Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продуктивные классы глаголов






Класс Основа инфинитива Основа наст. вр. Примеры
I -а (-ать) -аj- работать – работаj-ут
II -е (-еть) -ej- толстеть – толстеj-ут
III -ова (-ева) + -ть -уj- торговать – торгуj-ут
IV -ну (ть) -н- толкнуть - толкну
V -и (ть) -ат/-ят любить – любят

 

Виноградов выделял до 17 непродуктивных классов.

К концу ХХ в. все настойчивее звучит мысль о единой глагольной основе. Основа настоящего вр. является результатом модификации основы инфинитива. Зализняк выделил 16 типов спряжения. Зализняк рассматривал основу инфинитива и основу 3-его лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Зализняк исходит из концепции единой глагольной основы.


Переходность/непереходность,

возвратность/невозвратность.

Переходные всегда невозвратные. Иногда объект при переходном глаголе может быть выражен сущ. в род.п. (пишем письмо).

Семантика непереходного глагола всегда маркирована. Характерна подчеркнутость, замкнутая деятельность, в сфере носителя признака.

1) Непереходный глагол абстрактно соотносится с переходным: купаться – купать, мыться – мыть.

2) Сопоставимые значения: грозиться – грозить

3) Интенсивность проявления действия: разбежаться – бежать, гордиться – гордый, скупиться – скупой

4) Без –ся не употребляется.

 

Значение возвратных глаголов соотносится со значением невозвратных переходных глаголов, от которого они образованы.

1) Собственно возвратное значение. Глаголы конкретного физического действия (обуваться, причесываться).

2) Общевозвратное: действие или состояние, которое происходит в самом субъекте (я обрадовался). Внедрение другого состояния, перемена в субъекте (беспокоиться, сердиться, удивляться). Внешние физические изменения производства действия: купаться.

3) Глагол взаимозвратен = ‘друг в друге’. Глаголы обозначают действие, происходящее между двумя или несколькими лицами (студенты шепчутся). Тв.п. с предлогом (девочка шепчется с подругой; встречаться, ругаться, переписываться).

4) С косвенно-возвратным значением, совершается в интересах себя (брат строится)

5) Активно-безобъектное действие (собака кусается, крапива колется)

6) Косвенно-качественное действие, т.е. действие производится кем-то (костюм шьется).

7) Примеры безличных глаголов: Сегодня мне не пишется


Категория залога.

МК глагола подразделяются на 2 группы: непредикативные и предикативные. Непредикативные – категории вида и залога; предикативные – категории времени, лица и числа. Предикативные категории называются так, потому что принимают участие в выражении предикативности – основной синтаксической функции в предложении.

Категория залога представляет собой категорию, которая связана из морфологией, и с синтаксисом. Категория сложная, во многом противоречивая, и в лингвистике существует большое количество теорий залога, которые свидетельствуют о различных аспектах понимания залога. Любая МК имеет содержание и выражение. Содержание залога понимается по-разному, поэтому выделяется разное количество глагола.

Основы учения о залогах заложены грамматистами XVIII-XIX вв.. Эти основы связаны с именами крупнейших ученых – Ломоносов, Востоков, Буслаев, Памский. Первые русские грамматики отражали греко-латинские традиции в рассмотрении залогов.

У исследователей не было однозначного понимания содержания залога. Оно рассматривалось с разных позиций: учитывалась переходность/непереходность, способность/неспособность употребляться с постфиксом –ся. Ломоносов выделял 6 залогов: действительный, страдательный, возвратный, взаимный, средний, общий. Памский выделял 3 залога: действительный, страдательный и средний. Разное количество залогов и в современных работах.

Теория залога окончательно не сложилась, и это объясняется разными факторами. Во-первых, категория залога привнесена извне: она навеяна греческими и латинскими грамматиками. Система РЯ отлична от греческого и латинского, и с одной меркой к категории залога нельзя подойти в разных языках. Во-вторых, современные западноевропейских языках глаголы ближе к греческим и латинским, чем русский: там глаголы спрягаются и в активе, и в пассиве. В-третьих, категория залога в РЯ не имеет последовательного морфологического выражения.

О.Б. Сиротинина полагает, что в РЯ категория залога связана с синтаксисом. Мысль о том, что залог отсутствует в морфологии, была намечена в работах Некрасова и Даля.

В «Грамматике-50» категория залога понимается как отношение действия к объекту. Глагол может быть связан с объектом, и может быть связан с субъектом. Отношение к объекту передают только переходные глаголы, поэтому категория залога соотносилось только с переходными глаголами. Выделялось 3 залога: действительный, страдательный и возвратно-средний. (Я читаю стихотворение – действ.. Стихотворение читается мною – страдательный залог. Стихотворение часто читается – возвратно-средний залог). Эта теория для нас неинтересна.

В «Грамматике-80» отражен более современный научный подход в раскрытии категории залога. Категория залога – грамматическая категория, которая формируется и средствами морфологии, и средствами синтаксиса. Залог выражает соотношение между семантическим субъектом, действием и семантическим объектом. Это соотношение может различно быть представлено в разных синтаксических конструкциях.

Выделяется 2 залога: действительный и страдательный. Действительный залог мы имеем в активных синтаксических конструкциях (Пограничники защищали границы). Пограничники ­– семантический и грамматический субъект действия, т.е. это слово является подлежащим и от этого подлежащего действие направлено на объект. Морфологические показатели: переходность, связь с вин.п. без предлога, невозвратность. В этой конструкции актуален сам производитель действия. В речевой деятельности иногда важно выделить объект действия: в этом случае он занимает грамматическую позицию субъекта действия. Границы защищаются пограничниками. Границы – субъект лишь с грамматической точки зрения, а реальный субъект действия выражен в форме тв.п., действие направлено на подлежащее. В пассиве мы встречаем только страдательный залог. Страдательный имеет морфологические признаки: возвратный глагол и тв.п. со значением деятеля. Пограничники мужественно защищаются – здесь возвратный глагол стоит в активе, т.к. действие исходит от подлежащего. В пассиве и активе мы имеем разную направленность выражения действия.

В этой теории важно, что все глаголы выражают залог, причем существует оппозиция страдательного и действительного залога, и категория залога может быть рассмотрена как бинарная. Страдательный залог маркирован тем, что подлежащее является семантическим объектом и на него направлено действие со стороны. Действительный залог - субъект дает направленность от подлежащего. Не все глаголы имеют согласование с подлежащим. Безличные глаголы выражают действительный залог, т.к. нет признаков страдательного залога. Действительный залог может быть выражен и переходными глаголами, и непереходными, и возвратными глаголами, и невозвратными глаголами. Брат написал письмо – действительный залог. т.к. подлежащее – грамматический и синтаксический субъект действия. Написал – переходный глагол (связан с объектом в вин.п. без предлога). Действительный залог дает оппозицию: Письмо написано братом – действие исходит от субъекта, который грамматически выражен тв.п.. действие направлено на объектом, причастие маркировано сов.вид. Если в действительном залоге совершенный вид, то в страдательном залоге будет использована форма страдательного причастия. Насписалнаписано противопоставленность по залога, но это формы одного глагола написать, следовательно, здесь категория залога выступает как словоизменительная. Т.е. категория залога – категория смешенного типа. В несовершенном виде такого нет. Брат долго пишет письмо – письмо пишется братом – здесь мы имеем формы разных глаголов писать/писаться.

Отношение действия к субъекту передается различно в пассивных и активных конструкциях. Активная конструкция всегда имеет 3 компонента: семантический/грамматический объект, действие и субъект действия, выраженный вин.п.. Эта мысль раскрывается автором интересно – возвратный глагол; подлежащее является только грамматическим субъектом, а семантический объект выражен тв.п. В пассиве может быть выражено отношение только к семантическому объекту: Эта мысль раскрывается интересно. В пассиве актуально предметность содержания семантического объекта.

Сила этой теории объясняется тем, что она охватывает все глаголы. Более четко представлен страдательный залог, потому что действительный залог вбирает в себя разнообразные глаголы. В этом уязвимость этой теории.

Оппозиция страдательный/действительный залог формируется только переходными глаголами, вернее, часть из них (Сестра умоляет брата – оппозиции нет ). Глаголы, неспособные формировать страдательный залог, относятся к однозалоговым. К этой группе относятся следующие глаголы:

1) Переходные глаголы, не формирующие страдательный залог.

2) Непереходные глаголы с формально невыраженной непереходностью (ребенок спит).

3) Непереходные глаголы с формально выраженной непереходностью (ребенок умывается)

4) Безличные глаголы.

Сестра моет окно – действительный залог, т.к. действие исходит от подлежащего, которое является семантическим объектом и действие направлено на объект. Возможна оппозиции Окно моется сестрой. Сестра моется – действительный залог. Омонимичная форма

Категория залога в позиции актива и пассива выполняет в литературе особые стилистические функции.

В активе используются формы действительного залога, в пассиве используются формы страдательного залога. Глаголы действительного залога указывают на то, что действие либо исходит непосредственно от самого производителя (подлежащего), либо развивается самопроизвольно, без участия производителя (Люди бегут. На улицах тает). Глаголы страдательного залога обозначают действие, которое исходит не от подлежащего, а направлено на него. Источником действия является не подлежащее, а другой предмет, выраженный другой падежной формой.

В предложении может отражаться трехкомпонентная внеязыковая ситуация: деятель — действие — объект действия. Может выражаться двумя способами: 1) активная залоговая конструкция (Рабочие строят дом). 2) Пассивной залоговой конструкции (Дом строится рабочими). Отличие в структуре выражает оценку говорящего внеязыковой ситуации. В первом случае внимание говорящего сконцентрировано на деятеле, а во втором – на объекте действия.

Способы глагольного действия.

Г. обозначают действие, состояние, признак как процесс. КЗ глагола – обозначение процессуальности, но характер протекания действия может быть различен. Я говорила вам всегда – действие дано в его протяженности. Я договорила – достигла действием какого-то результата. Отговорила роща золотая – действие доведено до той лексической точки, после которой оно уже совершаться не может, оно исчерпано. Глагол имеет особое производство за счет сочетаний с приставками – их более 40. Эта сочетаемость позволяет выражать разные способы протекания действия.

Известный ученый Бондарко выделяет функционально-семантическую категорию, которая носит названия аспектуальной и связана с характером протекания действия. Она имеет разные средства выражения. Морфологическим ядром выражения аспектуальности является вид, но характер протекания может зависеть от способов глагольного действия (наличие разных приставок, приставок и суффиксов). Характер протекание может передаваться лексическим средствами – прежде всего, наречиями, связанными с глаголами.

Способы глагольного действия стали выделяться во 2-ой половине ХХ в., но намеки на различное протекание действия был высказан грамматистами XIX в.. Часто способы глагольного действия рассматриваются как особые семантические группировки глаголов, которые оказывают воздействие на формирование видовой оппозиции.

Способы глагольного действия делятся на 2 группы: характеризованные и нехарактеризованные. Характеризованные способы – способы, которые имеют морфемные показатели, а нехарактеризованные его не имеют.

К нехарактеризованным относится:

1) Татальный способ – глаголы состояния: держать, молчать, стоять, голодать, ждать. Не может сочетаться с наречиями быстро, постепенно, медленно, но сочетаются с наречием долго.

2) Реляционный способ: знать, зависеть, иметь, преобладать, принадлежать, содержать, соотвествовать, стоить.

3) Эволютивный – самый разнообразный: веселиться, развлекаться, заседать, шалить, торговать, охотиться, размышлять. Эволютивный способ неразрывно связан с непредельностью глаголов, связан с глаголами несов. вида.

 

Богатство глагольного запаса связано с характеризующими глаголами, в которых выделяют 3 больших блока:

1) Временные способы, где ведущими значениями являются начало действия, ограниченность действия, окончание действия.

2) Количественные способы.

—Способы действия, ограничительные однократностью, кратностью.

—Действие, которое модифицировано со стороны неограниченности степени проявления действия.

 

—Специальные результативные способы, которые показывают результат действия, который достигается разными средствами. Выделяют температивный, интенсивный, суммарный, завершительный, накопительный, распределительный

Разный характер протекание характеризуется приставками, надо передать собственное восприятие действия.

Способы глагольного действия – это не категории, а группировки глаголов.

 

Категория вида.

Категория вида (КВ) занимает центральное положение в грамматической системе русского Г. КВ охватывает все Г-формы без исключения. КВ оказывает воздействие на формообразование и словоизменение русского Г.. КВ рассматривается как специфическая черта всех славянских языков, в других языках особенность протекания действия связана со сложной системой времен.

Исследователи полагают, что способы действия древнее КВ, они оказывали воздействие на формирование КВ. Нет однозначного понимания, когда сложилась КВ. Одно время господствующее положение занимала концепция проф. Никитина, утверждавшего, что КВ сложилась к XVI в., но эта точка зрения была пересмотрена и была высказана другая гипотеза на происхождение вида. Проф. Маслов считает, что вид появился в древнейший праславянский период и что фактором появления вида является сочетание глагольных основ с приставками. Именно это создало предпосылки и необходимые условия для возникновения вида в позднем праславянском языке. Именно в этот период возникает потребность выразить экспрессивность значения процессуальности, т.е. выразить экспрессивное значение длительного протяжения действия. В работах Маслова убедительно показана связь развития вида с развитием способов глагольного действия. Мы придерживаемся его концепции.

Точек зрения на содержание вида, на особенность употребления вида очень много. Существует масса концепций, рассматривающих вид Г. Существует целая наука, предметом которой является изучение вида, - аспектология.

Исследователи отмечают сложность КВ, которая определяется взаимодействием КВ с другими грамматическими категориями Г. – с категорией времени и со способами глагольного действия. Развитие КВ оказало влияние на особенности развития сложного предложения, потому что в нем происходит соотношение видовременных связей. КВ тесно связана с лексическим значением Г.. Семантика глагольного слова во многом определяет видообразование. Связь семантики глагола и вида рассмотрена в монографии Авиловой.

Все исследователи всегда подчеркивают, что вид Г. обладает существенным признаком – соотнесенностью совершенного и несовершенного вида. Но эта соотнесенность в глаголах проявляется неоднозначно. Читать (несов), пропеть (сов.), написать (сов.), кричать (несов.) – соотнесенность по виду у неродственных глаголов. Более сложная соотнесенность по виду у родственных глаголов: читать – прочитать, читать – перечитать - перечитывать, читать ­– отчитать.

Проблематика, связанная с КВ:

1) Какова содержательная сущность КВ?

2) Грамматический статус видовой пары читать – перечитать и перечитать - перечитывать. Какова структура этих видовых пар, признаки, критерий их выделения

3) Видообразование связано с двумя явлениями: процесс перфективации (процесс образования Г. совершенного вида) и процесс имперфективации (процесс образования Г. несовершенного вида). Каково соотношение процессов перфективации и имерфективации? Какова их роль в системе соотносительности глаголов? Все исследователи подчеркивают, что для русского глагола характерна видовая карелляция, но каков его характер? Как она формируется? Какой статус иомеет?

4) К какому типу ГК относится категория вида: является ли она категорией классифицирующей, словоизменительной или смешанного типа. Читать/дочитать, описать/описывать – формы одного глагола или разные Г..

 

В современной лингвистике КВ рассм. как грамматическая оппозиция и большинство исследователей рассматривают ее как двучленную бинарную оппозицию привативного типа, т.е. категория вида по структуре двучленная, и маркированным в ней я­­вляется совершенный вида. Некоторые исследователи рассматривают эту оппозицию как эквиполентную, т.е. имеющую равные члены. Но большинство говорят, что это оппозиция привативного типа.

Несовершенный вид (НВ) рассматривают как немаркированный член, но в РЯ есть двувидовые Г., которые без структурных изменений выступать со значением обоих видов (Ему удалось бежать из плена – Он долго бежал).

Актуальной проблемой современной аспектологии является проблема определения значения КВ, и тех значений, которые могут быть выражены глаголами совершенного и несовершенного вида. Семантический аспект исследования сейчас является основным. Сложность изучения семантики вида определяется тем, что очень сложно разграничить грамматическое и лексическое в семантике Г, потому что они тесно взаимодействует. Виноградов говорил о необходимости отделения чисто видового значения от лексического.

Можно выделить несколько аспектов теории видового значения:

1) Одна из распространенных теорий вида называется графической. Эта теория изображала различия между видовыми значениями с помощью графической пространственной аналогии. Совершенный вид обозначался некой точкой, потому что совершенный вид обозначает точечное непротяженное действие, в котором конец сливается с началом. Несовершенный вид обозначал линейное, длящееся действие. Эта теория характерна для французских славистов, изучающих РЯ: Ф. де Соссюр, Антуан Нийе, Антуан Назон. Это учение нашло отражение и в России: Пешковский. Но надо отметить, что сторонники этого учения сами понимали, что данная теория соотносима не со всеми глаголами совершенного вида. Так, не всегда глаголы совершенного вида могут соотносится с понятием точечности (пересмотреть, обойти; действие как составное: повыталкивать, позакидывать).

2) Теория, связывая несовершенный вид с понятием длительности, а несовершенный вид – с понятием результата. Эта теория нашла отражение в работах конца XIX – начала ХХ вв.: Ульянова, Шахматова. Шахматов совершенному виду значение недлительности. Эта теория получила дальнейшее развитие в работах Мучника И.П.. Привлечение большого массива глаголов позволяет выделить глаголы, не укладывающиеся в эту теорию: подойти (он медленно подошел к дому и остановился).

3) Связь КВ с понятиями законченченности/незаконченности действия. Совершенный вид рассматривался как обозначение законченного действия, а несовершенный вид - действие продолжительное и незаконченное. Эта теория о законченности/незаконченности действия нашла отражение в школьных учебниках. Но это приводит к ошибкам (вчера я писал письмо – действие законченное, но несов. вид). В совр. шк. учебники развернутой теории вида нет, ориентируются на постановку вопроса – методика верна, но вопрос не выражает значение.

Большое внимание изучение виду уделял ак. Виноградов в труде «Русский язык: грамматическое значение о слове». Содержание вида он связывал с понятием предела. Виноградов полагал, что содержание вида передает отношение действия к его качественному внутреннему пределу. По теории Виноградова, КВ именно это содержание и выражают: глаголы совершенного вида передают отношение действия к его пределу, а глаголы несовершенного вида не выражают отношение к пределу действия.

В конце ХХ в. в аспектологии очень много разработал Бондарко. Он исходил из того, что совершенный и несовершенный вид обладают семантическим потенциалом, в котором он выделяет доминанту. Семантический потенциал совершенного вида включал следующие множители:

1) Целостность действия, поэтому глаголы совершенного вида не могут сочетаться с фазовыми глаголами начинать, продолжать, кончать.

2) Не процессность действия: глаголы совершенного вида не выражают процесс протекания действия, поэтому не могут сочетаться со словом всё

3) Локализованность действия во времени, поэтому глаголы совершенного вида легко сочетаются со словами однажды, как-то раз.

4) Недлительность действия: глагол совершенного действия характеризуется ограниченной сочетаемостью со словами, которые выражают процесс: долго, два часа, три года, всю неделю.

5) Внезапность действия: глаголы совершенного вида активно сочетаются со словами вдруг, неожиданно, внезапно, мгновенно.

По мнению Бондарко, основным семантическим признаком совершенного вида является выражение целостности и неспособность выражать действие в процессе его протекания. Несовершенны выд может выражать действие как процесс, т.к. не выражает признаком целостности.

В «Грамматике-80» в разработке содержания вида находит отражение и концепция Виноградова, и концепция Бондарко. В ней значение совершенного вида рассматривается через призму целостности (концепция Бондарко) и предела (концепция Виноградова). Дается следующее определение КВ: «Категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов глагольных форм: ряда форм глагола, обозначающих ограниченные пределы целостного действия (глаголы совершенного вида) и ряда форм глагола, не обладающих этим признаком. «Русская грамматика» представляет КВ как двучленную категорию привативного типа, где маркированным членом является совершенный вид.

Вводится понятие категориальное значение вида. КВ сов. вида является обозначение ограниченного предела целостного действия, а КВ несов. вида является необладание признаком целостности действия, ограниченности действия (действие в процессе протекания). Глаголы несовершенного вида могут обозначать действие, которое лишь стремится к достижению предела. При изучении КВ следует учитывать классификацию русских глаголов на предельные и непредельные (схема в тетради).

Я писал курсовую работу ‘стремился достичь предела’

Я написал курсовую работу ‘достижение предела действия’.

Непредельные глаголы выражают вид, нор у них нет семантической соотнесенности: они выступают либо как глаголы совершенного вида, либо как глаголы несовершенного в.

Я читаю роман Достоевского. Глагол несовершенного вида со значением стремления к завершению действия, выраженное в процессе длительности. Я прочитаю роман - выражен предел действия.

Глаголы совершенного вида могут выражать такой предела действия, который фиксирует начало действия (запеть, заболеть, радио заработало), могут выражать окончание действия (я отобедал), могут выражать предел действия как некий временной отрезок (полежать, поговорить, посидеть), ограничение действия каким-то актом (махнуть, крикнуть, толкнуть). Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам совершенного вида, но не все глаголы совершенного вида имеют значение достижения предела как некой критической точки, после которой действие, исчерпав себя, должно прекратиться. Это зависит семантики основы: только глаголы с предельным значением основ могут в сов.виде могут выражать достижения критической точки (поймать, растаять, сварить). Глаголы с непредельным значением основ неспособны выражать достижение предела действия как некой критической точки (лежать, спать, грустить, тосковать). Несовершенный вид обозначает стремление к достижению предела действия как некой критической точки, после которой действие прекратится.

 

Видообразование.

Видообразование носит ступенчатый характер, и в процессе видообразования образуются разновидовые родственные глаголы. Видообразование связано с исходной ступенью, I ступень, II ступень. ‘ бить

— перебить — перебивать’. На исходной ступени находятся бесприставочные глаголы несовершенного вида. На I ступени находятся приставочные глаголы совершенного вида (процесс перфективации), на II ступени приставочный глагол несовершенного вида, образованный путем имперфективации. Между членами видовой цепочки существуют мотивационные отношения.

Тему надо закрывать. Закрывать – несовершенный вид, II ступени словообразования, сформирован процессом имперфективации. Надо закрыть тему. I ступени. Но нет цепочки, исходную форму дать нельзя. Исторически исходная ступень иногда исщезает или употребляется с особым значением. Крыть – покрыть – покрывать – в этом значении исходный

 

Далее нас интересует статус пар типа ‘бить – перебить’, ‘перебить – перебивать’. Видообразование носит ступенчатый характер. На каждой ступени есть свои отличия. На II ступени приставка не выражает вид, значение совершенного вида нейтрализовано суффиксом несовершенного вида.

В работах часто подчеркивают, что есть видовая корреляция – совершенный/несовер-шенный. Для нас такое понимание является некорректным – эту корреляцию выражает видовая пара.

Видовая цепочка включает 3 глагола. Не перебивайте меня. Для установления видовой цепочки надо взять из контекста глагольную форму и поставить ее в начальную форму: перебивать. Возможно корреляция: перебить – перебивать. Предложение не дает возможности сказать, что бить – перебить – видовая пара.

Отряд всегда бил врага. Бить ‘ наименование действия несовершенного вида со значением длительности’, ‘достигнуть предела’ - перебить врага. Мы имеем пару: бить (врага) – перебить врага. В этой видовой паре идет изменения характера действия: бить - нехартактеризованный характер действия; перебить – характеризованный распределительный характер (диструбутивный). Следовательно, мы столкнулись с двумя типами видовых пар.

Видовая пара – это пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида. В видовой паре бить – перебить есть различие в способе выражения глагольного действия, а более классической парой является бить (врага) – побить (врага).

Не всегда глаголы совершенного/несовершенного вида вступают в видовую пару. Девочка запела – она пела с удовольствием. Петь – запеть – не видовая пара, потому что запеть – начинательный способ выражения глагольного действия. Крикнуть – кричать – нет лексической тождественности, т.к. крикнуть имеет знач. одноактного действия, а кричать – действие, связанное с временной протяженностью.

В СРЯ существует 3 типа видовых пар:

1) Видовые пары, которые формируются путем перфективации: писать – написать, рубить – нарубить, делать – сделать. Членами этой видовой пары является глагол исходной ступени и глагол, формирующийся путем процесса перфективации.

2) Формируется путем процесса имперфективации. Имеет 2 разновидности:

а) Вписать – вписывать. Члены пары созданы путем имперфективации. 1-ый член – на I ступени, 2-ой – на второй. Оба члена являются носителями приставок. Вбить (гвоздь) – вбивать гвоздь.

б) Решить – решать. 1-ый глагол – бесприставочный

3) Характеризуется тем, что мы имеем разные типы глаголов, т.е. работает супплетивный способ. Это редкие видовые пары, они единичны: брать – взять, возвращать - вернуть, класть – положить, говорить – сказать.

Наиболее активен 2-ой тип, когда видовая пара формируется путем имперфективации.

Имперфективацию можно считать наиболее грамматическим способом образования видовой пары. По субботам брат выбивал ковер. Восстановить видовую цепь, членом которой является данный глагол, и определить видовую пара. Видовая цепь: бить – выбить – выбивать (членами этой цепочки является однокоренные глаголы разных видов, находящиеся на разных ступенях словообразования. Видовая пара только 2-ого типа: выбить ковер - выбивать ковер.


Корреляция совершенного/несовершенного вида проявляется в видовой паре. Видовая цепочка показывает ступенчатый характер видообразования. Стрелкой в видовых цепочках показывают мотивационные отношения, являющиеся предметом словообразования. Поэтому некоторые ученые рассматривают категорию вида в словообразовании. ‘Бить – разбить – разбивать’ – на каждой ступени отдельное глагольное слово. Вид - классифицирующая категория. Некоторые исследователи высказывали мнение, что процесс перфективации создает новый глагол, а процесс имперфективации создает форму глагола. Но в настоящее время утверждается положение о том, что видообразование связано с созданием новых глагольных единиц. Доказательством является то, что глаголы, являющиеся членами одной видовой цепочки, могут относиться к разным классам.

Не все глаголы способны формировать видовую пару. Надо выделить 3 типа глаголов:

1) Глаголы с предельным значением основ, которые способны формировать видовую оппозицию.

2) Одновидовые глаголы, которые неспособны по своей семантике формировать видовую пару (непредельные глаголы).

3) Двувидовые глаголы.

Очень важно осознать, что КВ является классифицирующей: любой глагол выражает вид, но не любой глагол формирует видовую пару. Видовая пара формируется глаголами с предельным значением основы. Парадигма конкретного глагола всегда объединена значением одного вида.

Пример. 2 глагольные формы – бросая, бросив. Это деепричастия, между которыми нет никакой внутренней связи. Эти глаголы являются членами парадигмы разных глаголов. Это одинаковые формы от разных глаголов: бросая – член парадигмы глагола бросать, несов. вид, а бросив – глагола бросить, сов. вид.

Исследователи истории русского языка выделяли глаголы, которые выражают и сов.в. и несов.в. К двувидовым глаголам относятся глаголы обследовать, адресовать, арендовать, велеть, женить (жениться), заимствовать, использовать, конфисковать, казнить, миновать, нормализовывать, оборадовать, приветствовать, ранить, рапортовать, унифицировать и др. Группа двувидовых глаголов пополняется на всем протяжении развития языка. среди них есть исконно русские и заимствованные глаголы. Заимствования из западноевропейских языков пополняло эту группу. В толковых словарях двувидовой глагол дан с двумя пометами.

Он телеграфировал несколько раз, но все безуспешно. Значение несовершенного вида актуализируется наличием наречного сочетания несколько раз. Всегда он телеграфировал – сов.вид, но сомнение, неточность есть. Этот текст не дает объективных признаков. Есть тексты, не дающие видовой четкости. Двувидовые глаголы реализуют свое значение в контексте.

Врач внимательно обследует больного. Врач обследует больного и даст заключение. 2-ой контекст дает более полное указание на вид.

Основную массу двувидовых глаголов составляют заимствованные глаголы, которые обладают ярким структурным показателем: суффикс –ова-, -ивова-, -изирова-, -ирова-. Чисто русскими и старославянскими двувидовыми глаголами являются глаголы велеть, обследовать, даровать, исследовать, живописать, обследовать, исповедовать и др. В речевой деятельности наблюдается тенденция к преодолению двувидовости глаголов. Глагол рецензировать двувидовой, но мы используем прорецензировать, отрецензировать. Редактировать – отредактировать, арестовать – арестовывать. Тенденция к преодолению двувидовости носит избирательных характер. Бежать – сбежать, обещать – пообещать, рушить – разрушить, крестить – окрестить. Надо всегда рассматривать контекст. Елагин со взводом шофером разминировали шоссе – вид неясен.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.