Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие принципов и технологии реставрации скульптуры






Лебель М.Н.

Современная реставрация объектов культурного и художественного наследия - тонкая и сложная научная дисциплина. Она формировалась постепенно, под воздействием исторического развития принципов коллекционирования и экспонирования произведений человеческого творчества. Начиная с древних времен она прошла путь от уровня ремонтного ремесла до научной консервации и реставрации, опирающейся на научно-технические исследования и историко-искусствоведческий анализ. Технологические приемы и используемые материалы тоже изменялись во времени, особенно в последние десятилетия технического прогресса. Информация о принципиальном подходе и технологических особенностях определенных периодов исторического развития реставрации помогает разобраться в практике индивидуальной реставрации конкретных произведений. Это сообщение построено на примерах опыта реставрации скульптуры.

В археологических раскопках встречаются древние предметы и изображения со следами чинок, свидетельствующих о попытках восстановить разбитые и поврежденные изделия. В музее Афинского акрополя хранятся мраморные статуи «кор», высеченные в шестом - пятом веках до новой эры. Эти статуи сделаны по технике, которая называлась «экономная рука мрамора». Суть этих приемов заключается в том, что, экономя мрамор и труд, выступающие из общего объема блока камня руки вырубались отдельно и присоединялись с помощью специальных выступов, вставляемых в прорубленные гнезда. Подобная техника в разных вариациях применялась и при реставрациях в античные периоды Греции, Римской империи, эллинизма и была воспринята в реставрационных работах более поздних времен.

Заметки Павсания о реставрации статуи Зевса в Олимпии скульптором Домофонтом и некоторые другие источники дают возможность полагать, что реставрация скульптуры в эпоху античности была заметным явлением. Значение реставрации возросло в те времена, когда начали создаваться первые художественные коллекции, галереи и музеи, подобные коллекциям эллинистических царей Пергама, которые стали собирать скульптуры не как предметы культа, а как произведения искусства прошедших времен. В Римской империи, где высоко ценили, коллекционировали и копировали греческую и эллинистическую скульптуру, реставрация была широко распространена.

Принципиальный подход к реставрации и качество работы в эпоху античности, также как в более поздние времена, зависели от оценки значимости произведения для общества и для владельца, его власти или финансовой возможности оплатить искусного мастера и качественные материалы, от умения, понимания и мастерства исполнителя. В основе принципов реставрации было восстановление декоративных качеств, присоединение отбитых частей и восстановление утраченных. Приемы упрочнения соединяемых частей включали пазы различной формы и углубления для каменных вставок или просверленные отверстия для металлических штырей, насечки скарпелями на склеиваемых плоскостях. Клеящими веществами в то время являлись чаще всего известь, гипс, казеин, возможно белок.


Голова античной скульптуры с промежуточными утратами с условным заполнением лакуны без проработки деталей

Графическая реконструкция античного рельефа, изображающего колесницу с установкой сохранившихся фрагментов

В Средневековье, когда идеология резко изменилась и античные образы стали враждебными, античную скульптуру активно уничтожали. Случалось, что отдельные экземпляры перерабатывали, приспосабливая их для христианского культа.

В XV - XVI веках эпохи Возрождения в связи с ростом строительства зданий в Риме, Флоренции и других городах Италии, начали находить, реставрировать и коллекционировать фрагменты античной скульптуры. Вошло в моду украшать фрагментами найденных в раскопках рельефов, скульптур и архитектурных деталей интерьеры и экстерьеры дворцов и парков. Создаются коллекции, иногда оформленные в архитектурные комплексы, подобные собраниям античных древностей в палаццо Медичи Балле - Капраника во Флоренции или кардинала Андреа делла Балле в Риме.

Для реставрации крупнейших коллекций приглашались известнейшие маэстро скульптуры, такие как Вероккьо, Донателло, Челлини, Альгарди, Бернини и другие. На реставрацию этого периода оказали большое влияние Рафаэль и Микеланджело, они курировали восстановление памятников и рекомендовали своих учеников маститым коллекционерам. Ученики Микеланджело Монторсолли и Гульельмо делла Порта восстановили ряд лучших статуй Ватикана, собрания Фарнезе и других коллекций.

К началу XVII века реставрация древней скульптуры становится настолько распространенной, что для многих скульпторов становится частью творческой деятельности. Появляются учебные пособия, сочиненные Бальдинуччи, Бозелли, Стоуна, в которых описаны методы реставрационной практики на мраморной скульптуре, даются технологические рекомендации и образцы атрибутов богов и героев. Реставрация также зависела от запросов заказчика, владельца или антиквара, которым нужно было восстановить декоративные качества произведений, очистить от загрязнений, приклеить отбитое и восполнить утраты. Исторический аспект имел меньшее значение, порою при восстановлении эллинистической статуи на нее ставилась архаическая голова. В технологии реставрации несколько расширилась рецептура клеящих веществ, например стала применяться воско-канифольная мастика.

В XVIII появляются предпосылки для возникновения научного подхода к реставрации. В своих работах Винкельман, которого называют отцом искусствознания, впервые попытался решить проблемы реставрации на базе научного метода. Он требовал от реставраторов внимательного изучения особенностей стиля реставрируемого памятника. При реконструкции и восполнении утраченных фрагментов он рекомендовал привлекать аналогичные произведения, подкреплять свои выводы материалами из литературы и других источников, свидетельствующих о первоначальном виде древних произведений. Он считал необходимым, наряду с художественным аспектом реставрации, принимать во внимание историко-искусствоведческий аспект.


Статуя мраморной коры из музея Афинского акрополя. Пример техники приставныхчастей. В круглый паз была вставлена часть руки статуи, от которой остался лишь обломок. Видны отверстия для металлического штыря, крепившего вставную часть руки статуи. Такой прнцип восполнения утрат использовался и в более поздние времена.

Две из римских реплик греческой статуи Афины из скульптурной группы Мирона «Афина и Марсий»:
а) Статуя, приобретенная для Эрмитажа с неправильной реконструкцией в виде женской фигуры с факелами в руках. На статую, у которой были утрачены голова и руки была поставлена голова от другой статуи иного времени и стиля (так называемого «Пергамский»), существенно отличающийся от «Высокого стиля» греческой классики самой статуи, б) Статуя Афины того же типа, хранящаяся в «Городском собрании скульптуры» Франкфурта с сохранившейся головой.

Под влиянием идей Винкельмана в Риме работало одно из крупнейших в истории реставрации ателье скульптора Бартоломео Кавачеппи. Нами были исследованы античные скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже. Несколько бюстов и статуя Селена демонстрируют высокое качество реставрационных работ. Для восполненных деталей подобран мрамор, аналогичный подлиннику, швы соединения тонкие и хорошо подогнанные, воско-канифольная мастика, использованная для склейки и мастиковки отбелена. В мастерской Кавачеппи восстановлены сотни античных скульптур. Из ее стен вышли и стали известными реставраторами скульптуры такие мастера, как Альбачини, Ноллекен, Анжелини и другие. К этому времени возросли требования и ответственность реставраторов.

В XIX веке благодаря усиленному развитию археологии и искусствознанию значение исторического аспекта памятников, как документов своей эпохи, стало звучать больше, чем раньше. Это, прежде всего, отразилось на экспозиции музеев древнего искусства и в свою очередь повлияло на эволюцию принципов реставрации. Прогресс в искусствоведении первой половины XIX века способствовал выявлению ошибок в реконструкции многих античных статуй, выступлений специалистов с критикой неправильных дополнений и требованиями прекратить произвольное воссоздание древних памятников.

Большое значение для преодоления декоративного принципа имела дискуссия по поводу воссоздания скульптурной группы с фронтона храма Афины - Афайи с острова Эгина VI в. до н. э. Группа итальянских и немецких скульпторов под руководством Торвальдсена и с участием консультантов, историков и искусствоведов восполнила утраченные части статуй из мрамора с большим искусством, стараясь повторить все стилистические особенности. Шероховатая и выветренная поверхность архаических статуй на этот раз не была зачищена, а воссозданные фрагменты обработаны под старый мрамор. Некоторые специалисты считали, что восполнения нужно было изготовить из гипса, ибо закрепленные в мраморе ошибки будут впоследствии трудно устранимыми. Кроме того, некоторые сохранившиеся, но сильно поврежденные подлинные фрагменты были заменены новыми. В результате, мнения специалистов о правильности такой реставрации разделились и переросли в острую дискуссию. Когда скульптору Канова предложили сделать модели для реконструкции фронтона Парфенона, он отказался. Так борьба «декоративного» принципа с «историческим» начала получать крен в сторону «исторического».

В середине XIX века в странах Европы наблюдается оживление реставрационной деятельности. Новым восстановлениям памятников сопутствуют новые ошибки, которые теперь резко критиковались не только специалистами, но и художественной общественностью. Например Роден сравнивал реставратора с врачом, который коварным образом убивает больного. Искусствоведческие исследования конца XIX - начала XX веков и их публикации раскрывали ошибки в реконструкции отреставрированных памятников, особенно в области античной скульптуры. В то же время интересные и наглядные работы проведены в музеях гипсовых слепков, где собирались разные реплики, воспроизводящие по разному один и тот оригинал античного произведения. Гипсовый слепок можно оперировать, разъединяя неправильно объединенные фрагменты и создавая новые варианты реконструкции, основанные на новых научных исследованиях. Профессор Клейн рассказывает о таких исследованиях в своей публикации 1916 года.

Еще в конце XIX века в некоторых крупных музеях стали снимать неправильно восполненные детали. Тогда начинает утверждаться культ фрагмента и принцип «неприкосновенности». Уровень поновительных реставраций резко падает. Теперь уже поврежденные фрагменты, которые раньше не ценили и не экспонировали, выставляются в музеях без обработки и дополнений. Забота о сохранности разрушенных памятников среди хранителей и реставраторов выражается в том, что начинают разрабатываться методы укрепления и защиты материалов памятников, то есть «консервации». Если раньше реставрация была полностью в руках скульпторов, то теперь к проблемам реставрации подключаются химики, а несколько позже и другие специалисты технических наук.

На рубеже XIX-XX века складывается правило о предварительных исследованиях произведений искусства и культуры перед началом реставрации. В крупных музеях создаются специальные лаборатории для исследования и разработки методов консервации (очистки, удаления солей из камня, керамики и кирпича, укрепление деструктированных материалов пропиткой). Появляются крупные специалисты в этой области: В Берлинских музеях Радген, в Каирском - Лукас, в Британском — Скот, в Афинах - Разопулас. Укрепление камня, гипса, керамики производилось растворами восков, парафинов, масел, канифоли, шеллака, битума.

В первые десятилетия XX века принцип «неприкосновенности» становится превалирующим. Он выражается в неукоснительном требовании предельно осторожного отношения к подлиннику, реставрационное вмешательство попускается только в случае необходимости предохранить его от разрушения. В крупных музеях продолжают освобождать древние произведения от поздних восполнений. В Музее древней скульптуры Эрмитажа профессор Вольдгауер в 20-30 годах освобождает множество статуй от неверно реконструированных фрагментов. Культ фрагмента дошел до крайности. В 1926 году И. Грабарь писал, что с недавних пор реставраторы начинают впадать в некий новый снобизм фрагментации. Он называл это перегибанием палки в другую сторону, утверждая, что «реставрация научно обоснованная возражений не имеет».

Позднее разрабатывается ряд приемов, нейтрализующих повреждения, вредно влияющих на художественное восприятие скульптуры, делающих их менее заметными, компенсирующих утраты без воспроизведения утраченных деталей.


Статуя Афины Эрмитажного собрания, с которой в тридцатых годах известный античник профессор О. Ф. Вольдгауэр снял неправильные восполнения

Современная экспозиция античной скульптуры в музее Базеля со всеми снятыми восполнениями

В середине и во второй половине XX века открываются новые лаборатории. Деятельность ИКОМа, Римского и других центров способствует новым публикациям, семинарам и конгрессам, где реставраторы обмениваются знаниями и опытом. Теперь обсуждаются новые положения о возможности восполнения отдельных фрагментов на основе научных исследований с целью сохранения и выявления художественной выразительности. Появляется понятие комплексной реставрации, когда без воссоздания определенных частей памятник теряет цельность восприятия, значения и смысла. Рекомендуется индивидуальный подход к решению вопросов о допустимости тех или иных работ по консервации и реставрации: обоснованный и подтвержденный научными исследованиями.

Основные современные принципы реставрации опубликованы в «Венецианской хартии» 1964 года. В ней говорится, что основной целью реставрационной деятельности является в равной мере сохранение объекта и как произведения искусства, и как исторического документа. Реставрация должна производиться в исключительных случаях, если она продиктована необходимостью предохранения памятника, а также стремлением подчеркнуть его эстетическую и историческую ценность, однако реставрационные работы не должны нарушать старых субстанций и должны опираться на подлинные документы.

В области технологий консервации и реставрации в XX веке и начале XXI века было разработано множество новых инструментов, приборов, полимерных материалов, растворителей и других реактивов, расширивших возможность реставрационных работ. Но и это не может полностью удовлетворить реставраторов. При этом одним из требований остается возможность обратимости реставрации, удаление следов реставрационного вмешательства при доказанной необходимости.

Первоисточник:

Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.