Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы склонения по классификации А.А. Зализняка.






(только для существительных субстантивного типа).

1-7 противопоставлены 8 типу, который включает весь III тип склонения по школьной грамматике. Восьмой тип склонения не определяется по графической основе.

1. Графическая основа завершается на твердый согласный: труба, сад, езда, глубина

2. Графическая основа завершается на мягкий согласный: тетя, море, воля, тополь.

3. Графическая основа завершается на г, к, х: глубинка, митинг, смех

4. Графическая основа завершается на ж, ш, ч, щ; шпионаж, суша, туча, плащ, куча

5. Графическая основа завершается на ц: дворец, синица, пулеметчица, салатница

6. Графическая основа завершается на гласную, кроме и + на й: чешуя, сбруя, скамья (Зализняк относит с основой на –ь к 6-ому типу), секвойя (герой и край сюда не попадают

7. Графическая основа завершается на и: обмираний, плантация, сценарий, армия.

Следовательно, графическая основа выделяется только с 1 по 7.

Каждый тип склонения Зализняк рассматривает и с точки зрения акцентологии. Акцентологическая характеристика различна. Есть слова, имеющие ударение на окончании, а есть на основу, а есть со сменой ударения.

Значение падежных форм.

Категория падежа является словоизменительной категорией, и она представлена противопоставленностью 6 рядов морфологических форм. План выражения этой категории четко выражен. Сложнее реализация плана содержания. Формально выражен окончанием.

Категорию падежа грамматисты оценивают как эквиполентную оппозицию, т.е каждая падежная форма значима. Но некоторые ученые говорят, что категорию падежа можно оценивать как оппозицию привативного типа, если им.п. противопоставить всем косвенным падежам.

В научной морфологии категория падежа оценивается как выражение отношения между словами, которые могут быть различными, они обусловлены действительности. В научной морфологии существует три направления в изучении значения падежной формы. Каждый падеж многофункционален, т.е. может выражать несколько значений:

1) Традиционное направление, представленное в работах Виноградова, - это учет лексических значений, подчиненного и подчиняющего слова.

2) Отражено в ак. грамматиках. Выделяют синтаксические и конкретные значения, обусловленные наполненностью содержания в предложении.

3) Попытка Романа Якобсона выделить общие и частные морфологические значения падежа.

Отношения, которые выражаются падежными формами, сводимы к трем – субъектные отношения, объектные отношения, определительные отношения и обстоятельственные отношения. Проблема значения падежа была поднята польским ученым Еже Кулиловичем в работе «Проблема классификация падежей». Кулилович сделал попытку подразделить значения падежных форм на собственно грамматические и значение, связанные с лексикой. Эта попытка развивается. Кулилович отметил, что значение падежа может быть первичным, главным. И падеж может в результате речевой деятельности людей. Значение В.п. – значение прямого объекта.

Классификация Кулиловича имело прямое воздействие на развитие теорий значения падежа в современной лингвистике. Его работа послужила началом изучения этого вопроса. Но его работа имела ряд недостатков:

1) Отсутствие единой системы падежей. Дан лишь общий принцип классификации, а детальной разработки нет.

2) Кулилович говорит о падеже вообще, а не о падежах конкретного языка.

3) Неизвестно, сколько падежей выделяет Кулилович

4) Кулилович говорит о значении падежей, а не о самих падежах.

 

Сложность категория падежа в плане содержания. Невозможно определить значение падежа вне контекста. Существует мнение, что ведущим является объектное значение, которое может выражаться всеми формами. Значение времени (до ночи, к ночи, в ночь, ночью, в первом часу) – все падежа. Темпоральное значение связано с С, значение которых связана со времени. Объектное значение имеет больший пласт С. Объектное значение выражают падежные формы С. разнообразной семантики. Темпоральное значение имеет разные падежные формы

Значение падежных форм

I. Абстрактные

1) Объектные

2) Субъектные

3) Комплетивные (информативно-выполняющие)

II. Конкретные (определительные)

1) Собственно характеризующие

2) Обстоятельственно-характеризующие

—темпоральные

—каузативные (причинные)

—цельевые

—квалитативные (колич.

 

Копмлетивное (информативно-восполняющие значения) – значения необходимого информативного восполнения. Этим значением обладают падежные формы, которые употребляются при словах, не несущих лексическую полноту информации. Лексическая полнота информации передается лишь при сочетании с падежной формой (при колич. числит. нужна форма р.п.; брат старше (нужно сказать, кого), встречается с компоративом.

 

 

К вопросу о падеже существительных

Якобсон пытался определить чисто морфологические значения падежных форм, и признаками их классификации являются:

1) Направленность/ненаправленность

2) Объемность/необъемность

3) Периферийность/непериферийность

Эта классификация строится на маркированности/немаркированности. Признак направленности означает, что падеж указывает на предмет, на который направлено действие. Объемный – падеж указывает предел участие предмета в действии. Периферийный – падеж указывает на предмет, который играет побочную периферийную роль в данном высказывании.

Всем падежам противопоставлен именительный, который является немаркированным (т.е. ненаправленным, необъемным, непериферийным).

Р.п.: объемный, непериферийный, направленный/ненаправленный

Д.п.: направленный, периферийный, необъемный

В.п.: направленный, необъемный, непериферийный

Тв.п.: ненаправленный, необъемный, периферийный

Пр.п.: объемный, периферийный, направленный/ненаправленный

Якобсоном было сделано развернутое описание русских падежей с семантико-морфологической точки зрения.

Панов М.В. Лингвистика и методика преподавания языка. Вопросы яз-знания, 1889, №1. Здесь показано, что методика выявляет ценность теории падежных значения Якобсона при обучении учащихся; позволяет показать, как надо употреблять падежные формы.

Панов, опираясь на теорию Якобсона, выделяет предложный с локальным значением и изъяснительным значением.

Курилович Проблема классификации падежей// Очерки по русской лингвистике

Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в СРЛЯ. Изд-во Московского университета

 


Имя прилагательное.

П. как самостоятельная ЧР выделяется на основе следующих признаков:

1) КЗ – обозначение постоянного признака, который выражается в словоизменительных категориях рода, числа и падежа.

2) Парадигматические свойства – изменяется по роду, числу и падежам.

3) Ведущей синтаксической функцией является определение.

П. обозначает непостоянный признак, и этот непостоянный признак выражается в системе словоизменительных категорий рода, числа и падежа. П. обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полноту и краткость форм. Род, число, падеж - значения, характерные для С.. У П. эти категории является зависимыми: они зависят от определяемого С. – это словоизменительные категории.

Проблематика изучения П. сложна:

1) Принцип классификации П.

2) Объем данной ЧР

3) Место кратких форм.

В системе П. выделяют степени сравнения на основании сопоставления с положительной степени. Превосходная степень выделяется в школе, а в научной морфологии говорят о превосходной степени выражения признака с помощью словообразовательных средств, поэтому они рассматриваются как самостоятельные лексемы, в которых выражается разная степень проявления признака. Выделяют равную степень проявления признака, которая реализуется синтаксическими средствами: Он добр, как и я.

Классификация разрядов П. в «Русской грамматике 80» дается по характеру называемого признака. «Русская грамматика» выделяет 2 основных раздела: качественные и относительные. Относительные П. подразделяются на подгруппы. В школьной грамматике классификация опирается на семантику, но есть классификация разрядов на функциональной основе.

Ведущие разряды П. – качественные, относительные, притяжательные. Эти разряды различаются по значению.

Качественные являются наименованием признака непосредственного. Признак качественных П. закреплен в особых показателях. Для них характерна оппозиция полнота/краткость. Непосредственный признак может быть выражен в разной степени. Есть деривационный признак: от качественных образуется отвлеченные С. (гордый – гордость, теплый - теплота), наречия (гордо, тепло), возможно образовать форму с превосходной степенью выражения признака (теплейший). Есть синтаксический показатель (сочетаемость): качественные П. могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень теплый, чересчур гордый. Есть лексический признак: качественные П. имеют антоним (гордый - негордый). Не все качественные П. могут обладать всем набором признаков. Для доказательства достаточно 2-3 признака.

Относительные П. имею совершенно другое значение – наименование признака через отношение к предмету. Характер этих отношений может быть разнообразный: связь с материалом (металлический прут, кожаная сумка, кожаный переплет), связь с признаком назначения (студенческая аудитория, учебное пособие, праздничный набор), отношение по свойственности (утренние заморозки, ночная прохлада). Признак, который называется относительным прилагательным, дается через отношение с окружающей нас действительностью, а вещий мир очень разнообразен, поэтому типы выражаемых значений очень разнообразны. Относительные прилагательные имеют словообразовательные суффиксы –н- (комнатный), -ов-, -ск-.

Притяжательные П. дает наименование принадлежности конкретному лицу или живому существу. Притяжательные П. имеют свои словообразовательные сигналы: суффиксы
-j-, -ин-, -ов-.

Между разрядами нет жестких границ, поэтому, опираясь на функционирование П., можно говорить о 5 разрядах.

Можно выделить качественно-относительный разряд П.. Относительные по природе П. может развивать качественное значение, и оно закреплять за соответствующими значениями. Пример: Я пью сердечные капли. Сердечные – относительное П. (наименование признака по предназначенности – капли для сердца). Сердечная дружба – П. относится к качественно-относительному разряду.

Признаки качественно-относительных П.: по своей природе это относительные П., качественное значение вторично, и оно закрепляется в признаках:

1) Возникает оппозиция: полнота/краткость (сердечная дружба – дружба сердечна)

2) Возможно дать сравнительную степень (дружба стала сердечнее)

3) Появляется отвлеченное С. (сердечность дружбы)

4) Можно образовать наречие на –о, -е (сердечно)

5) Можно образовать превосходную степень выражения признака (сердечнейший человек)

6) Можно употребить прилагательное с суффиксом субъективной оценки (сердечненький)

По природе своей прилагательное ‘сердечный’ является относительным (передает признак по отношению к сердцу), но в речи развивается переносное качественное значение с целым набором признаков качественности. Значение качественности закреплено в грамматических признаках, но само П. относительное.

Притяжательные П. в употреблении могут нейтрализовать признак принадлежности конкретному лицу или живому существу и выражать относительное значение. Появляется разряд – относительно-притяжательные П.. Охотник шел по лисьему следу. Лисий след – притяжательное П. (след принадлежал конкретной лисе). Я люблю свою лисью шапку – полностью нейтрализовано значение принадлежности, выражено значение материала. Мне отвратительна его лисья изворотливость – нет признаков качественного П., это притяжательное П. с качественным значением. Куриный суп – относительно-притяжательное П.

Сиреневое платье – качественное прилагательное (цвета – качественные), сиреневый куст – относительное. Розовое платье – розовый куст. Мне опротивела его лисья изворотливость – признаком качественности является возможность образовать сравнительный оборот – Мне надоела его изворотливость, как у лисы. Но все-таки это притяжательное П. с качественным значением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.