Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф и его сущность. Характеристика мифологии древних греков и римлян.






Много веков стоит научная мысль перед феноменом греческого мифа, пытаясь понять его происхождение и смысл. Бесчисленное множество раз предлагались определения мифа, но ни одно из них не является удовлетворительным. Часто исследователи исходили из того, что миф, возникший в недрах первобытного общества, отражает низкий уровень первобытного сознания, которое принято называть " мифологическим". Но дошедшие до нас изложения принадлежат времени, когда первобытные отношения были давно изжиты.

Все это осложняет понимание греческих мифов и требует от каждого, кто ими занимается, такого подхода, который позволил бы использовать историческую информацию, добытую в ходе археологических раскопок и дешифровки древнейших памятников письменности времени формирования греческих мифов. (ДАЛЕЕ НЕ НАДО!!!) Таким образом, вместо простого пересказа мифов я предложу, если употребить образ греческой мифологии, нечто вроде кентавра, т. е. соединение художественного изложения мифологических сюжетов с теми научными данными, которые позволяют взглянуть на мифы не просто как на занимательные рассказы, а как на своеобразный источник, где крупинки истины подчас тонут в море художественной фантазии.

Изложение греческой мифологии пришлось начать не с олимпийских богов, а с сил природы и второстепенных мифологических персонажей, почитавшихся задолго до того, как возникло понятие " господство - подчинение". Это дает возможность проникнуть к истокам греческой мифологии, в эпоху, когда сверхъестественные силы мыслились по образу и подобию родовых коллективов, как нерасчлененные множества. Известно, как расправился Геракл с ливийским героем Антеем: он оторвал его от материнской почвы и задушил в воздухе. Судьбу Антея могут разделить фессалийские, беотийские, аттические, этолийские, лаконские герои, если " для простоты" видеть в них героев Эллады вообще. Возвращение местных героев на породившую их географическую, этническую, общественную почву - едва ли не единственный путь для выявления исторической основы героического мифа.

Мифы запечатлели историю освоения человеком окружающей среды и познания им своего места в ней. При этом могущественные, независимые от человека силы у греков мыслятся как существа, наделенные человеческими желаниями, мыслями и чувствами. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них, обеспечить себе блага жизни на земле и спокойствие за гробом, направить их гнев против недругов. В этом миф наиболее тесно смыкается как с первобытной магией, так и с более поздней культовой практикой.

Ряд греческих мифов связан с возрастными посвятительными обрядами, выполняемыми при переходе юношей и девушек в возрастные классы мужчин и женщин. Покровительницей таких обрядов у греков чаще всего была Артемида, и можно думать, что Ипполит, например, был жрецом Артемиды, а Аталанта и Дафна - ее жрицами. Нарушение девственности жрецами или жрицами строго каралось. Так возникли трагедии, непонятные для тех, кто не знает их религиозной подоплеки.

Мифы вобрали в себя также народные представления о завистливости богов, карающих тех, кто приближается к ним по своему могуществу, красоте или уму. И особенно сурово они преследуют тех, кто преступает установленные ими законы, - за совершенные преступления, за нарушение правил господствующей в обществе морали. Однако в тех же мифах находил выражение и протест против несправедливых законов, и героями мифов становились такие бунтари, как Прометей или Сисиф, примерное наказание которых не могло уничтожить восхищения перед их бесстрашием.

Часть мифов сохранила воспоминания о природных катастрофах - Девкалионов потоп, падение Фаэтона. Сами греки считали потопы историческими фактами и верили, что они полностью уничтожали людей, вызвавших гнев богов. Затем боги возрождали человечество от сохранившейся пары смертных. Ту же мотивировку потопов содержат и мифы Передней Азии, что, однако, не означает нереальности катастроф. Существование Девкалионова потопа доказано геологами и отнесено примерно к 1520 г. до н. э, Миф о падении Фаэтона сохранил воспоминание о чудовищной засухе, которая могла быть вызвана падением астероида или необычайной солнечной активностью.

То, что мы называем " греческой мифологией", - это комплекс преданий и легенд, сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии, культурное наследие не только греков - ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен - пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизовавших ряд эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое - из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не только подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, но и сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же или сходного по функциям бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей.

Источники изучения греческой мифологии необычайно богаты и разнообразны. Древнейшими литературными памятниками, вобравшими в себя множество мифов, являются эпические поэмы " Илиада" и " Одиссея", созданные в IX - VIII вв. до н. э. на материале устных сказаний гениальным поэтом Гомером. В центре " Илиады" - события одного года войны между ополчением героев Балканского полуострова и близких к нему островов и героями малоазийского города Трои. Ограничивая действие во времени, " Илиада" повествует также о происхождении участников войны и их подвигах у себя на родине. " Одиссея" - это поэма о странствиях и приключениях одного из главных участников войны, царя Одиссея, на пути в родную Итаку.

В эпических произведениях, написанных после Гомера, тема Троянской войны разрабатывалась не менее обстоятельно. Но, не желая повторяться, поэты, которых условно называют кикликами (т. е. авторами " круговых" поэм), освещали то, что не вошло в " Илиаду". Так, милетянин Арктин в поэме " Эфиопика" рассказал о событиях после погребения Патрокла, описанного в предпоследней песне " Илиады": о битвах с пришедшими на помощь Трое эфиопами и амазонками. Другие киклические поэты разрабатывали мифы, относяшиеся ко времени, предшествовавшему " гневу Ахилла" - главному стержню " Илиады". Произведения кикликов не сохранились, но общее их содержание известно по изложениям греческих и римских историков, мифографов, поэтов.

Поэма беотийского поэта Гесиода (ок. 700 г. до н. э.) " Теогония" (" Происхождение богов") отражает более развитую форму мифологического сознания, чем поэмы Гомера и кикликов, с определенными философскими или предфилософскими построениями, использующими восточную мифологию и космогонию. В другой поэме - " Труды и дни" поэт развивает пессимистическую концепцию деградации человеческих поколений. Он воспевает сельский труд, одновременно сетуя на социальную незащищенность тех, кто себя ему посвятил. В небольшой поэме " Щит" говорится о борьбе Геракла как защитника религии Аполлона и его оракула в Дельфах с враждебными светлому богу Аресом и его сыном Кикном.

С VI в. до н. э. художественная и философская разработка мифологических сюжетов сменяется тем, что может быть названо " ученой литературой", с элементами рационалистической критики мифов. Первый историк Гекатей Милетский в своей " Генеалогии" вступает в сферу мифов с новым, чуждым его предшественникам постулатом - выяснение истины. В свете истины делается невозможным спуск Геракла в подземный мир и извлечение оттуда чудовищного пса Кербера, и Гекатей преобразует его в страшную змею, обитавшую у входа в подземный мир, справиться с которой было не так трудно. Самого Геракла историк называет " народом Эврисфея" - в том смысле, что подвиги целого народа были приписаны одному Гераклу. В другом произведении - " Объезд земли" Гекатей противопоставляет блужданиям мифических героев по морям, полным фантастических чудовищ, четкий, продуманный маршрут обхода земли по берегам хорошо известных грекам морей.

Не меньшими были заслуги Гелланика Лесбосского (середина V в. до н. э.). В мифографических сочинениях " Девкалиония", " Атлантида" и других Гелланик охватил мифологию Балканского и Малоазийского полуостровов и островов Эгейского моря, а также их северных и южных соседей, изложив мифы в системе, учитывающей хронологию и место действия сказаний. Другие ранние историки ввели в изложение мифов предания своих городов - Афин, Аргоса, Лампсака, Самоса. К несчастью, от всего этого богатства сохранились незначительные фрагменты, и мы не всегда в состоянии определить, какое влияние оказали труды первых историков на последующую литературу.

Полностью сохранился труд Геродота из Галикарнасса, историка, жившего в эпоху греко-персидских войн. В " Историю" Геродота вошло множество мифов, как греческих, так и негреческих. Он испытывает к ним больше доверия, чем его предшественники, особенно Гекатей и Гелланик, и не берется выявлять, что в них выдумка, а что соответствует истине. Но немалой заслугой Геродота является выяснение вклада в греческую религию и мифологию " варваров" (как называли эллины всех негреков) - пеласгов, египтян, финикийцев.

На протяжении всего V - начала IV вв. до н. э. греческие мифы становятся материалом для произведений греческих драматургов, использующих мифологические сюжеты для постановки актуальных политических, философских и моральных проблем. Метрополией драматургии становятся Афины, сыгравшие главную роль в победе над персами и освобождении от их владычества малоазийских городов и островных центров. Великие афинские трагики Эсхил, Софокл и Еврипид обрабатывают сюжеты не только афинской, но и беотийской, аргосской, малоазийской мифологии, поворачивая их таким образом, что Афинам уже в глубокой древности приписывается выдающаяся роль в жизни греческого мира. Афинская мифология не давала материала для такого выгодного Афинам ракурса. Внося поправку на афинскую " модернизацию" мифов, современные исследователи извлекают из афинских трагедий ценную информацию.

Для эллинистической эпохи (III - I вв. до н. э.), с присущей ей страстью к научной (или псевдонаучной) систематизации и универсальным подходом к прошлому, характерно появление множества изложений мифов по тематическому и географическому принципам. В начале II в. до н. э. афинский грамматик Аполлодор создал обширное сочинение " О богах" (оно не сохранилось) и " Библиотеку", дошедшую до нас в виде сокращенного изложения I в. н. э. Здесь дается краткая сводка всей греческой мифологии.

Эллинистические мифографы выделили мифы, относящиеся к превращениям героев и героинь в животных, растения, камни. Вслед за ними эту тему разработал римский поэт конца I в. до н. э.- I в. н. э. Овидий в " Метаморфозах" (" Превращениях") - сокровищнице греческой мифологии. Другая заинтересовавшая эллинистических авторов тема - любовные приключения богов и героев. До нас дошло сочинение Парфения из Никеи " Любовные страдания", оказавшее влияние на римских поэтов, особенно Овидия, обратившегося к этим сюжетам в " Героинях".

Научные интересы эллинистических авторов отразились на изучении ими мифов о небесных явлениях, звездах и созвездиях под углом зрения современной им астрономии. Расширение географического кругозора в эпоху, последовавшую за завоеваниями Александра Македонского, сделало возможным появление обширной поэмы Аполлония Родосского " Аргонавтика", где древний миф об аргонавтах наложен на современную поэту географическую и этническую карту берегов Малой Азии и Кавказа.

В эту же эпоху находит продолжение линия Гекатея и Гелланика по рационализации мифов. В начале III в. до н. э. сицилиец Эвгемер в своем описании затерянного в океане фантастического острова выдвинул идею, будто боги были первоначально справедливыми царями и полководцами, обожествленными за великие деяния. Линию Эвгемера продолжил его современник и последователь Палефат в сочинении " Невероятные события", от которого сохранилось краткое резюме, а также некий Гераклит (тезка знаменитого философа), написавший трактат " О недостоверности мифов". Определенное влияние оказал Эвгемер и на Диодора (I в. до н. э.), автора " Исторической библиотеки". В четвертой книге своего огромного труда Диодор разбирает предания о деяниях Геракла, видя его заслуги в том, что он совершенствовал своими трудами обитаемую землю, избавляя ее от чудовищ и свирепых хищников. В изображении Диодора Геракл не прислужник ничтожного, коварного Эврисфея, вынужденный удовлетворять его прихоти, а подлинный культурный герой, действующий исходя из собственных убеждений.

Падение эллинистических царств и союзов городов в результате римского завоевания не привело к упадку интереса к греческим мифам, а в известной мере его стимулировало, поскольку новые владыки мира пожелали возвести свое происхождение к троянцу Энею, провозгласив Рим второй Троей, подобно тому, как впоследствии появился " второй" и даже " третий" Рим. Вергилий и другие римские поэты, воспевавшие величие Рима и созданной им империи, разрабатывали фиктивную тему странствий Энея, касаясь попутно и переселений других героев - микенских, критских, троянских.

В римскую эпоху осуществляется исключительно важная для понимания греческих мифов запись местных сказаний, сравнимая с деятельностью современных фольклористов. Часть сказаний дошла в записи греческого географа начала империи Страбона. Но в наиболее полном виде местные предания сохранились в произведении греческого путешественника II в. н. э. Павсания. В его труде " Описание Эллады" сохранена мифологическая традиция Аттики, Коринфа, Сикиона, Лаконики, Мессении, Элиды, Аркадии, Беотии, Фокиды.

Среди римских мифографов, писавших на латинском языке, наиболее известен грамматик II в. н. э. Гигин, под именем которого до нас дошли " Поэтическая астрономия", дающая вслед за эллинистическими поэтами мифологическую карту звездного неба, и " Сказания", произведение, содержащее версии мифов, подчас значительно отличающиеся от широко распространенных. Их источник, как установлено, - недошедшие трагедии Софокла и Еврипида.

Ученый энциклопедической образованности Иоанн Цец, живший в ХII в., оставил обстоятельнейшие комментарии к " Илиаде" и " Одиссее", по объему значительно превышающие и обе эти поэмы, и все те комментарии, которые сохранились от эллинистического времени.

Краткий обзор античной художественной, исторической и мифографической литературы может показать внимательному читателю, что находящиеся в нашем распоряжении источники мифов являются одновременно их художественными или научными интерпретациями, выдвигавшимися на протяжении двух тысячелетий. Выделить из этих оценочных описаний древнюю основу мифа столь же сложно, как отделить от соленой влаги морей пресную воду втекающих в них рек.

Колоссален изобразительный фонд греческой мифологии. Это культовые статуи и статуэтки, служащие приношениями (вотивами), мифологические сцены, воспроизведенные на фризах и фронтонах храмов, сосудах, погребальных стелах, мозаиках, фресках, зеркалах, резных камнях (геммах), монетах и множестве предметов художественного ремесла. Мифология на протяжении многовековой истории античного мира давала искусству идеи, темы, образы, независимо от того, верили или не верили в богов, примитивным или развитым было общество. Разумеется, художники, скульпторы, граверы, создававшие произведения на мифологические темы, испытывали влияние классических мифологических текстов. Но в том случае, если они создавали не предметы античного " ширпотреба", а работали на храмы, на дворцы, общественные здания, на богатых заказчиков, то давали мифам свою трактовку. Они создавали великие творения, соперничавшие с литературными произведениями на мифологические темы. Отсюда возникает ряд сложных проблем при использовании произведений искусства как источника изучения мифов. Очень трудно сказать, объясняются ли расхождения между произведениями искусства на мифологические темы и литературными изложениями мифов фантазией художника, вольностью его подхода к своим задачам, недостаточной осведомленностью или пользованием недошедшим до нас вариантом мифа. В каждом отдельном случае современному искусствоведению приходится отвечать на эти вопросы. Ответы эти в свою очередь зависят от принадлежности исследователей к тем или иным школам, от их подготовки. Во всяком случае, иллюстрации в книгах по греческой мифологии, воспроизводящие древний памятник, это не картинки к тексту, а самостоятельный документ, требующий от автора не менее углубленного исследования, чем изложение мифов по литературным источникам.

 

Список литературы:

Брызгалина Е.В., Киселев В.Н., Шлейтере С.В. Обществознание: уч.-метод. пособие. - М: Издательсткий отдел УНЦ ДО, 2000.

. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание: - справочное пособие для абитуриентов.- изд.- М.: ТИД «Русское слово - РС», 2004.

. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М., 1989.

. Мелетский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций. «Теория мифа и историческая поэтика». М.: Российс. гос. гуман. ун-т. 2000.

. Найдыш В.М. Философия мифологии. - М.: Гардарики.

. Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. - СПб.: ООО Издательство «Золотой век», ООО Издательство «Веста», 2001.

. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002.

. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М., 1989.

. Топорков А.Л. Теория мифа в русской философской науке XIX в. - М.: Изд. «Индрик», 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.