Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим открытого моря и международного морского дна






Открытое море - это водная часть морских пространств, находящихся за пределами национальных юрисдикции. Это все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону (ИЭЗ), ни в тер­риториальное море. Это территория, на которую не распространя­ется юрисдикция прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. указывает, что открытое море свободно для использования всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция 1958 г. об открытом море закрепила перечень свобод открытого моря:

свобода судоходства;

свобода полетов;

свобода рыболовства;

свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

свобода возводить искусственные острова и другие установки;

свобода разведки и разработки естественных ресурсов;

свобода научных исследований (ст. 87).

В Женевской конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г. содер­жатся требования: свобода судоходства предполагает право всех государств на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море, чтобы между судном и флагом существовала реальная связь (государство флага должно эффективно осуществлять юрисдик­цию над судном). Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произвольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в дру­гом государстве.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавли­вают принцип исключительной юрисдикции флага в открытом море. Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

1) Право военных кораблей останавливать и осматривать в
открытом море суда других государств, подозреваемых в разрыве
или повреждении подводных кабелей и трубопроводов.

2) Военный корабль в открытом море вправе остановить судно
и произвести его осмотр, если есть основания подозревать его в за­нятии пиратством и работорговлей. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море.

3) Военный корабль вправе остановить и осмотреть судно,
если­ есть основания полагать, что это судно не имеет национальности либо в действительности имеет ту же национальность, что и
военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства
или судно вообще отказывается поднимать флаг.

4) Если у государства есть основания подозревать, что какое-
либо судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками, такое государство может обратиться с
просьбой к другому государству об оказании в открытом море помощи по пресечению преступной деятельности.

5) Если судно занимается несанкционированным телерадиовещанием, то лица, виновные в совершении этого преступления, могут быть привлечены к ответственности в судах различных государств.

Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования по горячим следам. Оно может быть начато, если иностранное судно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне, водах конти­нентального шельфа либо ИЭЗ прибрежного государства и продолжаться в открытом море. Прибреж­ное государство должно иметь достаточно оснований полагать, что иностранное судно нарушило его законы и правила.

Международный район морского дна (далее - Район) - это дно морей и океанов и его недра, находящиеся за пределами наци­ональной юрисдикции.

Ресурсы Района - это все твердые, жидкие и газообразные минеральные ресурсы. Деятельность в Районе означает разведку и разработку ресурсов всеми государствами на равных правах.

В соответствии с нормами международного права Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверен­ные права или осуществлять их в отношении какой-либо части Рай­она или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юри­дическое лицо не может присваивать какую бы то ни было его часть.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человече­ству, от имени которого действует Международный орган по морс­кому дну (далее - Орган). Орган является организацией, по­средством которой государства-участники Конвенции 1982 г. но мор­скому дну организуют и контролируют деятельность в Районе, осо­бенно в целях управления его ресурсами (ст. 157).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.