Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этическое воспитание социального работника






Этическое воспитание социального работника предусматривает усвоение им не только этических знаний, моральных норм и правил но и формирование нравственной убежденности и нравственных потребностей как основы его личности (рис..1).

Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям.

1.Изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теории.

2. Развитие высокой сензитивности (чувствительности) к моральным факторам.

З. Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов,

4. Развитие навыков этической оценки принимаемых решений.

1.Теория социальной работы учит будущих специалистов подходить к решению проблем человека и общества с точки зрения реализации их потребностей, которая в силу различных причин и обстоятельств может быть временно или постоянно ограниченной. Социальная работа учит относиться к человеку не с точки зрения рыночного утилитаризма, который отторгает экономически бесполезных и слабых членов общества, а с точки зрения гуманистических идеалов, которые говорят о ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей. Даже самый уязвимый, слабый индивид полезен обществу уже тем, что дает возможность наиболее сильным проявлять свои чисто человеческие качества - милосердие, доброту, нравственность, т.е. оставаться человеком в высоком смысле этого слова.

Постижение, а не заучивание основ гуманизма в ходе изучения теории социальной работы позволяет проникнуться этим мировоззрением и привнести его идеалы в свою практическую деятельность.

2. Для того чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявлялось в повседневной социальной практике, необходимо развивать этическую восприимчивость или, как еще говорят, этическую сензитивность (чувствительность). Такого рода чувствительность неодинакова у разных людей. Практика показывает, однако, что она может быть существенно развита за счет вовлечения практических социальных работников (или будущих специалистов в области социальной защиты населения) в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности, за счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм в социальной работе должен быть не только теоретической основой, но и практическим содержанием деятельности; будущий профессионал на конкретных примерах, с помощью аналогий, с помощью полученных в процесс е обучения и воспитания знаний и усвоенных взглядов должен постоянно вырабатывать в себе привычку постоянной нравственной оценки явлений и действий.

3.При изучении этики социальной работы одного автоматического запоминания основных этических норм для будущего профессионала мало. Моральность и нравственность должны стать основой его личности. При этом этический кодекс должен обеспечивать основные принципы морального поведения, в соответствии с которыми социальный работник строит свою деятельность. Профессионалу необходимо уметь не только распознавать этическую сторону проблемы, которую предстоит решить, но и выбирать из совокупности принципов и норм, входящих в этический кодекс, именно те, которыми следует руководствоваться в решении конкретной проблемы. Сложность этой задач и состоит в том, что моральный или этический кодекс - это не сборник этических рецептов на все случаи жизни, поэтому социальному работнику для успешной деятельности так важно уметь ориентироваться в его положениях. Понимание сущности этических норм кодекса, идентификация их в практических ситуациях, возникающих в процессе деятельности, поможет социальному работнику сверять свои действия с положениями кодекса.

4. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. Социальный работник в своей повседневной деятельности часто сталкивается с необходимостью сделать выбор, наметить ряд действий, принять решение в обстановке потенциальных или реальных конфликтов, возникающих между:

· нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность в сфере социальной защиты населения и смежных с ней областях;

· действиями представителей различных профессий, с которыми социальный работник при необходимости вступает во взаимодействие;

· принципами, нормами и привычками, обычно регулирующими поведение социального работника.

И то решение, которое в конечном итоге принимает социальный работник, не только должно быть эффективным, т.е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.

Этическое воспитание как действующего, так и будущего социального работника впервые стало рассматриваться на глобальном уровне. Свидетельство тому - новый в истории социального образования документ – Глобальные образовательные стандарты по подготовке специалистов социальной работы. Принятый в 2004 г. на совместной Генеральной ассамблее Международной ассоциации школ социальной работы и Международной федерации социальных работников, этот документ провозглашает этическое воспитание будущих специалистов в числе приоритетов образования в области социальной работы. Этические аспекты образования и воспитания будущих специалистов рассматриваются в Глобальных стандартах в качестве одной из парадигм профессии и включаются практически в каждый раздел документа: ключевые положения учебного плана, деятельность преподавателей, студентов и администрации учебных заведений. Отдельный раздел посвящен непосредственно ценностям и этическим нормам профессии и их реализации в образовательном процессе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.