Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение региональной безопасности.






Региональная система коллективной безопасности представлена соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и регионах. Ст. 52 Устава ООН допускает существование региональных соглашений при условии, что их существование соответствует целям и принципам ООН. Вместе с тем сфера их деятельности ограничена, так как они не правомочны принимать решения, затрагивающие интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным регионам или нескольким регионам, они решают только те вопросы, которые затрагивают интересы государств соответствующей группы.

СБ ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительные действия, но сами региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения СБ. Они могут принимать такие меры только для отражения нападения на одного из участников регион. системы кол. безопасности.

Другая важная задача региональной организации состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения.

В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух «мировых систем». Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО), ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского договора. (В 1991 году с распадом мировой системы социализма ОВД перестала существовать). По отношению друг к другу эти организации находились в состоянии «холодной войны».

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Договор бессрочный, но предусматривает возможности выхода из него любого участника по истечению 20-летнего срока и спустя год после заявления о денонсации договора.

В НАТО входят 28 государств, в том числе Польша, Турция, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Албания, Македония, Литва, Латвия и Эстония. Бюджет НАТО – 500 млрд. $. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе.

Цели НАТО:

• обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и прин­ципами Устава ООН;

• проведение совместных действий и осуществление всесто­роннего сотрудничества с целью укрепления безопасности государств-членов;

• обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на
основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства;

• объединение усилий государств-членов для коллективной
обороны и сохранения мира и безопасности;

• проведение консультаций союзников по любым вопросам, затрагивающим неизменно важные их интересы, включая события,
способные поставить под угрозу их безопасность и др.

Однако НАТО осуществляло агрессию против суверенной Югославии и Ирака, тем самым, нарушив Устав ООН и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Деятельность НАТО в настоящий период свидетельствует об агрессивной сущности данной организации.

Руководящие органы НАТО: Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

Военная структура НАТО: военные комитеты, Постоянный военный комитет, Международный военный штаб.

В апреле 1999 г. принята новая стратегическая концепция НАТО, в которой провозглашается «право» альянса на проведение военных операций за пределами территории стран—членов НАТО, причем в случае необходимости - без мандата ООН, Совета Безо­пасности. Эта агрессивная стратегия обосновывается тем, что будто бы «права человека» и «нормы демократии» являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

НАТО оформлено с нарушением условий Устава ООН в том, что в него вошли страны, расположенные в разных регионах. Ст. 5 Договора гласит «Нападение на одну из стран Альянса считается нападением на все государства – члены НАТО».

В 1994 была создана система Партнерства во имя мира, куда вошли члены НАТО и ОБСЕ, РБ присоединилась в 1996 г. В рамках данного форума обсуждаются совместные меры по усилению доверия, введение «прозрачности» в национальное оборонное планирование и расходы; контроля над вооруженными силами.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены СБСЕ (с 1995 – ОБСЕ). В Заключительном Акте 1975 г. содержится свод принципов сотрудничества государств, намечены конкретные меры в области разоружения, меры доверия в военной области. Особенность – в нем не предусмотрено применение принудительных мер. Особое внимание заслуживают решения, принятые на встречах глав государств и правительств в 1992г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште. Предусмотрены меры политического контроля над военными силами государств, разведывательными силами, силами внутренней безопасности. В марте 1995 г. подписан Пакт о стабильности в Европе.

Принципы ОБСЕ: 1) неделимость безопасности – любой очаг напряженности должен стать предметом озабоченности всех стран; 2) всеобъемлющий подход к безопасности – не только военно-политическая безопасность, но и экономическая, экологическая, гуманитарная (права человека); 3) принцип консенсуса, что означает право вета всех членов ОБСЕ (55), такое решение будет уважаться и исполняться всеми, и влиятельными странами и не очень.

С 1997 г. в РБ находилась контрольно-наблюдательная группа ОБСЕ (КНГ) с целью оказания содействия в развитии демократических институтов. У Правительства РБ были серьезные замечания по работе КНГ, в частности работа их сводилась исключительно к политическим вопросам, поэтому в начале 2002 г. КНГ прекратила свою работу, но в декабре 2002 г. был открыт Офис ОБСЕ, основными направлениями их деятельности стали экономика и экология.

Государства – участники СНГ взяли на себя обязанность проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве. В случае возникновения угрозы суверенитету и безопасности одного или нескольких государств государства приводят в действие механизм взаимных консультаций для принятия мер по ликвидации угрозы и в случае необходимости на основании решения глав государств СНГ применяют вооруженные силы для индивидуальной или коллективной самообороны согласно ст. 51 Устава ООН. Все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества регулируются специальными соглашениями, в частности Договор о коллективной безопасности 1992 г. Государства могут проводить миротворческие операции с согласия конфликтующих сторон, группы по поддержанию мира комплектуются на добровольной основе государствами – членами СНГ, за исключением конфликтующих сторон, об этом незамедлительно информировать СБ ООН и Совет ОБСЕ (министры иностранных дел).

На основании Договора 1992 г. была учреждена Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), 7 октября 2002 г. подписан Устав ОДКБ (Для РБ вступил в силу 18.09.03.). Членами являются Армения, Кыргызская Рес., Беларусь, Рос. Федерация, Казахстан, Таджикистан, в 2006 г. восстановил свое членство Узбекистан.

Цели – укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости. Могут создаваться региональные группировки войск, органы управления ими, подготовка военных кадров, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, транснациональной преступностью, нелегальной миграцией.

Органы: Совет коллективной безопасности (главы государств), Совет министров иностр дел, Совет мин обороны, Комитет секретарей советов безопасности. Секретариат в Москве. Открытая организация, принимает Совет, оговорки в Устав не допускаются, свобода выхода.

В 2001 г. создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Членами ШОС являются: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Цели: совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; создание справедливого и рационального международного политического и экономического порядка; укрепление взаимного доверия; сотрудничество в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной областях, образование транспорт, защита окружающей среды. Вопросы безопасности являются одним из основных направлений деятельности ШОС. На одной из встреч лидеров стран ШОС удалось убедить Узбекистан отказаться от размещения на их территории американских военных баз. В рамках организации проводятся совместные антитеррористические командно-штабные учения. Во внешних отношениях страны придерживаются принципа не союзничества и не направленности против кого-либо. Однако сегодня западные журналисты и политики говорят, что блок ШОС мощнее НАТО и ШОС называют реальной альтернативой НАТО, так как страны ШОС могут взять на себя ответственность за стабильность в Центральной Азии, а это более 3 млрд. граждан, товарооборот в ШОС – 28 млрд. $, что несравнимо больше, чем в ЕС. Статус наблюдателей имеют: Беларусь (с 2015 г.), Монголия, Индия, Пакистан, Иран, что в случае вступления их в ШОС придаст организации новые геополитические очертания.

14. 4. Разоружение

Разоружениеэто комплекс совместных мер и действий государств, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны, снижение уровня военного противостояния.

Основные подходы к проблеме вооружения сформулированы в Уставе ООН, который уполномочивает Генеральную Ассамблею рассматривать любые принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в том числе и принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Для достижения этих целей учреждена Конференция по разоружению (состоит из 61 государства) и функционирует Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН.

Совет Безопасности несет ответственность за формирование «планов создания системы регулирования разоружения при содействии Военно-штабного комитета.

Первым шагом на пути уменьшения угрозы ядерной войны явился Московский договор 1963 г. О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Договор об ограниче­нии подземных испытаний ядерного оружия 1977 г., О всеобщем прекращении ядерных испытаний 1996 г., который закрепляет обяза­тельство государств не производить любых ядерных взрывов. И 1968 г. государства подписали Договор о нераспространении ядер­ного оружия (187 государств), который обязывает ядерные государства не передавать ядерное оружие, а неядерным государствам воздерживаться от производства или приобретения такого оружия. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967и др.

Однако проблема нераспространения ядерного оружия явля­ется достаточно острой ввиду того, что ряд государств, например Аргентина, Бельгия, Италия, Испания, Германия, Бразилия, Япония, Швеция, Израиль, Тайвань, обладают достаточ­ным научно-техническим уровнем для создания ядерного оружия.

Превентивной мерой ядерного разоружения является созда­ние безъядерных зон. К ним относятся Антарктика (Договор об Антарктике 1959 г. устанавливает режим полной демилитаризации); морское дно (Договор о не размещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничто­жения 1971 г.) и др.

Процесс разоружения неразрывно связан с ограничением и сокращением стратегических наступательных вооружений. Этой цели служат договоры между СССР и США, США и Россией, например Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972.

Важным направлением разоруженческой деятельности явля­ется запрещение других видов оружия массового уничтожения. Этой цели служит Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении 1972 г. С января 1993 г. открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Необходимым элементом разоружения является международный контроль, представляющий собой совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализ полученных данных.

Механизм контроля включает:

национальные технические средства контроля (космические, электронные, сейсмические и другие системы проверки);

обмен информацией по запросам или на регулярной основе консультации при возникновении неясных ситуаций;

создание органов для консультаций или подготовки экспертных заключений по вопросам, возникающим в ходе выполнения соглашений;

процедура подачи жалоб в Совет Безопасности ООН в случае нарушения государствами своих обязательств;

периодические конференции участников соглашений для рассмотрения хода их выполнения;

различные виды инспекций: 1) инспекция международной организации (например, Международное агентство по атомной энергии); 2) инспекция, осуществляемая самими государствами учас­тниками договора, но под наблюдением международного органа; 3) взаимная инспекция, осуществляемая государствами участниками (например, Договор об Антарктиде 1959 г.).

В контроле над разоружением играют важную роль меры укрепления доверия - это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного.

К мерам укрепления доверия в военной области относятся:

отказ от расширения существующих и создания новых военно-по­ли­ти­ческих группировок; установление сотрудничества между экономическими со­­юзами; распространение института уведомления и других мер доверия на военно-морскую деятельность; ограничение или прекращение международной торговли оружием; создание зон мира и доверия в раз­лич­ных районах земного ша­­ра (Дальний Восток, Индийский океан, Средиземное море.); реа­лизация плана «открытого неба» — обеспечение возмож­ности осуще­ствле­ния государствами-участниками на взаимной
и рав­­ноправ­ной основе полетов невооруженных самолетов над тер­риториями дру­гих государств-участников, режима для наблюдения
за военной деятельностью иностранного государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.