Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песня о буресвестнике






Наверное, ни одному автору советского периода не удалось столь красочно и психологически насыщенно изобразить революцию 1917 года. Мастерски используя художественную аллегорию, Максим Горький воплотить в образе Буревестника весь русский народ, который соответствовал романтическому идеалу писателя. Буревестник – это смелый революционер, вдохновленный возвышенными идеями и со всех сил старающийся выбиться из темной пучины, которая постепенно захватывает его.

Автор подчеркивает бесстрашие своего героя. Противников революции Горький сравнивает с чайками, пингвинами и гагарами, простыми обывателями, которые в страхе перед переменами наслаждаются своей сытой и беззаботной жизнью.

Но романтический идеал писателя не такой – это мужественный воин, который проходит все преграды на пути к светлому и свободному будущему. Буревестник Максима Горького наслаждается каждой минутой своей борьбы и черпает из нее неиссякаемые силы. На беду чайкам и пингвинам, в море поднялась страшная буря, под которой сам писатель подразумевает начало революционных событий. Обыватели испугались свирепой стихии, и начали хаотично прятаться от нее.

И только Буревестник приходит в восторг от грозы: он давно ее жаждал! Птица раскрывает свои крылья и смело летит в самый эпицентр стихии, глее удары молнии очищают воздух, а гром полностью обновляет его. Буревестник видит страх пингвинов, но победоносно просит само небо о том, чтобы еще сильнее разразилась буря.

Образ Буревестника – это не вымышленный герой, это собирательный образ людей, которые верили в святые для себя идеалы и жертвовали жизнью ради них. В знак благодарности за свою отчаянную борьбу они получают лучик света после бури…

 

 

28. Новаторство Горького. Герои и проблемы пьесы «На дне»

В 1900-е годы Горький обращается к драматургии и сотрудничает с Московским художественным театром (1901 – 1905). В драматургии Горький вводит новый тип конфликта. В XIX в. конфликт строился на противодействии человека и среды (окружающих его людей и обстоятельств). У Горького противостоят определённые социальные группы. Конфликт у него не столько нравственный, духовный, сколько идеологический. «На дне» – одна из самых удачных пьес Горького. В ней ставятся сложные философские вопросы, на которые не даётся однозначных ответов. Жанр пьесы – социально- философская драма. Жизнь рассматривается в двух аспектах: социальном и философском. Первый из них – это изображение быта людей дна, которое даётся в ремарках, а также в передаче взаимоотношений героев. В нищей ночлежке поднимается вопрос об истинном и ложном гуманизме, который составляет философский аспект пьесы: нуждается ли человек в сострадании или же он должен бороться сам? Носитель идеи сострадания – странник Лука. Он считает, что «все люди хороши», и пытается помочь ночлежникам обрести надежду. Философия Луки основана на субъективном идеализме: «Во что веришь – то и есть». Но когда в ночлежке происходит преступление, Лука исчезает, и больше обитателей ночлежки утешать некому. Образ Луки вызвал серьезные споры читателей, критиков, актёров. Первый исполнитель этой роли – Москвин – сыграл положительного героя. Однако сразу же возник вопрос, во благо ли успокоительная ложь и основывается ли она на любви к человеку. В противовес Луке Горький выдвигает идею свободного и гордого человека, которую озвучивает Сатин. Но и эта идея высказывается неоднозначно: Сатин произносит свой монолог в нетрезвом виде и сам ещё не успевает оправдать горьковский идеал деятельной жизни (он только говорит, но ничего не делает). Открытость поставленных в пьесе вопросов придаёт ей глубокий философский смысл и художественную ценность.

В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии, сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения. Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее.

Старик стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: “Я сегодня — работал, мел улицу, а водки — не пил! ” Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с вне шним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла.

Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера. Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека! ” В одном Сатин согласен со странником: “Человек — вот правда! ” Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого.

Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался “на дне”. Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки.

Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит “на дно” всех персонажей Горького. Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

 

29. Горький всегда придерживался открыто демократических взглядов, уже в юности он посещал народническо-марксистский кружок. Его идеал человека – сильного, способного защитить себя и пожертвовать собой ради других людей, показан уже в ранних рассказах, и скоро он обретает черты борца за народное счастье, достижение которого Горький связывал с утверждением социализма. Первая русская революция – новая веха в жизни Горького. Он в то время был близок к большевистским кругам, вступил в коммунистическую партию. Горького привлекала возможность быстрого революционного изменения жизни. В годы первой русской революции он сразу же реагировал на все общественные события, участвовал в делегации от

интеллигенции к царскому министру по поводу Кровавого воскресенья, встречался с бастующими рабочими путиловского завода, приветствовал восстание моряков черноморского флота. При активном участии Горького издавалась первая легальная марксистская газета «Новая жизнь». События революции 1905 – 1907 гг. непосредственно отразились в его произведениях (рассказы «Патруль из повести», сказка «Товарищ»). Публицистика этих лет создавалась под знаком грядущих изменений и обличения мещанства (цикл статей «Заметки о мещанстве», 1905). В начале 1906 г. Горький вынужден уехать за границу. Через Финляндию, Швецию, Германию, Францию он попадает в Америку. Там Горький ведёт активную пропаганду и начинает сбор средств в помощь восставшимрабочим. Горького выдворяют из Америки, и он переезжает на Капри, где проживёт до 1913 г. Несмотря на некоторую неопределённость политических взглядов Горького, он создал два произведения, которые полностью соответствуют теории марксизма: пьесу

«Враги» и роман «Мать». Первая редакция романа написана в 1907 г. на Капри. В основу романа положены реальные события стачки 1902 г., свидетелем которых был сам Горький. Блок в отзыве на роман отметил заданность его тематики и отсутствие психологизма. Некоторые психологические несоответствия действительно очевидны. Необразованный рабочий Павел Власов вдруг становится активным борцом за революционные идеалы. Его

выступление на суде – это речь грамотного оратора. Ниловна – тёмная забитая женщина – становится страстной проповедницей революционных идей... Горький хотел создать образы новых людей, но они оказались неубедительными. Там же, на Капри, в 1909 г. Горький совместно с А.А. Богдановым и Луначарским создает партийную школу, где читает лекции по литературе и исповедует

«богостроительство». В роли Бога при этом выступает народ, и торжество

социалистических идей Горький считает неизбежным. Эти идеи отразились в его повести «Исповедь» (1908). Герой повести крестьянин Матвей странствует в поисках истины и нигде не может её найти. В конце концов он приходит к выводу: объединенная общечеловеческая воля может изменить мир, она является выражением воли Бога. Ленин критиковал такие взгляды, и Горький сам вскоре преодолел их. К Октябрьской революции 1917 года Горький отнесся неоднозначно. С одной стороны, он видел в ней источник творческой силы, но, с другой стороны, понимал, что народ не готов к революции как культурному событию, а Россия, как аграрное государство, к тому же довольно отсталое, не готова к установлению строя, разработанного западноевропейскими теоретиками. Свои сомнения Г. высказывает на страницах «Новой жизни», позже эти статьи вышли отдельной книжкой под названием «Несвоевременные мысли» (1917 – 18). Горький в «Несвоевременных мыслях» приводит массу примеров абсурдных и жестоких действий представителей новой власти, извращенных форм «дележа», который увидели в новом порядке мужики, с горечью пишет о разрушении культуры. В 1918 г. «Новая жизнь» была закрыта большевиками, а «Несвоевременные мысли» в советские годы ни разу не переиздавались.

До 1921 года Горький активно участвует в культурной жизни молодого советского государства. Он общается с Лениным, сотрудничает в большевистских изданиях, организует Первый рабоче-крестьянский университет, работает в издательстве «Всемирная литература»,

помогает творческой интеллигенции выжить в голодные годы.

В 1921 г. Горький снова уезжает за границу. Фактически это была эмиграция. Он живет на курортах Германии и Чехословакии, а с 1924 года – в Сорренто. Горький продолжает творить: пишет повесь «Мои университеты», роман «Дело Артамоновых» (1925), начинает работать над романом «Жизнь Клима Самгина», в котором старается дать развернутое эпическое изображение и подвести итог предреволюционной эпохи. В 1931 году Горький возвращается в СССР. Внешне – Горький активно сотрудничает с советской властью, возглавляет Союз писателей (1934), в его доме Сталин лично проводит ночные встречи с писателями. Во время одной из таких встреч был «изобретен» социалистический реализм. А с другой стороны, вся жизнь Горького оказалась под контролем ОГПУ. Горькому не нравится ни его дом, ни события во всей стране. Коллективизацию Горький поддерживает, но в целом оценивает скептически (например, в письме к Бухарину). В отчете о поездке 120 писателей на строительство Беломорско- Балтийского канала (его строили заключенные сталинских лагерей) Горький клеймит всех «врагов народа», а в личных беседах нелестно отзывается о социалистическом реализме и пренебрежительно – о Марксе и Ленине. Ему очень тяжело. Горького «держат под колпаком», обманывают: в 1936 году для него делали специальный выпуск «Известий» – без информации о репрессиях. В 1936 году Горький умер. Смерть его остается загадкой: возможно, он был отравлен, как и его сын Максим. Похороны Горького были очень многолюдны. Советские литературоведы очень быстро превратили Горького в культовую фигуру, но теперь очевидно, что его истинный облик очень отличался от созданного ими канона.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.