Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус внутренних и территориальных вод.






 

Внутренние морские воды - воды, расположенные между береговой линией и исходными линиями (точка наибольшего отлива), от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Это часть государственной тер­ритории, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства без каких-либо изъятий. К ним относятся:

1) акватории морских портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых и других гидротехнических сооружений;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же госу­дарства;

3) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат
одному и тому же государству до линии естественного входа в них,
если эта линия не превышает 24 морские мили;

4) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов, истори­
чески принадлежащие прибрежному государству в силу традиции.
Например, залив Петра Великого в Охотском море (Россия) -
ширина входа 102 морские мили; Гудзонов залив (Канада) -
50 морских миль и др.

Правовой режим внутренних вод устанавливается и регулиру­ется прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, граж­данскую и уголовную ответственность в отношении всех судов, пла­вающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства.

Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам. Невоенные суда свободно заходят в порты, объявленные открытыми. Военные корабли проходят во внутрен­ние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного государства. Без разрешения возможен заход во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств. Существует особый поря­док захода в воды судов с ядерными установками на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране чело­веческой жизни на море (1974 г.).

Все иностранные суда и их экипажи во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарно­му досмотру.

Освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможен­ных пошлин военные корабли (исключая перевозимый на них груз).

Прибрежное государство осуществляет уголовную юрисдикцию над торговыми и пассажирскими судами иностранных государств, однако воздерживается от осуществления уголовной юрисдикции в следующих случаях:

- если преступление не затрагивает интересов прибрежного
государства и не распространяется на его территорию;

— если преступление затрагивает интересы только членов
экипажа данного судна;

- если вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства;

- если дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Судебные органы прибрежного государства имеют право рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов; возможны арест и задержание иностранного судна. Капитан и экипаж судна могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства. Иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать установленным административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море.

Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. При нарушении законов прибрежного государства и норм международного права военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.

Территориальное море (территориальные воды)- это морской пояс, непосредственно примыкающий к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Отсчет ширины территориальных вод производится от «линии наибольшею отлива вдоль берега» (ст. 5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Отличие режима территориальных вод от внутренних - наличие права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Конвенция по морскому праву (1982 г.) государство самостоятельно определяет ширит своего территориального моря в пределах 12 морских миль: ФРГ - 3 морские мили, Норвегия - 4, Греция – 6.

Специфика правового режима территориальных вод 1) прибрежные государства распространяют на них свой суверенитет (ст. 2); 2) за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды; 3) чтобы обес­печить безопасность судоходства, защитить навигационные сред­ства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др., прибрежные государства издают соответствующие за­коны и правила; 4) прибрежные государства имеют право объяв­лять определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием ору­жия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с це­лью: 1) пересечь их, не заходя во внутренние воды; 2) пройти во внутренние воды; 3) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Мирный проход предполагает не нарушение мира, доброго порядка и безопасности прибрежного государства. Иностранные суда при этом должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, порто­вые, таможенные, санитарные, рыболовные и другие правила, ус­тановленные прибрежным государством. К нарушителям их могут применяться меры по пресечению нарушения или привлечение к ответственности.

Конвенция ООН по морскому праву дает прибрежному госу­дарству право на борту иностранного судна осуществлять вопросы юрисдикции следующим образом: 1) уголовную юрисдикцию на судне, где совершено преступление, связанное с нарушением су­ществующего порядка в стране или территориальных водах, если от капитана судна или дипломатического (консульского) предста­вителя последовало обращение к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27) и если необходимо пресечь незаконную тор­говлю наркотиками; 2) гражданскую юрисдикцию прибрежное го­сударство не может осуществить в отношении судна, проходящего через территориальные воды. Но может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении инос­транного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод.

Конвенция ООН 1982 г. распространяет право мирного прохо­да и на военные корабли. Порядок реализации этого права разнооб­разен: 1) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; 2) другие - лишь предварительного уведомления; 3) третьи - разрешать мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет международную ответственность.

Прибрежные государства не должны останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отноше­нии лиц, находящихся на его борту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.