Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальные инструменты. В своей работе шаманы пользуются великим множеством музыкальных инструментов, включая колокольчики, тарелки






В своей работе шаманы пользуются великим множеством музыкальных инструментов, включая колокольчики, тарелки, тибетские (молитвенные колокольчики) тингша, варган, двухструнный морин хуур (или морин-хур; «конеголовая виола»; двухструнный смычковый инструмент, шейка которого заканчивается резной головкой с колками в форме лошадиной головы), четырехструнную китайскую скрипку (сыху) и тобшуур (или товшур), напоминающий гавайскую гитару, двухструнный щипковый инструмент с шейкой, заканчивающейся резной лебединой головкой. Музыкальные инструменты именуются хуур (доел.: «струна», «голос»). Главное не их вид, а то, как шаман, общаясь с ними, способен извлекать звуки, погружающие его в исступленное состояние, необходимое ему для единения с духами.

Теоретически любой музыкальный инструмент — например, гитару, рожок и синтезатор — можно использовать в таких целях. Замечено, что некоторые исполнители, джазмены и рок-гитаристы, похоже, достигают шаманоподобного состояния экзальтации во время импровизации. Вполне возможно, что некоторые великие музыканты прикасались к шаманским возможностям, открываемым для них духами, хотя они так и не осознали своего призвания. В Монголии и Сибири исполнение героических сказаний, именуемых улигерами, традиционно считалось занятием шаманов, и исполнитель в ходе чтения входил в шаманское состояние исступления. Такого рода чтение часто сопровождалось горловым пением (хоомэй), обладавшим огромной волшебной силой, когда исходило из уст шамана, и могло быстро вызвать состояние онгод ороод. Улигеры обладают большой целительской и охранительной силой, так что их исполняют во время болезни и опасности, подобно тому, как певцы-лекари хатаали индейского племени навахо прибегали к обряду «Путь благодарения»[10].

Эти сказания важны и как средство передачи знания шаманских приемов и верований от поколения к поколению. Это вновь напоминает нам, что шаманы играют ключевую роль в сохранении традиций, а также как наставники и исполнители различных художественных стилей. Поэтому, если вы музыкант или художник иного рода, не забывайте, что вы можете использовать свои творческие способности для укрепления отношений с шаманскими духами.

Ударные инструменты вроде колокольчиков, тарелок и тингши в ряде ритуалов могут быть использованы вместо бубна. Для путешествия подойдет любой инструмент, если шаман установил с эзэном самого инструмента такие отношения, что тот соизволит стать для шамана верховым животным на время путешествия. Небольшие ударные, похоже, приобрели известность позднее из-за преследования шаманов тибетскими буддистами, а затем и коммунистами, благодаря их более тихому звучанию по сравнению с бубном и удобству переноски. Мой учитель заарин Санжай в своей работе пользуется почти исключительно тибетской разновидностью колокольчика вместе с куском красной меди, олицетворяющим громовой топор (молнию), именуемый очир или дорджи. Звоня одной рукой в колокольчик, другой он прямо удерживает очир, через который к нему поступает энергия.

Символика конеголовой виолы и тобшуура очевидна. Украшение этих инструментов изваянием головы лошади и птицы выдает волшебных скакунов шамана, к услугам которых он прибегает при исполнении улигера или хоомэй.

Варган (хэл хуур) — известный в Монголии и Сибири шаманский инструмент. В России его приравнивают к бубну в качестве классического шаманского инструмента. Некоторые варганы изготовляются в виде птицы, обычно лебедя, также являющегося воплощением ездового животного шамана. Варган, подобно шаманскому платью, обычно украшают «змейками»-кисточка-ми, разноцветными лентами и бряцающими круглыми клиньями. Как и в случае горлового пения хоомэй, игра на варгане вызывает колебания в голове и глотке, способствующие возникновению измененного состояния сознания. Я несколько раз наблюдала, как мой монгольский наставник заарин Бямбадоржи пользовался варганом при врачевании. Он играл на нем, напевно произнося шаманские призывания, а затем слегка хлестал тело больного свисающими с инструмента кисточками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.