Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды противоречий и этических дилемм в социальной работе






Что же такое дилемма? В логике это суждение, где предмету приписывается два противоречащих друг другу признака, исключающих возможность третьего. Это также особый случай условно разделительного силлогизма - умозаключения, в число посылок которого входят два условных суждения и разделительное. При этом в разделительном суждении в форме альтернативы объединяются основания или следствия условных суждений. Например, мы говорим, что в жизни возникла дилемма, имея в виду ситуацию, когда человек оказывается перед необходимостью выбора между двумя одинаковыми возможностями. Другими словами, дилеммой называется положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. В обыденной ситуации человек осуществляет выбор, исходя из собственных ценностей, убеждений, принципов. Когда возникает ситуация выбора, осознанно или неосознанно он выбирает то решение, которое выгоднее для него. Очевидно, чтобы человек осознал дилемму, перед ним должны встать две равноценные (равновыгодные) для него альтернативы, иначе ситуация будет представлять трудность, но не будет дилеммой.

Этическая дилемма в социальной работе отличается от дилемм, возникающих вне профессиональной деятельности.

Источником многочисленных ценностных противоречий в профессиональной деятельности социального работника выступает необходимость связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается зачастую с трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены.

В Международном кодексе этики выделяются следующие проблемные области, общие для всех социальных работников:

• лояльность социальных работников очень часто находится на стыке различных интересов;

• функциями социальных работников являются как помощь, так и контроль;

• конфликт между обязанностями социальных работников защищать интересы людей, с которыми они работают, и необходимостью действовать эффективно и рационально;

• ограниченность материальных ресурсов в обществе.

Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении

Т ем не менее, можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными:

Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Там, где можно решить проблемы без манипyлиpoвания волей человека, вопрос о ценностях не стоит. Поэтому в социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков.

Патернализм и самоопределение. Одна из ключевых ценностей социальной работы - благополучие клиентов - актуализирует проблему патернализма. Патернализм в социальной работе рассматривается как вмешательство в желания клиента или ограничение его свободы (для его же блага); ограничение действий клиента, которые вредят его здоровью или благосостоянию. В интересах клиента, защиты его от самого себя патернализм считает возможным ограничивать саморазрушительные действия клиента, обязывать его принимать услуги против желания или принудительно, признает право социального работника утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.д.. В работе с клиентами исключается обман или подстрекание клиента на действия, противоречащие его желаниям. Большинство людей заинтересовано в том, чтобы самостоятельно принимать решения, влияющие на их жизнь. Самоопределение человека есть одна из высших ценностей, и социальная работа не должна являться исключением.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. Эта дилемма состоит в том, что, с одной стороны, не подвepгaeтcя сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или снабдить их дезинформацией (спасительной ложью) для их же пользы. Подобные действия могут быть связаны с защитой клиента от ущерба, например если таковым считается больной человек или ребенок В западной практике социальной работы преобладает первая позиция, в российской практике - пока вторая.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Масштабная компьютеризация всех сфер общественной жизни, возможность доступа к информации через электронные средства также ставят проблему конфиденциальности.Хотя профессиональная этика предусматривает возможность раскрытия конфиденциальных сведений, не существует согласия в том, при каких именно условиях допустимо это раскрытие. Считается, что побудить к этому могут чрезвычайные обстоятельства. Отсутствие ясности в этом вопросе влечет необходимость более глубокого обсуждения моральных оснований проблемы. При определенных обстоятельствах рассматриваемую дилемму можно квалифицировать не только как ценностно-этическую, но и как этико- юридическую.

Принцип конфиденциальности распространяется на все профессиональные виды деятельности социального работника.

Коллегиальность и доносительство Подчас социальные работники вынужденно или сознательно преступают закон или нарушают правила учреждений, в которых работают. В этом случае они ставят перед моральным выбором своих коллег, которые узнали об этих нарушениях. На одной чаше весов находятся нормы профессиональной этики, на другой - профессиональная лояльность и солидарность, чувство дружбы, репутация, угроза собственному положению. Бремя и сложность подобного выбора побуждают социальных работников опасаться выявлять и делать предметом гласности правонарушения в своей профессии. Поэтому те из них, кто получил информацию и доказательства этически или юридически неправомерных действий своих коллег, вынуждены тщательно взвешивать свои действия ввиду своих обязательств по отношению к профессии, клиентам, коллегам, организации, своему будущему.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.