Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный фактор, влияющий на восприятие журналистского материала. Роль социальной установки.






Личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, облада-ющая индивидуальными психофизиологиче-скими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью и характероло-гическими свойствами, социально-классовой, идеологической принадлежностью и др.).

Важнейшим из действующих при контакте " потребителя" с информацией механизмов является установка восприятия. Это завися-щая от фундаментальных компонентов со-знания людей (прежде всего мировоззрения, а также обобщающих характеристик обще-ственного мнения) готовность, предрасполо-женность реагировать определенным, соот-ветствующим его позициям образом на пред-лагаемую информацию. Поэтому тому, кто пытается влиять на сознание и поведение аудитории, важно знать, каковы фиксирован-ные, прочно сформированные установки принципиального характера и установки ситуативные, связанные с конкретным умо-настроением момента.

В зависимости от своего содержания, уста-новки предопределяют характер восприятия и потому на первых его шагах становятся предиспозициональными факторами.

Первый этап работы установок - поисковые операции, в ходе которых в соответствии с жизненными позициями, ценностями и стремлениями реципиентов выбирается ис-точник информации и определяется отноше-ние к нему в целом и к его отдельным со-ставляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.). На этом этапе возникает предваритель-ная оценка возможной информативности оказавшихся в поле восприятия произведений и в соответствии с этим определяется главный предмет восприятия, тогда как все остальное оказывается лишь его фоном и живет как бы на его периферии.

Второй этап работы установок - воспрятие. Включаясь в процесс контакта с информаци-ей, установки предопределяют отбор сведений (селективность восприятия), их значимость для реципиента и затем " передачу" на хранение (селективность запоминания). При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интересы реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса информация, отвеча-ющая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интере-сами и нуждами реципиентов, или тем более противоречащая им информация осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.

Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не озна-чает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозицио-нальные действия - третий этап восприятия, в ходе которого обнаруживается " последей-ствие" воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с " потерями") в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого.

Знание о системе установок и характере их проявления у конкретных групп реципиентов (а оно прежде всего формируется на основе изучения социальных позиций аудитории) позволяет вырабатывать эффективные спосо-бы информирования. Наиболее верно, легко и полно усваивается информация, способ-ствующая усилению позиции группы, укреп-ляющая позиции реципиентов, а также веду-щая к малым изменениям их взглядов.

Влияние социальной установки на процесс восприятия и дальнейшей переработки сооб-щений массовой информации очень велико, оно прослеживается на всех этапах процесса коммуникации, от выбора предпочитаемого канала информации до склонности к опреде-ленному поведению по отношению к пропа-гандируемым ценностям. Наибольший успех воздействия массовых коммуникаций может быть достигнут только при том условии, что информация удовлетворяет те потребности, которые испытываются реципиентами в дан-ный момент времени. Это становится воз-можным при условии своевременности, убе-дительности и значимости передаваемой информации, в том же случае, когда инфор-мация малоубедительна, штампована, декла-ративна, успех вряд ли может быть достигнут.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.