Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломатические привилегии и иммунитеты






 

Дипломатические привилегии и иммунитеты - особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатичес­ким представительствам в государствах пребывания для эф­фективного выполнения возложенных на них полномочий.

Иммунитет (от лат. immunitus — освобождение, избавление от чего-либо) — это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Приви­легии — это льготы, преимущества, которые рядовым инос­транцам не предоставляются.

Государство, предоставляя инос­транным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их " абсолютно свободными" в выполне­нии порученной миссии.

Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических ин­ститутов с учетом традиций и обычаев, существующих в раз­личных странах. Известно, что священные законы Древней Индии (" Законы Ману") запрещали под страхом смерти подни­мать руку на посла, так как " послы, в силу своей миссии, от ко­торой зависят мир и война, находились под божественным пок­ровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению". В Древней Греции и Древ­нем Риме личность посла считалась священной и неприкосно­венной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого " права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право. " Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами", — так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.

В наше время привилегии и иммунитеты, которыми поль­зуются дипломатические представительства, их главы и сот­рудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В неко­торых из них Венская конвенция вошла в национальные зако­нодательства, а многие страны приняли специальные законы.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями облада­ет:

1) дипломатический персонал: главы дипломатических пред­ставительств (послы, поверенные в делах, временные поверен­ные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные ат­таше (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.;

2) административно-технический персонал и члены их семьи пользуются аналогичным иммунитетом, что и дипломатический персонал, за исключением того, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на служебные функции административно-технического персонала.

3) обслуживающий персонал и частные домашние работники пользуются иммунитетом при исполнении служебных функций, если не являются гражданами страны пребывания.

Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государ­ственного протокола МИДа выдает дипломатические карточ­ки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатичес­кий паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

В Венской кон­венции отсутствует, к сожалению, положение, которое обязы­вало бы все страны-участницы выдавать документы иностранным дипломатам в строго фиксированный срок. Тем не менее в международной практике этот вопрос решается на двусторон­ней основе путем заключения соответствующего соглашения.

В некоторых странах в дипломатических паспортах не ука­зывается дипломатический ранг работника, а присутствует за­пись: " дипломат" (Гана, Заир, Замбия, Индия, Камерун и др.), «сотрудник иностранной службы" (Нигерия, Сингапур и др.), " правительственный служащий" (Бангладеш, Пакистан и др.). В Великобритании нет дипломатических паспортов как тако­вых. В документах английских дипломатов имеется лишь за­пись: " Сотрудник дипломатической службы Ее Величества". В США дипломатам выдаются дипломатические паспорта, где делается запись о том, что их владельцы находятся за грани­цей по назначению Государственного департамента. В этих и подобных случаях посольства, направляя в МИД Республики Беларусь ноты с запросом о выдаче дипломатической карточки и препровождающие паспорта новых сотрудников, указывают ранги (должности), а иногда и место сотрудника в списках дип­ломатического актива посольств.

При рассмотрении вопросов регистрации паспортов и выда­чи документов представителям административно-техническо­го и обслуживающего персонала посольств не требуется рас­шифровка специальности каждого из них. Такой категории иностранцев Протокольный отдел МИДа выдает служебные удостоверения, предоставляя им определенный объем иммуни­тетов и привилегий. Частные домашние работники в семьях дипломатов (например, личный секретарь, личный врач, прислуга и т.д.) регистрируют документы в органах мили­ции, пользуются правами и несут обязанности в соответ­ствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 января 1996 г. " Об утверждении правил пребы­вания иностранных граждан и лиц без гражданства в Респуб­лике Беларусь".

Конвенция 1961 г. предоставляет представи­тельствам несколько привилегий: т аможенные привилегии в соответствии со ст. 36 разрешают государству пребывания вво­зить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначен­ные для официального использования в представительстве; право свободного передвижения на территории страны пребывания; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях пред­ставительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения (ст. 29); могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Венская конвенция устанавливает две категории и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому пред­ставительству как таковому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосно­венность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия гла­вы представительства. Под помещением представительства по­нимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. При этом не имеет значения, являют­ся ли указанные здания или части их, включая относящиеся к ним земельные участки, собственностью аккредитующего го­сударства или арендуются.

Согласно Венской конвенции 1961 г., на государстве пребыва­ния лежит специальная обязанность принимать надлежащие ме­ры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокой­ствия работников посольства. Предметы обстановки и другое на­ходящееся в помещениях имущество, а также средства передви­жения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается так­же официальная корреспонденция представительства, а дипло­матическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством через дипломатических курьеров и с помощью закодированных или шифрованных депеш. Представительству разрешается уста­навливать и эксплуатировать с согласия государства пребыва­ния радиопередатчик.

В случае разрыва дипломатических отношений между госу­дарствами, окончательного или временного отзыва представи­тельства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения предста­вительства вместе с его имуществом и архивами.

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица или для предоставления ему убежища. Подобные действия противоре­чили бы суверенитету государства пребывания. Именно поэто­му в Венской конвенции 1961 г. записано: " помещения пред­ставительства не должны использоваться в целях, несовмести­мых с функциями представительства". Однако латиноамери­канские страны заключили между собой конвенции, позволяю­щие использовать помещения дипломатического представи­тельства для предоставления убежища. Однако применение этого положения на территории нелатиноамериканских госу­дарств были бы неправомерны.

В Венской конвенции подтверждена международная пра­ктика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслужива­ния (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) — так называе­мый фискальный иммунитет.

Ко второй категории относятся личные иммунитеты. Первым среди иммунитетов называется личная непри­косновенность дипломатических представителей. В Конвенции указано, что дипломатический агент (то есть глава представи­тельства и члены дипломатического персонала) " не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме", а госу­дарство пребывания обязано " относиться к нему с должным ува­жением и принимать все надлежащие меры для предупрежде­ния каких-либо посягательств на его личность, свободу или дос­тоинство".

Частная резиденция дипломата пользуется той же непри­косновенностью и защитой, что и помещения представительс­тва. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имущес­тву и средствам передвижения.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрис­дикции государства пребывания. Если в следственные и судеб­ные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела дол­жны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назна­чения.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от граждан­ской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных ис­ков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; 2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное ли­цо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осущес­твляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свиде­телей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они поль­зуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. Все претензии к дипломату предъявляются через министерство иностранных дел, которое может направить их и соответствующее посольство с просьбой принять меры к возмещению причиненного ущерба.

В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (личных и имущественных, государственных, район­ных и муниципальных), за исключением косвенных налогов; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимо­го имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от иных трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Таможенные привилегии обеспечивают главе представи­тельства и дипломатическим работникам право беспошлинно­го ввоза предметов, предназначенных для личного пользова­ния, и освобождение их багажа от таможенного досмотра с той, однако, оговоркой, что нет оснований для подозрения о нали­чии в багаже предметов, не дозволенных к провозу. Эта оговорка имеет важное значение, поскольку направлена против злоу­потребления данной привилегией.

Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дип­ломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования мо­жет привести к объявлению дипломата " персоной нон грата" и выдворению его из страны.

На членов семей главы дипломатического представительс­ким и дипломатического персонала также распространяются перечисленные выше привилегии и иммунитеты: право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность резиденции и имущества, иммунитет от местной юрисдикции, освобожде­ние от налогов, от личных повинностей и от таможенных пошлин и таможенного досмотра. При этом международное и внутригосударственное право требуют строгого соблюдения членами семьи законов страны пребывания. В случае войны государство пребывание должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда лицам, имеющим иммунитет.

Привилегии и иммунитет предоставляются дипломатам и третьими государствами, через которые они следуют к месту назначения и обратно.

 

5. Консульский учреждения: понятие, виды, порядок создания, функции.

 

Консульское учреждение – это постоянный зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый по взаимному согласию аккредитующего государства со страной пребывания с целью защиты интересов своих граждан и юридических лиц, а также содействия развитию экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества.

Консульские учреждения имеют существенные отличия от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульс­кий округ - часть территории госу­дарства пребывания, в пределах которой консульское должност­ное лицо выполняет консульские функции. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с сог­ласия государства пребывания. Многие двусторонние консульские конвенции предусмат­ривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях (авария воздушного, морского судна).

Консул (лат. consul) — должностное лицо государства, наз­наченное в какой-либо район (округ) другого государства с опре­деленно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан.

Консул не должен нарушать местный правопоря­док, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется по­сольством представляемого государства.

Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.

Штатные консулы — это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Они не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью (частнопредпринимательской и т.п.), кроме исполнения консульских обязанностей.

Нештатные консулы — это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания — видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы.

Поскольку консульская деятельность нештатных консулов основывается не на служебных, а скорее на почетных условиях их принято называть почетными консулами. В силу указанных выше обстоятельств они имеют право наряду со своими консульскими обязанностями заниматься торговлей или другими ми частного предпринимательства. В международной практике установилось правило, согласно которому нештатные консулы, осуществляя консульскую деятельность в пользу представляемого государства, должны подчиняться указаниям ближайшего штатного консула этого государства. В целях беспрепятственного выполнения своих служебных функций нештатные консулы пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и штатные, правда, личной неприкосновенностью они пользуй­ся лишь при исполнении консульских функций.

Главы консульских учреждений, согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., подразделяются на четыре класса:

- генеральные консулы;

- консулы;

- вице-консулы;

- консульские агенты.

Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения.

Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

- генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах

- консульство;

- вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого штатное должностное лицо, подчиненное консулу;

- консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.

Консульская деятельность осуществляется также консульс­кими отделами посольств. Заведующий отделом именуется " генеральный консул" или " консул". При отсутствии отдель­ных консульств своей страны деятельность такого консульско­го должностного лица распространяется на всю территорию го­сударства пребывания. В других случаях его деятельность ог­раничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно за­ведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны го­сударства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Яв­ляясь сотрудником дипломатического представительства, та­кой " отдельский" консул сохраняет свой дипломатический статус, т.е. пользуется дипломатическим иммунитетом и при­вилегиями без каких-либо исключений.

В Республике Беларусь Консульский устав утвержден указом Президента № 82 от 19 февраля 1996 г. В нем определены задачи и организация консульских учреждений, порядок наз­начения консула, дана характеристика выполняемых им функ­ций. В соответствии с уставом к консульским учреждениям республики относятся: консульские отделы дипломатических представительств Беларуси, генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства, консульское управление Ми­нистерства иностранных дел РБ, консульские пункты (напри­мер, в аэропорту " Минск-2").

Консульские учреждения подчинены МИДу РБ. Общее руководство работой консульств за рубежом осуществляет гла­ва дипломатического представительства Республики Беларусь в стране пребывания. В своей деятельности консульства ру­ководствуются Консульским уставом РБ, Положением о почетном консуле РБ (приказ Министра иностранных дел 1999 г.), законодательством РБ и законодательством государства пребывания, междуна­родными договорами Республики Беларусь, общепризнанны­ми принципами международного права, международными и национальными обычаями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.