Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческая эволюция Вересаеева.






Вике́ нтий Вике́ нтьевич Вереса́ ев (настоящая фамилия — Смидо́ вич; 4 (16) января 1867 года, Тула — 3 июня 1945 года, Москва) — русский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943).

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвященные труду и жизни донецких шахтёров.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.
В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие.

 

В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» — биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова».

Неслучайно Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году.

В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» — орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года.

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На японской войне». После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. В 1908 году выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1922 году вышел роман «В тупике.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева:

· «В юные годы» (Воспоминания);

· «Пушкин в жизни»;

· переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны»;

По манере письма Вересаев — реалист.

Проза Серафимовича и пролетарская литература.

Серафимович Александр Серафимович - (1863–1949), русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.

С 1902 – в Москве вошел в круг М.Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны – санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927–1929 глава журнала «Октябрь».

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915).

Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, – роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Е.И.Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную».

языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов.

Среди других произведений писателя – серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.