Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЖАР-ЦВЕТ




 

Свети-цвет, Перунов цвет, Царь-цвет, Жарье цветенье – по-разному называют этот волшебный «цветок» в народе. Говорят, что такой Цвет явно, видимо для всех проявляется – «распускается», светится, расцветает – в нашем мире в определённое время и на малый срок один раз в году. Жар-цвет есть у каждого растения: это Жарье тело, свет (аура) любого цветка, травы, дерева. Если человек сможет овладеть этим светом – то есть сможет взять («испить») силу растения, соединив со своей жизненной силой, со своим собственным светом, – он по лучит большое могущество и волшебные способ ности. В народе говорят, что такое свеченье цветов и трав связано со светом звёзд.

У одних растений Жар-цвет появляется в Купальские ночи – на летнее солнцестояние, у других – в самой середине лета, у третьих – в августовские грозовые дни. В русских народных сказках наиболее известен Жар-цвет папоротника и постоянно светящийся, чудесный и божественный Аленький цветочек.

В сказках многих народов Жар-цвет описан, как волшебный цветок – образ молнии и Небесного света. Говорят, что когда он появляется, ночь бывает яснее дня, а бутон его раскрывается с треском и распускается золотым или алым цветом, настолько ярким, что глаза слепит. Такой искрящийся Жар-цвет охраняет сам Пе рун – владыка грозы и грома. Многим людям хочется завладеть Перуновым цветом, так как он приносит счастье, удачу, владение тайными знаниями о Природе и всём мироздании. Но сорвать его трудно, а иногда – и страшно – нечистая сила (нави), охраняя его, пугает и путает человека: вызы вает видения, гром и молнию, наводит безпробудный сон, колеблет землю под ногами. Всё это для того, чтобы волшебный «цветок» не попал к случайному и слабому чело веку, – тогда бед не оберёшься. Даже держа в руке Жар-цвет, стоит усомниться в этом или испугаться чего-то – как он исчезнет!.. Только смелый и чистый душой человек может владеть Жар-цветом растений и управлять таким даром. Его часто видят дети, радуются ему, рисуют его.

В древних травниках – «Зелейниках» – описывается множество волшебных трав «цветущих огнём»: у одних Жар-цвет пылает непод­вижным, стойким и сильным пламенем, у других имеет вид молнии, у третьих – подобен огню призрачному, лёгкому, летучему. Сами названия этих трав заво раживают: Тирлич-трава, Царь-трава, Одолень-трава, Сон-трава, Перелёт-трава – и многие, многие другие, чьи таинственные названия дожили в сказках и народных заговорах до наших дней. «Цветок нетленный, цвет мой милый», - писал о таких «цветах Ивановой ночи» поэт В. Ходасевич.

 

 

«Лишь когда солнце и роса упадёт на землю, соберутся в путь тра вознаи – за целебными кореньями и волшебными травами. На Купалу показывается людям Разрыв-трава, что помогает людям открывать клады. В тихих заводях распускается Одолень-трава – белая кув шинка. Её берут с собой в дальние дороги, чтобы оберегала от бед и напастей. Но больше всего хотят найти люди Жар-цвет папоротника. Одним он представляется бархатно-алым, как пляшущий в углях огонь, другим – таинственно синим. А третьи говорят, что в лунном свете раскрываются серебристо-белые лепестки… Никто его сам не видел, только слышали все от бабушек красивую сказку. Будто один раз в году можно встретить этот Цветок, тогда и найдёт тебя счастли вая доля».



(«Цветок папоротника» В. Липский, И. Сергеев)

 

«Когда цветёт этот таинственный Цветок, ночь бывает яснее дня и море колышется. Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаз не в состоянии выносить чудного блеска; пока­зывается этот Цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…».

(«Энциклопедия русских преданий»)

 

«Взяла она из кувшина золочёного любимый Цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды и громче зашумели ключи родниковые, и нашла она то место высокое, пригорок муравча тый, на котором сорвал честной купец Цветочек аленький, краше ко­торого нет на белом свете. И вынула она тот Аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.



Подивилася она такому чуду чудному, диву дивному, порадовалась своему Цветочку аленькому, заветному, и пошла назад в палаты свои дворцовые».

(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

 

«Вот и вздумал этот холоп на Ивана Купалу, в самую ночь, сходить в лес, сорвать папоротник, чтобы клад достать. Дождался он этой ночи, уложил барина спать и в одиннадцать часов пошёл в лес.

Входит в лес. Раздался тут свист, шум, гам, хохот. Жутко стало, но он всё ничего: хоть и жутко, а идёт…

И тут увидел: растёт вдали цветок, сияет – точно на стебельке в огне уголёк лёжит. Обрадовался холоп, бегом к цветку побежал, а черти ну его останавливать: кто за полу дёрнет, кто дорогу загородит, кто под ноги подкатится, чтоб он упал. Уже почти добежал холоп до цветка, но тут не вытерпел да как ругнёт чертей: «Отойдите, - говорит, - вы от меня проклятые!».

Не успел выговорить, его назад отбросило. Делать нечего, поднялся, опять пошёл, видит: на прежнем месте блестит цветок…».

(«Ночь на Ивана Купалу», русская народная сказка)

 

КИКИМОРА

 

Женский ночной служебный дух, маленькая женщина-невидимка. В одних сказках – это лесное существо, иногда доброе и мудрое, иногда вредное и вздорное. В других сказках – это домоседливая, трудолюбивая, молчаливая домашняя помощница, оберегающая дом, хозяйство, семью. Иногда – жена Домового. Имеет переменчивый женский характер. По молодости – это существо проказливое, озор ное, безпокоящее всех ночью в доме (или в лесу), не дающее спать, если легли без молитвы или оставили в доме безпорядок. Не любит неряшливых, шумных женщин и капризных детей. Часто Кикимора враждебно от носится к мужчинам, которые не ладят с женщинами в доме.

На Се вере Кикимору любят, там у людей и у неё – более спокойный нрав. В северных сказках она ничего дурного не делает; её приглашают как почётную гостью на все пиры. Ки кимора – родная сестра Полудницы, дневного полевого служебного духа. Она внучка самой Макоши – богини женского счастья и семейного благополучия. Кикимора, обычно, замечательная пряха. Любит прясть и мыть посуду, часто делает это по ночам, помо гая добросовестной хозяйке. А если та ленива и бросает кудель где попало, то будет прясть с таким шумом, что никому не даст спать. Оставленную на ночь грязную посуду будет переставлять (или мыть) с грохотом, может что-нибудь уронить или разбить. Иногда Кикимора может вредить домашним животным и курам, если они ей докучают или имеют дурной нрав, или если она не в ладах с Дворовым. Тогда хозяевам надо их помирить, иначе покоя не будет; если не могут сами – им надо обратиться за помощью к Домовому, которого она слушается безпрекословно (даже если ворчит на него).

Обычно Кикиморы невидимы, но при этом могут запросто разговаривать с хозяевами, общаться с их гостями, ехидничать тонким голоском. Даже помогают советами, оберегая дом и хозяйство, так как обладают многими спо собностями: предчувствуют беду в доме, болезнь хозяев, им открыты по мыслы «худых» (то есть плохих) гостей и прочее. Славяне в глубокой древности называли Кикиморой ночное божество сонных мечтаний. Слово «кикимора» – древнерусское; оно состоит из двух слов: «кикать» (стонать, плакать, кликать, кричать или звать тонким голосом) и «мора» (наваждение, сон, призрак). У неё люди просили защиты на время сна и благословение на хорошие сновидения. Неже ланным гостям и сегодня в доме с Кикиморой всегда спится безпокойно, она старается их выпроводить и насылает плохие сны.

 

Есть Кикиморы лесные – если они молоды, то озорливы, общительны и очень подвижны (ещё их называют «зелёными кикиморами»); если стары (этих иногда называют «седыми кикиморами») – то могут быть сварливы и молчаливы, не любят шума и чужаков в лесу, прячутся поглубже в чащу. Но могут помочь людям в беде, если те их об этом хорошо просят, или дать им совет и ответ на заданный правильно вопрос.

Есть Кикимора болотная – страшно худая, в рваной одежде жен щина, с кожей болотно-зелёного оттенка. Она может прикидываться красивой девушкой с длинными распущенными волосами, и часами кружить прохожего по болоту, замани вая его в трясину. Часто прикидывается сухим деревом, поросшим зе лёным мхом. У неё вредный, плохой характер, ей нельзя доверять. Способна насылать неодолимый и безпробудный сон на людей, которые шумят на болоте или решили устроиться на ночлег без договора с Болотником. После такого сна не всякий человек проснётся – Кикимора болотная может во сне забирать у него жизненную силу. Она враждебно на строена к любому существу, которое её безпокоит и нарушает тишину болота. Спорит даже с самим Болотником, хозяином её мест обитания. Её следует остерегаться, но не бояться. Если вы сомневаетесь, кто перед вами, то задайте вопрос: «Как твоё имя?». Обычно, Кикимора болотная после этого исчезает, так как человек, узнавший её имя, получает над ней полную власть. А обмануть и назвать другое имя она не может – таков наказ самой Макоши, чьей внучкой она является. Есть у Кикиморы-болотницы и свои обязанности, и свои привязанности: нежно лелеет она все травки, мхи и ягоды болотные, хранит обитателей земноводных и птичьи гнёзда на кочках. Редкий человек может водить с ней дружбу. Бабушки-ворожеи да старики-травознаи могут удосужиться её внимания и даже помощи, если знают законы жизни болотного мира, умеют говорить мало или обходятся вовсе без слов. А молодым и шумным людям она редко доверяет.

 

 

«Неслышно из зарослей выполз ещё кто-то, неразличимый в тем ноте, зашуршал, завздыхал по-старушечьи.

«Кто это с тобой?».

«Да Кикимора это», – ответил кот, вытянув шею, надкусил острыми зу бами цветок и заурчал довольно. Егор приподнялся на лок тях. Всё равно его обнаружили, и скрываться было безполезно.

«За бавно, – сказал он, – ну, покажись, Кикимора, покажись. Какая хоть ты?» Он протянул руку по направлению к неясной тени и тут же по лучил крепкий щелчок по лбу.

«Не приставай к ней, – посоветовал Курдыш, – она любопытных всегда щёлкает. Хочешь, она тебя поще кочет?..»

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Мама пряла. Они с отцом спали на кровати, а мы на подстилке – все ребятишки. Так вот, мы спали, я приоткрыла глаза, вижу: идёт маленькая бабка в сарафане и рубахе, в платочке. Подходит, берёт прялку и начинает прясть, потом пошла».

«Поженились мы с мужем недавно и в новый дом пошли. Только зашли, тут вышла баба и на меня глядит, маленькая такая бабочка. Руки в боки упёрла, глаза выпучила и не мигает. Я испужалась-то, стою, за мужнин рукав схватилась. Говорю ему: «Гляди, гляди! Что это баба на меня смотрит?». А она исчезла…»

«Есть, говорят, суседиха-то. На пряслице она прядёт. Было раз у меня. Я пряслицу, не перекрестясь, поставила. Она села и прядёт, а веретёшко так выговаривает: «жар-р, жар-р». Страшная (то есть – ху дая) она».

(«Былички и бывальщины»)

 

«…и Кикимора тоже в голбце да в подполье, и на подволоке, и под подволокой. «А какая она?». «Седая. Кикимора – тоже ходит везде, на седале кур ощипывает. Когда керкают курицы ночью – это Кики мора. А ежели пряхи оставят дело не благословясь – кудель прядёт, только шерготок стоит: «Шур-шур-шур…»

(«Бывальщина» Е.Честняков)

 

«По полу целыми ночами топала, посудой гремела, чашки и плошки била. И никакие знахари помочь не могли, потому что подса женную Кикимору вывести очень трудно. В конце концов, эти люди плюнули – и съехали к родне: может, думают, надоест Кикиморе оди ночество, да она сама сбежит?»

(«Про кошку и Кикимору», сказка)

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал