Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сарафан






Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой - обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

 
     
КОКОШНИК Х1Х век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из сит цевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике " золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.  
КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
             
       
       
           

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия. На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные элементы.

КОКОШНИК Центральная Россия 19 век (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с гео метрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок
             
       
КОКОШНИК 18 век Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей г.Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку. Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике " низание".            
       
СОРОКА Х1Х век Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
 
             
       

Развертка " сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике " золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

СОРОКА Х1Х век Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)

Простота кроя довершает мои дифирамбы костюму. Ни тебе вытачек, ни особых замеров. Прямо вот бери, и шей! Вот, кстати, выкройка по которой я шила наши рубахи к клипу:

Ворот можно оформить небольшим полукругом и подшить подкройной обтачкой. Вместо подкройной обтачки можно воспользоваться и простыми полосками ткани шириной 2 см, выкроенными по косой.

Вышивка на рубахе располагается по вороту, манжетам и по низу. Можно выкроить полосы ткани под ворот, манжеты и низ, вышить их и затем нашить на готовую рубаху. Это придаст стромкость манжетам, вороту и низу. Ширина вышивки на манжетах - ок. 3 см. По вороту - ок. 5 см, по низу - до 10 см.

Восточно-славянские орнаменты: Лоси и олени у Мирового Дерева
 
150x92, 1 цвет
 
79х32, 2 цвета
 
240х113, 3 цвета
 
160х105, 2 цвета
Восточно-славянские орнаменты: Символы плодородия: ростки, засеянное поле
     
43х37, 3 цвета 29х29, 2 цвета 35х25, 2 цвета
     
40х46, 2 цвета 41х41, 4 цвета 53х53, 3 цвета
     
41х37, 2 цвета 72х29, 2 цвета
     
76х37, 2 цвета

 

 

Русский сарафан

Сарафан до пола из набивного или гладкого шелка или хлопчато- бумажной ткани ярких цветов (зеленого, розового, красного, голубого и т. д.). Под сарафан надевается белая рубашка из шелкового маркизета длиной до бедер и нижняя юбка или длинная рубашка из льняного полотна. Рубашка вышивается белым мулине мушками или мелкими цветочками.

Головной убор (повязка-кокошник) из картона, обтянутого материалом сарафана, с отделкой по рисунку фигурной тесьмой, мелкими бусами и бисером. Сзади прикрепляется большой бант с длинными концами из шелковой ленты либерти шириной 10 см в цвет рубашки партнера.

Сарафан из шести частей на подкладке до бедер: по две части на перед, спину и бока. На спине и груди вытачки зашиваются вместе с подкладкой, в боках все швы — по талии, чтобы подчеркнуть фигуру. Сзади, по центру спины, складка зашивается только до талии дальше она идет свободно. Отделка из простого кружева, по-посеребренного или позолоченного порошком на клею БФ 6, с нашитой по рисунку цветной фигурной тесьмой. По центру в виде застежки проходит ряд стеклянных цветных пуговиц.

Рубаха по подолу вышивается или мережится. В бока рубахи и рукава снизу вводятся клинья. Рукав из прямого полотнища собирается несколько раз у плеча и накладывается, образуя короткое плечо. У кисти рукав вырезается зубцами и собирается на резинке, образуя оборочку. Ворот и застеж-а рубахи отделываются узким кружевом и белой фигурной тесьмой.

Расход ткани на костюм: сарафан — 8 м шелка вискозы, подкладку — 3 м белой бязи, рубаху — 5 м полотна, рубашку — 3 м шелка маркизета, нижнюю юбку — 4 м белой бязи.

 

 

Выкройка женской рубашки под сарафан

 

Выкройка русского сарафана

 

 

Повязка-кокошник

 

 

Куклы

Схема изготовления куклы-сувенира предполагает творчество детей и педагогов, которое может проявляться в подборе цветового сочетания ткани для «сарафанки», головного убора, а так же в имитационных играх с использованием куклы – сувенира «Оренбургская казачка».




Литература.


  1. Горичева Г.М. Куклы, - Ярославль: Академия, 1999.

  2. Дайн Г.Л. Русская игрушка, - М., 1987.

  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, - Культура и традиции, 2007.

  4. Ефимова Л. Русский народный костюм, – М.: Советская Россия, 1989.

  5. Котова И.Н. Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла, - С-Пб, Паритет, 2003.

  6. Мерцалова М. Поэзия народного костюма, - М., 1988.

  7. Райкова Л.И. Истоки народного костюма на Южном Урале, - Оренбург

  8. Шпикалова Т.Я. Детям – о традициях народного мастерства, - М., 2001.

  9. Сагнаева С. Очерки традиционной культуры казачеств России, - Краснодар, 2002





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.