Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственно-экономическая и духовно-идеологическая социальные роли журналистики.






В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая.
Сферы жизнедеятельности общества – Экономика, Политика, Социальная жизнь, духовная жизнь. Производные от них роли журналистики – производственно-экономическая, регулирующая, информационно-коммуникативная, духовно-идеологическая.
Роли одновременно и отделены друг от друга, как отделены социетальные системы, и сосуществуют в пределах единого целого — журналистики, как едино, целостно внутренне многообразное общество.

Социетальная система - система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом.

Производственно-экономическая. С экономической точки зрения, главным в журналистике является ее товарная сущность. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют квалификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию (что выражается в его заработной плате), готовый тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы, и пр.
Добытые журналистом сведения становятся его собственностью — и уже он в той или иной форме предлагает их покупателю, в качестве которого выступает редакция. Та в свою очередь предлагает новости, приобретшие вид публикаций, распространителям, а они выбрасывают товар на рынок массового потребительского спроса. Так выглядит предельно укороченная цепочка продажи информации.

Духовно-идеологическая. В идеологическом плане печать является участницей духовного производства — через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. Духовно-идеологическую роль журналистики иногда трактуют только в свете политико-идеологических отношений, в действительности же идеалы могут иметь совсем другое происхождение — возьмем, например, религиозные или научные представления о мире и человеке. Данная роль вызывает двоякий эффект: с одной стороны, через прессу выявляются разноречивые взгляды и убеждения, бытующие среди современников, на этой почве происходит размежевание приверженцев разных точек зрения; с другой стороны, готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей или даже цивилизации в целом. Примером может служить распространение через СМИ идей экологической безопасности или сохранения национально-культурной самобытности данного народа.

Как социетальные системы не отделены друг от друга непроницаемой стеной, так и роли печати проявляются во взаимосвязи между собой. При этом одни из них могут реализовываться более полно, другие по тем или иным причинам проявляются менее заметно. Не всегда каждая роль бывает очевидной для конкретного человека, имеющего дело с журналистикой. Так, в производственно-экономической области специфическая роль прессы ясно видна предпринимателю или пайщику газетно-журнальной компании, менеджеру СМИ и т.п. Коммуникативная роль в полной мере раскрывается для тех людей, кто не только потребляет информацию, но и сотрудничает с редакциями, то есть становится активным субъектом массового общения. В рамках определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам. Таким образом, ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ.

30. Понятие «функций» и система функций журналистики.

Функция в общем виде обозначает деятельность, обязанность, назначение; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; роль определенного социального института, подсистемы по отношению к целому, системе.
Каждый компонент системы журналистики имеет свои определенные функции в системе, что и обеспечивает ее жизнедеятельность. Функции компонентов всегда подчинены общесистемным функциям и работают на них. Сумма функций компонентов не является общей функцией системы. Компоненты вбирают в себя системные функции, подстраиваясь под систему. Под воздействием системных функций компоненты меняются (подстраиваются), внося в систему только часть из своего индивидуального арсенала возможных функций, которые работают на систему журналистики.
Лишь обращаясь к написанию текста для СМИ, журналист работает на систему, осуществляю функцию создателя журналистского текста.

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЦЕЛОМ:

1. Информационно-коммуникативная.
Эта функция двуедина, ибо без информации не может быть коммуникации, тк именно информация явдяется средством для коммуникации. Информационнокоммуникативная функция является главным врожденным свойством системы журналистики, обеспечивающим ее жизнедеятельность.

Представляющие социум системо-образующие факторы требуют от журналистики выполнения определенных задач, навязывая ей необходимые функции. Таким образом, функции системы журналистики вытекают из социальной необходимости и обусловлены задачами, которые ставят перед массовым информационно-коммуникативным процессом его системоформирующие факторы.

2. Функции от социально-политической организации общества.
Социально-политическая организация общества как системофомирующий фактор задает журналистике следующие функции:
а) функция социальной адаптации – способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации вданном конкретном обществе, в системе его общественных отношений.

б) Интегрирующая функция направлена на сохранение целостности общества и государства в рамках единого информационного пространства.

в) Регулирующая функция осуществляется путем информирования аудитории о законах и нормах, определяющих характер и деятельность государственной и общественной системы о текущей политике и деятельности властных структур в актуальных сферах жизнедеятельности населения. С помощью этой функции в общественном сознании формируется образ законопослушного, инициативного гражданина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.