Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение научного подхода к реставрации скульптур






В XVIII появляются предпосылки для возникновения научного подхода к реставрации. В своих работах Винкельман, которого называют отцом искусствознания, впервые попытался решить проблемы реставрации на базе научного метода. Он требовал от реставраторов внимательного изучения особенностей стиля реставрируемого памятника. При реконструкции и восполнении утраченных фрагментов он рекомендовал привлекать аналогичные произведения, подкреплять свои выводы материалами из литературы и других источников, свидетельствующих о первоначальном виде древних произведений. Он считал необходимым, наряду с художественным аспектом реставрации, принимать во внимание историко-искусствоведческий аспект.

Под влиянием идей Винкельмана в Риме работало одно из крупнейших в истории реставрации ателье скульптора Бартоломео Кавачеппи. Нами были исследованы античные скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже. Несколько бюстов и статуя Селена демонстрируют высокое качество реставрационных работ. Для восполненных деталей подобран мрамор, аналогичный подлиннику, швы соединения тонкие и хорошо подогнанные, воско-канифольная мастика, использованная для склейки и мастиковки отбелена. В мастерской Кавачеппи восстановлены сотни античных скульптур. Из ее стен вышли и стали известными реставраторами скульптуры такие мастера, как Альбачини, Ноллекен, Анжелини и другие. К этому времени возросли требования и ответственность реставраторов.

В XIX веке благодаря усиленному развитию археологии и искусствознанию значение исторического аспекта памятников, как документов своей эпохи, стало звучать больше, чем раньше. Это, прежде всего, отразилось на экспозиции музеев древнего искусства и в свою очередь повлияло на эволюцию принципов реставрации. Прогресс в искусствоведении первой половины XIX века способствовал выявлению ошибок в реконструкции многих античных статуй, выступлений специалистов с критикой неправильных дополнений и требованиями прекратить произвольное воссоздание древних памятников.

Большое значение для преодоления декоративного принципа имела дискуссия по поводу воссоздания скульптурной группы с фронтона храма Афины - Афайи с острова Эгина VI в. до н. э. Группа итальянских и немецких скульпторов под руководством Торвальдсена и с участием консультантов, историков и искусствоведов восполнила утраченные части статуй из мрамора с большим искусством, стараясь повторить все стилистические особенности. Шероховатая и выветренная поверхность архаических статуй на этот раз не была зачищена, а воссозданные фрагменты обработаны под старый мрамор. Некоторые специалисты считали, что восполнения нужно было изготовить из гипса, ибо закрепленные в мраморе ошибки будут впоследствии трудно устранимыми. Кроме того, некоторые сохранившиеся, но сильно поврежденные подлинные фрагменты были заменены новыми. В результате, мнения специалистов о правильности такой реставрации разделились и переросли в острую дискуссию. Когда скульптору Канова предложили сделать модели для реконструкции фронтона Парфенона, он отказался. Так борьба «декоративного» принципа с «историческим» начала получать крен в сторону «исторического».

В середине XIX века в странах Европы наблюдается оживление реставрационной деятельности. Новым восстановлениям памятников сопутствуют новые ошибки, которые теперь резко критиковались не только специалистами, но и художественной общественностью. Например Роден сравнивал реставратора с врачом, который коварным образом убивает больного. Искусствоведческие исследования конца XIX - начала XX веков и их публикации раскрывали ошибки в реконструкции отреставрированных памятников, особенно в области античной скульптуры. В то же время интересные и наглядные работы проведены в музеях гипсовых слепков, где собирались разные реплики, воспроизводящие по разному один и тот оригинал античного произведения. Гипсовый слепок можно оперировать, разъединяя неправильно объединенные фрагменты и создавая новые варианты реконструкции, основанные на новых научных исследованиях. Профессор Клейн рассказывает о таких исследованиях в своей публикации 1916 года.

Еще в конце XIX века в некоторых крупных музеях стали снимать неправильно восполненные детали. Тогда начинает утверждаться культ фрагмента и принцип «неприкосновенности». Уровень поновительных реставраций резко падает. Теперь уже поврежденные фрагменты, которые раньше не ценили и не экспонировали, выставляются в музеях без обработки и дополнений. Забота о сохранности разрушенных памятников среди хранителей и реставраторов выражается в том, что начинают разрабатываться методы укрепления и защиты материалов памятников, то есть «консервации». Если раньше реставрация была полностью в руках скульпторов, то теперь к проблемам реставрации подключаются химики, а несколько позже и другие специалисты технических наук.

На рубеже XIX-XX века складывается правило о предварительных исследованиях произведений искусства и культуры перед началом реставрации. В крупных музеях создаются специальные лаборатории для исследования и разработки методов консервации (очистки, удаления солей из камня, керамики и кирпича, укрепление деструктированных материалов пропиткой). Появляются крупные специалисты в этой области: В Берлинских музеях Радген, в Каирском - Лукас, в Британском — Скот, в Афинах - Разопулас. Укрепление камня, гипса, керамики производилось растворами восков, парафинов, масел, канифоли, шеллака, битума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.