был его редактором, точно неизвестно. Некоторые исследователи считали, что это был Федор Эмин. Однако Н.И. Новиков, хорошо знавший писателя, в биографии Эмина, составленной для " Опыта исторического словаря", не упоминает этого издания. Проф.П.Н. Берков полагал, что издателем мог быть переводчик Л.И. Сичкарев. Другие исследователи называют двух соиздателей: Новикова и Эмина.

Журнал интересен тем, что в нем много материалов, посвященных выяснению отношений между разными. сатирическими изданиями. Здесь печатаются несколько писем с критикой " Всякой всячины" (иногда довольно грубой), здесь же находят место письма читателей в редакции других журналов, по каким-то соображениям не опубликованные в них. " Смесь" печатает ответы на вопросы Правдолюбова, заданные им " Всякой всячине".

Новиков.

В мае 1769 г. начинает выходить журнал " Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный " Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем " Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в.

В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной " сему изданию". Поэтому-то, признавался журналист, " я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием " Трутня", что согласно с моим пороком и намерением, ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы... " 1.

Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция " Трутня" раздражала издателей " Всякой всячины" и вызвала на страницах журнала острые споры.

Полемика между " Всякой всячиной" и " Трутнем" велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла.

" Всякая всячина", напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей.

Второй вопрос касался характера сатиры, т.е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии.

Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. Резкие выпады " Трутня" против них явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок.

Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти.

Новиков не оставляет без внимания и еще одно неудачное выражение Екатерины II, допущенное во второй ее полемической статье: " Госпожа " Всякая всячина" написала, что пятый лист " Трутня" уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное; а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи " Всякой всячины" довольно было бы написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сих же листков множество носится по рукам; итак, их всех ей уничтожить не можно"

В высшей степени показательно, что оба журнала по поводу возникшего между ними спора обращаются к " публике". Выразителями общественного мнения стали другие сатирические журналы - " Адская почта" и " Смесь", которые встали на сторону " Трутня". Вдохновленный поддержкой, Новиков продолжает свои критические выступления. Он высмеивает увлечение русских помещиков иностранными модами, их непомерное чванство и высокомерие, раскрывает взяточничество и произвол " подьячих". Наибольшей остротой и смелостью отличались статьи, адресованные дворянам-крепостникам - Змеяну, Безрассуду и т.п. Но вершиной обличительной литературы в " Трутне" стали " копии с отписок", т.е. копии с переписки между барином и крестьянами.

Потерпев поражение в полемике с " Трутнем", Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь " Всякая всячина" под новым названием " Барышок всякой всячины" и " Трутень". Но существование " Трутня" было оплачено Новиковым дорогой ценой. Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде " Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала: " Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь" 1

Однако Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию " О время! ", в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался " Живописец". В первом же номере издатель помещает обращение к " неизвестному" сочинителю комедии " О время! " и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в " Живописец" что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю " Живописца" благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала.

Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в " Трутне" копиями " с отписок". В пятом листе " Живописца" он публикует знаменитый " Отрывок путешествия в *** И *** Т ***" - главу из дорожных записок неизвестного автора. Далее приводится описание одной из деревень, носящей название Разоренной, расположенной " на самом низком и болотном месте". Вследствие этого улица в ней " покрыта грязью, тиной и всякою нечистотою...". Путешественник обращает внимание на безлюдье в деревне и узнает, что все взрослое население было на барщине. Изнемогая от зноя (день был жаркий), путешественник заходит в избу, где увидел трех младенцев, оставленных в своих " лукошках" " без всякого призрения". У одного из них упал " сосок с молоком", другой повернулся лицом к " подушонке", " набитой соломою", и мог бы задохнуться, третий - " был распеленан", и " множество мух"... " немилосердно мучили сего ребенка". Оказав помощь каждому из младенцев, путешественник поспешил выйти во двор, спасаясь от " заразительного духа", " нечистоты" и множества мух в избе.

Вопрос об авторе " Отрывка" стал предметом многолетних разысканий и дискуссий, в ходе которых определились две точки зрения. Одна группа исследователей, в том числе Г.П. Макогоненко, называет его автором самого Н.И. Новикова, а инициалы И.Т. расшифровывает как " издатель „Трутня" ". Вторая - В.П. Семенников, П.Н. Берков, Д.С. Бабкин и др. - полагает, что " Отрывок" принадлежит А, Н. Радищеву.

Новиков, порицая жестоких и алчных крепостников, противопоставлял им добрых, гуманных дворян, у которых крестьяне " наслаждаются вожделенным спокойствием". Автор " Отрывка" занимает другую позицию.

За все время пути путешественник встречает в деревнях и селах только " бедность" и " рабство". Правда, он надеется увидеть деревню Благополучную, о которой ему много " доброго" " насказал" один из крестьян.

Однако описания такой деревни так и не последовало, что дает основание видеть в этом намек на отсутствие в действительности " благополучных" деревень.

Новиков понимал, что публикация " Отрывка" ставит под угрозу существование его журнала, и поэтому поспешил еще раз заручиться поддержкой высшей власти. " Сие сатирическое сочинение... - писал он по поводу первой части " Отрывка", - получил я от г.И.Т.... Если бы это было в то время, когда умы наши и сердца заражены были французскою нациею, то не осмелился бы я читателя моего попотчевать с того блюда, потому что оно приготовлено очень солоно и для нежных вкусов благородных невежд горьковато. Но ныне премудрость, сидящая на престоле, истину покровительствует во всех деяниях. Итак, я надеюсь, что сие сочиненьице заслужит внимание людей, истину любящих" 1. Появление на страницах " Живописца" " Отрывка путешествия в*** И*** Т***" вызвало среди крепостников волну возмущения.

Журнал " Живописец" просуществовал еще меньше, чем " Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением " нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои " преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда " дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.

Сатирические журналы XVIII века, призванные Екатериной быть поддержкой и защитой ее правлению и государственной деятельности, обратились в оружие против самодержавия, против его власти и влияния. Они развивались, росли, и, самое главное, влияли на общественное мнение.


20. Основные тенденции развития отечественной журналистики 19 века.


21. Журналистика начала 19 века. Журнал «Вестник Европы». Цензурный устав 1804

года.

1796-1801 гг. – правление Павла Первого, очень деспотичный монарх, поэтому Александр Первый хотел успокоить общественное мнение и понял необходимость реформ. Возвращает из ссылок и тюрем много людей, осужденных за вольномыслие, разрешил ввоз из-за границы книг и периодических изданий, разрешает опять частный типографии, появляются новые учебные заведения и расширяется читательская аудитория.

1801 – Александр Первый создает «Негласный комитет», который составляет общий план проведения реформ. 1803 он распущен. 1804 – первый в России цензурный устав. Цензура предварительная (до появления текста в печати читают и могут не допустить) и карательная (за материал может быть наказание: арест, закрытие, штраф).

В 1802 году Александр Первый уничтожает предварительную цензуру. В 1804 возвращает, свертывает либеральную политику. Две стороны:

- расширение прав писателей и журналистов; разрешено дискутировать о внутренних делах, но все скромно, без вольномыслия. Ничего нельзя критиковать. Если у статьи несколько интерпретаций (нейтральная и вольнодумная), то истолковывают выгодно для автора.

- нельзя критиковать правительственные законы, Божьи традиции и личные достоинства человека.

Первые годы 19 века – оживление:

- вопрос о госустройстве и вопрос о «крестьянском вопросе» - аллегорический обход цензуры. В первое десятилетие большое количество новых изданий. Возникают в Москве и Питере. В первом десятилетии Питер 47, Москва 34. В других рос городах только 3. Большинство новых периодических изданий недолговечны. Искл: «Вестник Европы», почти 3 десятилетия. Недолговечность из-за строгости цензуры, малого числа подписчиков. В 18 ж-ка еще не стала профессией, нет гонораров, в начале 19 такая же тенденция. Начало 19 – развитие отраслевой периодики. Экономич, музык, театральные, педагогич. Критика развивается в связи с развитием общ жизни. Лит критика в каждом издании. Несмотря на то, что ж-ка началась с газеты, ведущ тип – ж-л. Три газеты в 18 веке. Но уже в самом начале 19 – новые, не просто общ-политич, а отраслевые. Газета «Северная почта» (1809-1819) как орган почтового департамента. Второе название «Новая СПб газета». Периодичность дважды в неделю. Новшество: дизайн, 2 столбца. Газета представляла обшир инфу по развитию экономики: промышл, с/х, финансы и т.д. Рекоменд развив те области промышл, кот могут быть обеспечены рос сырьем. Новая орг-ия: кроме штатных сотрудников (чиновников почт департамента), связь по МВД с провинцией, газета пыталась отражать жизнь провинции Рассчитана на предпринимателей и промышленников. Тираж 5000. Периодика в начале 19 состояла из гос и арендных изданий. (1802-1810) газета промышл инфы «СПб коммерческие ведомости» 1811 две газеты сливаются. Уже в 18 система приложений. «Спочта» выпускала «СПб прейскурант», нерегуляр, цены на товары, вексельный курс и т.д. В такой инфе заинтерес промышл финанс круги, крупные помещики. В «М вед» и «СПб вед» уже были объявления, реклама, но не за деньги. Тенденция ж-лов сохран и в 19. Иностр газеты в подлиннике – более свежие новости. В 18 веке была проблема достоверности, в 19 остается, но уменьш. Не было серьезной системы в полаче инфы, мало преемственности между номерами. Тяготение к развлек инфе. Собкоров не было, впервые у «СПб новостей» в 50-х. Слово «Корр» значило «лицо, кот находится в переписке с кем-либо». В начале века много выжимок из частных писем, без перемен. Оперативность по сравнению с 18 улучшилась. Питер – актуальные, провинц – с опозданием, плохая доставка. Газеты только по подписке. Издается спец газетная экспедиция для рассылки. Орг-ия губернских публичных библиотек в 30-е годы. Газет мало, недолговечны, мало подписчиков, тяготение к офиц и полуофиц орг-иям – надо финансировать. В 1807-1809 первая частная газета «Гений времени» Ник. Иван. Греч и Шредер. Круг подписчиков крайне мал, нет вом-сти самореализ, скоро закр. Первая провинц газета 1811 «Казанские известия» политико-науч-лит-ная. Проподдержке Казанского универа. Еженедельная по 1820. О сост промышл и торговли, благосост губ-нии, лит-ные пр-ния местных. Перетекла в ж-л в 1821. Потом газеты и в других городах: Астрах, Одесса, Ж-л все равно лидирует. Напр-я: умеренно-либер («Вестник Европы», ж-лы карамзинистов), просветит (вольного общ-ва любит словесности), охранит позиции («Русский вестник»). Вестник Европы. 1802-1830. Менял направление. Отступление от традиц перс ж-зма. Издавал книготорговец Попов, на долж глав ред Ник. Мих. Карамзин, за гонорар 3000 в год. Руковод 2 года. Ж-л начинает коммерц и превр в профессию. «ВЕ» раз в две недели, обществ-политич и лит-ный ж-л. Рассчитан на двор читателя. Дробление на отделы: лит-ра и смесь и политика. Первый случай политич отдела. В нем в основном заметки и статьи, прием не только евр но и рос событий. Жанр политич обозрения, офиц д-нты, речи, манифесты, указы. Делает все чтобы политич отдел стал главным. Перв тираж 600, потом 1200. К сотрудн лучшие авторы Херасков, Державин, Пушкин В.Л. Жук, Карамз. Были и публицистич мат-лы. Ж-л защищал сентимент. Принципиал отказ от критики. Не хотел врагов и считал, что в рос пока нет серьезной лит-ры. Уже 1 номер отичало наличие программ статьи. Оценивает своремен политич жизнь. «Всеобщее обозрение». Осуждает франц рев-ию, называет опасной якобинскую диктатуру. Начинает издав при Ал 1. верил в просвещ монарх. Считал, что соц конфликты можно устранить путем развития науки и иск-ва. 1803- мат-лы о просвещ. 1804 назнач придвор историографом, отказ от ж-ла. Ред менялись – Петр Сумароков, 05-07 проф-историк Мих. Трофим. Каченовский, 8-10 Вас Андр Жук. В 1811 качен оттесняет жука. При нем дебютирует Пушкин, дельвиг, пущин, грибоедов. Забывается отдел политики, исключит факты без аналитики. В период войны с Фр – антифранц. Консерватизм. При Жуке главное лит-ра, много псиал сам. Приглаш Батюшкова, Давыдова, Вязем. Ж-л умирает в 1830, слишком мало читателей.


22. Журналистика Отечественной войны 1812 года.

Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях.

«Русский вестник» - много о войне, война как защита престола, помещичьего земледелия, церкви. Журнал Глинки. Граф Ростопчин – постоянный автор. Писал афиши, характер обращения к солдату. И отдельные листки и в журналах. Основной прием – стилизация. Многие говорили, что это грубая подделка под народный язык. Настроения шовинистические и националистические.

«Сын отечества» СПб, октябрь 1812 – другие взгляды. По 1852 год Греч – преподаватель русской словесности и секретарь цензурного комитета Стал выпускать журнал после того, как царь дал 1000 р на расходы. На титульном листе подзаголовок «Исторический и политический журнал». Литературного отдела не было, появился только в 1814. Но художественные произведения все равно публиковались, носили политический характер. Басни Крылова «Волк на псарне», «Обоз». Вопросы современности. Еженедельный, каждый четверг. 40-50 стр в номере. Война как война за национальную независимость. Статья «Послание к русским» №5. Автор – Куницын, профессор политических и нравственных наук Царскосельского лицея. Рассматривает поход Наполеона как личную авантюру, наполеон – тиран. Война справедливая, за сохранение национальной независимости. Куницын уверен, что французы не могут победить, потому что за тирана, а русские могут, потому что за свободу. Война не пафосная, а будничная. Заметки, зарисовки, многие традиции военной литературы. Солдат остроумен, задорен. Специальный отдел для показа простых солдат «Смесь». Печатались солдатские, народные песни, которые впоследствии становились фольклором. Новшество: иллюстрации. Наметки были у Новикова. Содержание подчинялось материалам, основной жанр иллюстраций – политическая карикатура. Художники Венецианов, Теребенев. Пример: №7 «Французский суп». Басня Крылова «Ворона и Курица» в №8. Первый тираж 600 экз, все номера перепечатаны 2 и 3 изданием. С конца апреля 1813 бесплатное прибавление несколько раз в неделю военно-патриотического характера. В 1814 структура журнала меняется, появляется литературный отдел (не только пр-ния, но и критика и библиография). 1815 – жанр годового обозрения литературы. Потом он использовался у декабристов, в «Московском телеграфе». После войны журнал бледнеет, лит-ра вытесняет политику. Походные типографии для нужд армии.


23. Декабристское движение и российская печать.

Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдатВ 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Журнал Н.И. Греча «Сын отечества» в 1816–1825 гг. по составу сотрудников, качеству материалов и строгой периодичности (выходил регулярно раз в неделю) занимал одно из первых мест среди русских изданий. От других журналов этой поры «Сына отечества» отличало и то, что в 1813–1818 гг. при нем существовало два еженедельных приложения, посвященных политическим новостям Европы.

«Сын отечества» был историческим, политическим и литературным журналом. Каждый номер его открывался серьезной научной статьей (чаще всего на историческую или экономическую тему), обозрением европейских политических событий или обстоятельным критическим разбором нового сочинения, преимущественно литературно-художественного. Далее помещались три-четыре стихотворения. В отделе «Современная русская библиография» печатались известия о всех выходящих в России книгах, зачастую без каких-либо аннотаций и оценок, т.е. «Сын отечества» ввел в русскую журналистику учетно-регистрационную библиографию. Кроме того, в журнале были отделы: «Путешествия», «Смесь» и «Благотворение» (кто на что и сколько пожертвовал).

Как и в 1812 г., в «Сыне отечества» 1816–1825 гг. участвовали две группы сотрудников: умеренно-либеральные во главе с Гречем, а также декабристы и их союзники. Участие в журнале декабристов Ф. Глинки, Н. Тургенева, Н. Муравьева, Н. Кутузова, А. Мартоса, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера и близких к ним писателей: Пушкина, Грибоедова, Куницына, Вяземского, Сомова – вновь сделало журнал Греча прогрессивным органом печати.

Декабристская линия в журнале прежде всего была представлена научно-публицистическими статьями. Примером их может послужить «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинки. Сочувствие «Сына отечества» крепостному крестьянину проявилось также в полемике с петербургским изданием «Дух журналов». После восстания декабристов «Сын отечества» переходит в лагерь реакционной журналистики. Уже в 1825 г. Греч приглашает в качестве соредактора Булгарина, а в 1829 г. «Сын отечества» сливается с журналом Булгарина «Северный архив. 1818 г. они начали издавать свой собственный ежемесячный журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

Цели журнала определены в его названии«Соревнователь» был создан как научно-литературный журнал с четырьмя постоянными отделами: «Науки и художества», «Изящная проза», «Стихотворения», «Смесь». Центральное место занимали научные статьи по русской и зарубежной истории, философии и эстетике, географии и этнографии, истории и теории литературы, по русскому народному творчеству. Отдел политики отсутствовал, экономических и публицистических статей печаталось немного, зато более широко был представлен художественный материал. Кроме «Соревнователя просвещения и благотворения», с Вольным обществом любителей российской словесности был связан еще один петербургский журнал – «Невский зритель». Он издавался ежемесячно с января 1820 по июнь 1821 г. магистром этико-политических наук И. М. Сниткиным. По своему типу «Невский зритель» являлся журналом научно-литературным, точнее – научно-публицистическим, с заметным интересом к политической истории, экономике, вопросам воспитания. В журнале были постоянные отделы: «История и политика», «Государственное хозяйство», «Воспитание», «Нравы», «Литература», «Критика», «Изящные искусства» (музыка, живопись, архитектура), «Смесь». Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг«Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова

Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах1[15]. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г.


24. «Чугунный» цензурный устав 1826 года. Отечественная журналистика во второй половине 1820-х годов и в 1830-е годы.

После восстания декабристов – репрессивные меры. В Питере мало изданий, основные в Москве. Цензурная политика. 1826 – Николай Первый усиливает цензурный надзор. Новый род полиции и корпус жандармов, преобразование особой канцелярии МВД в 3 отделение. Начальник Бенкендорф Александр Христофорович. Запрещается касаться политических видов его величества. Только перепечатка из официальных источников. 1826 – Новый цензурный устав. Прозвище «чугунный», сложная цензурная иерархия. Во главе Главное управление цензуры, потом Верховный цензурный комитет из трех министров – МВД, Просвещения, Иностранных дел, потом Главный цензурный комитет в Питере и других городах. Запрещены места с двояким смыслом. Запрещено означать точками убранные места. 1828 – Новый устав, наверное еще более строгий, только видимость пересмотра политики. Изменяется только в структуре. В состав главного управления цензуры кроме трех министров входит представитель третьего отделения. Большая свобода действий цензоров. Завуалирование. Эзопов язык, иносказание. На первый план выходят научные и лит-ные интересы. Цензура при многих учреждениях. Мед цензура, театральная и т.д. Цензурные правила долго не пересматривались. К уставу 1828 дополнения. Революции в мире, Неспокойство в России, Франции, Бельгии, восстания в Польше и Севастополе. Холерные бунты. С 1830 в 3 отделение доставляются экземпляры абсолютно всех изданий России. 1831 – циркуляр, еще большая осторожность. Приостановка издания журнала Дельвига, журнал «Московский телеграф» закрывается в 1834.

1833 – Семен Сергеевич Уваров становится министром народного просвещения. Теория «Офиц народности»: православие, самодержавие, народность. Делает все возможное, чтобы уничтожить частные издания 1835 циркуляр – частным лицам нельзя вести подписку на издания. 1836 – нельзя новые периодические издания. Спец издания по личному разрешению царя. Правило перекупки права на издание периодики. 1846 Некрасов и Панаев у Плетнева права на «Современник».

1836-1856 нельзя создавать новые. Практика перекупки права. Можно спец издания. Можно при министерствах, писать завуалировано. Новые казенные издания. Поощерние правительства, должны конкурировать с частными изданиями. «Ученые записки МУ», журнал министерства нар просвещ и др. 1838 – система «губернских ведомостей», разветвленная. Октябрь 1830 положение об издании «губернских ведомостей». 1834 губернаторам предложено наладить систему. Астрахань, Казань, Ярославль, Нижегород – одни из первых. Подчинялись непосредственно губернатору. 2 части в газете – офиц и неофиц. Достаточно убогие. В газетах утверждается отдел беллетристики. Фельетон. Другое значение, это не столько жанр, сколько отдел, где публиковались рассказы, статьи. Другие названия: нравы, смесь, всякая всячина.

 

  • Home
  • Log In
  • Sign Up

Начало формы

 

Конец формы

Феномен сатирической журналистики в российской печати в период революции 1905-1907 гг.more

by Polina Ustyuzhanina

1, 589

Download (.doc)

  • сатирические_журналы_док.doc

48 KB

 

Феномен сатирической журналистики в российской печати в периодреволюции 1905-1907 гг.П. А. Устюжанина

«Старый строй, прежде чем быть упраздненным должен быть публичноосмеян, охаян и посрамлен» [Сатирические журналы 1905-1907 гг.; С. 3] – этоодно из закономерных явлений революций. Осмысляя яркий всплесксатирической периодики в годы I русской революции, исследователь С. Я.Махонина говорит о том, что происходящие в начале XX века процессы вжурналистике – яркий пример того, как события действительностиспособствуют выдвижению на первый план того или иного типа изданий [Изистории русской журналистики начала XX века, 1984; С. 42].Действительно, если на рубеже веков сатирическая журналистика вРоссии практически не существовала, то за годы революции возникают сотниизданий подобного рода. Аркадий Аверченко писал о журналистике тогопериода: «

Как будто кроваво-красная ракета взвилась в 1905 г. Взвилась, лопнула и рассыпалась сотнями кроваво-красных сатирических журналов, таких неожиданных, пугавших своей необыкновенностью и жуткойсмелостью. Все ходили, задрав восхищенно головы и подмигивая друг другу наэту яркую ракету. – Вот она где, свобода-то!

» [Махонина С. Я., 2002; С. 191].А библиограф и библиофил С. Р. Минцлов, вспоминая это время, писал вжурнале «Былое» (1907 год, №3): «

В декабре (1905 г.) начался ливень изсатирических журналов. Они сыпались один за другим, как звезды вавгустовскую ночь, одни остроумные и язвительные, другие пошлые и тупые; их ловили на улицах, кромсали на куски в типографиях, но они, как«неизвестное» в былине, все росли и росли в числе и на «витязей» с боем шли

»[Сатирические журналы первой русской революции 1905-1907 гг., 1990; С. 5].Иллюстрированные еженедельники с сатирой на злобу дня появляютсябуквально во всех городах, где существовали какие-либо условия для изданияорганов печати [Воронкевич А. С., 1984; С. 34]. Эти журналы пользовались

 

огромной популярностью: издания у газетчиков разбирались нарасхват [Есин Б.И., 1997; С. 85]. Полиция пыталась конфисковать наиболее острые номера, ноони в течение нескольких минут уже были на руках у покупателей. Продавцы, чтобы еще больше подогреть интерес к сатирической прессе, выкрикивали ихназвания с разного рода добавлениями: например, «

“Виттова пляска”

(орган«черной сотни» -

прим. П. У.

) –

Трепову встряска

(генерал-майор ДмитрийТрепов заслужил особую славу своими действиями по усмирению Петербурга —

прим. П. У.

)

»; «Журнал “Стрелы” очень смелый – долго ли жить будет?

»; «

“Свобода” – для всего народа!

»; «

“Сигнал” – патронов не жалеть!

»; «

“Жупел” для бюрократии, боится, как черт ладана

» [Евстигнеева Л. А., 1978;. С. 139].Точное количество журналов сейчас назвать достаточно трудно. Во-первых, хоть каталоги сатирических журналов и начали составлять практическисразу, как они стали распространяться, это были либо далеко не полные списки, либо в перечень включались еще и издания другого профиля. Во-вторых, не всесохранилось: часто номера только что вышедшей прессы сразу же изымались иуничтожались. В каталоге русской сатирической периодики 1905-1907 гг.коллекции Государственной библиотеки им. В. И. Ленина – 240 изданий[Русская сатирическая периодика 1905-1907 гг., 1969.]. Авторы этой брошюрыотмечают: всего (по библиографическим источникам) в годы революции вРоссии выходило 270 журналов [

там же

; С. 2].Первым по массовости дебютного выпуска сатирическим журналом, вышедшим после Манифеста 17 октября 1905, считается «Пулемет» Н. Г.Шебуева. Издание увидело свет 13 ноября 1905 года. На последней страницебыл изображен кровавый отпечаток ладони на тексте Манифеста 17 октября[Махонина С. Я., 2002; С. 191]. Подпись под рисунком: «

К сему листу свитыего величества генерал-майор Трепов руку приложил

». А приказ Трепова: «

Патронов не жалеть

», - в варианте сатирика превратился в призыв к народу: «

Тронов не жалеть

» [Евстигнеева Л. А., 1968; С. 15]. «Пулемет»просуществовал около двух месяцев – Шебуев за выпуск этого издания был

 

заключен в крепость.Стараясь продлить жизнь своим изданиям, редакторы продолжали выпускзапрещенных сатирических журналов – под другими названиями. Хорошуювозможность проследить, как это происходило, дают каталоги хранящихся вархивах крупных библиотек сатирических журналов. К примеру, в перечне, составленном новосибирским исследователями [Сатирические журналы первой русской революции 1905-1907 гг., 1990], указан журнал «Бурелом». Краткаясправка об издании: выходит еженедельно (это подзаголовок), в Санкт-Петербурге, редактор-издатель Г. П. Эрастов. №1 вышел 26 ноября 1905 года, №2 – 4 декабря того же года. С 18 декабря Г. П. Эрастов начал издавать журналс другим подзаголовком, но под тем же названием [

там же

; С. 15]. Смотримдалее – следующим пунктов в каталоге снова стоит «Бурелом»: еженедельныйлитературно-сатирический журнал. Редактор-издатель Г. П. Эрастов. №1 увиделсвет 18 декабря 1905 года, №(2) «рождественский» - 25 декабря 1905 года, №3 – 1 января 1906 года. Однако «рождественский» номер был конфискован. Вместо«Бурелома» начинает издаваться «Буря»: еженедельный литературно-художественный и сатирический журнал. Редактор-издатель Г. П. Эрастов. №4(1) – 28 января 1906 года, №5 (2) – 4 февраля 1906 года. Оба номера, каксообщается в каталоге, были конфискованы, деятельность изданияприостановлена. Но и это не остановило редакцию. Вместо «Бури» появляется«Буревал»: еженедельный литературно-сатирический журнал. Редактор В. Е.Турок, издатель М. Я. Касаткина. Всего в 1906 году вышло четыре номеражурнала. №2-4 были конфискованы приговором Петербургской судебнойпалаты. Издание запрещено [

там же

; С. 14-16]. По сути, одно издание втечение нескольких месяцев сменило ряд названий – так приходилосьдействовать, чтобы в жестких условиях надзора сохранить журнал.Для журналов, возникших во время I русской революции, характернаобличительная направленность: самодержавие, Манифест 17 октября, император Николай II, министр Витте – они были главными объектами сатиры.Бурный всплеск сатирической волны в 1905-1907 гг. породил смех задорный и

 

злой, бичевавший отживающий самодержавный режим. Борьбу с царизмомвели писатели самых разных политических убеждений: и пролетарские поэты, ибуржуазно-либеральная интеллигенция, и радикально настроенные авторы.Сатира касалась всех сколько-нибудь значительных событий: Мнифеста 17октября, пресловутой «конституции», выборов в I Государственную думу, карательных действий «усмирителей» и т. д., а ее диапазон, идейнаянаправленность и окраска менялись в зависимости от общественнойориентации авторов [Евстигнеева Л. А., 1978;. С. 139].Сатирическую журналистику первого десятилетия XX века трудно разделить на октябристскую, кадетскую, эсеровскую, меньшевистскую, большевистскую и т. п. В качестве примера можно обратиться к местнымсатирическим изданиям. В Красноярске выходило четыре журнала, которые потематическому и временному признаку попадают в поле нашего исследования: «Фонарь» (1906), «Куманек» (1908), «Хи-ха-ха!» (1910-11), «Оглобля» (1912).Только два из них, указывает А. П. Миханев в работе «Периодическая печатьКрасноярска второй половины XIX – нач. XX вв.», представляли интересыконкретных политических партий: «Фонарь» – кадетский орган печати, «Оглобля» – промонархический журнал черносотенцев [Миханев А. П., 1999; С. 119-121].После подавления революции в 1907 году, «

когда наступило северное утро, на том месте, где взвилась ракета, нашли только полуобгоревшуюбумажную трубку, привязанную к палке – яркому символу всякого русскогошага

», – заканчивал свои воспоминания о сатирических журналах этогобурногопериода Аркадий Аверченко [Махонина С. Я., 2002; С. 192]. На характере русской журналистики вообще и ее сатирического крыла в частности серьезносказались поражение революции. Многие их тех, кто еще совсем недавновыступал за радикальную борьбу с самодержавием, совершил заметнуюэволюцию вправо. «К 1908 году место павших сатирических журналов занялиюмористические альманахи и журналы, которые можно охарактеризоватьсловами Саши Черного:

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Период империи | A Hm C# D E




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.