Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной образовательной программы






основного общего образования образовательного учреждения (рекомендуемый раздел)

При проектировании плана внеурочной деятельности, как реко-мендуемой части организационного раздела основной образователь-ной программы основного общего образования, руководителю обще-образовательного учреждения необходимо исходить из положения ФГОС ООО (п. 13) о том, что ООП ООО реализуется образователь-ным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с со-блюдением требований государственных санитарно-эпидемиологи-ческих правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся:

1) духовно-нравственное,

2) физкультурно-спортивное и оздоровительное,

3) социальное,

4) общеинтеллектуальное,

5) общекультурное.

 

В таких формах, как: кружки, художественные студии, спортив-ные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-лезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ФГОС ООО определяет, что формы организации образовательно-го процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рам-ках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Данные требования стандарта к организации внеурочной деятель-ности ставят перед общеобразовательным учреждением задачу само-стоятельно формировать содержание данного раздела.

Для обеспечения преемственности структуры ООП ООО с про-граммами начального, а затем и среднего общего образования реко-мендуем придерживаться структуры, определенной к соответствую-щему разделу в ФГОС НОО [5, п. 19.10] или ФГОС СОО [6, п. 18.3.2].

Так, ФГОС НОО [5, п. 19.10] определяет план внеурочной дея-тельности как организационный механизм реализации основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет ин-дивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через ор-ганизацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ор-ганизуется по направлениям развития личности, в том числе через формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответст-вии с выбором участников образовательного процесса.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, определяет:

– состав и структуру направлений,

– формы организации,

– объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом инте-ресов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. При этом объем часов, отводимых образовательным учреждением на реали-зацию программ курсов внеурочной деятельности, определяется в ФГОС НОО из расчета до 10 часов в неделю и составляет до 1350 часов за весь период освоения программы. Этот же подход к расчету приме-нен и в требованиях ФГОС СОО [6, п. 18.3.2], а, следовательно, может стать основанием расчета часов в плане внеурочной деятельности при проектировании ООП ООО. Образовательное учреждение, как от-мечается во всех текстах ФГОС общего образования, самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, при формировании плана внеуроч-ной деятельности разработчикам целесообразно учитывать, что он:

– является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования (наряду с учебным планом);

– направлен на обеспечение индивидуальных особенностей и по-требностей

– отражает все направления развития личности;

– определяет состав и структуру направлений, формы организа-ции, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения;

– при описании задач, выборе организационных и содержатель-ных моделей, создании условий, разработке программ реализации внеурочной деятельности образовательному учреждению целесооб-разно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образователь-ного стандарта общего образования»);

– внеурочная деятельность в образовательном учреждении долж-на соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в ос-новной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы;

– выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Разработка плана внеурочной деятельности осуществляется исхо-дя из реализуемой в рамках ООП ООО модели внеурочной деятель-ности. Методические рекомендации по выбору модели внеурочной деятельности в разных условиях образовательного процесса пред-ставлены в Инструктивно-методическом письме Министерства обра-зования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 года № 103/ 4286. Вопросы организации внеурочной деятельности частично рас-смотрены в разделе 3.1 Примерной программы «Базисный учебный план основного общего образования». Кроме того, существенную помощь при моделировании плана внеурочной деятельности может оказать пособие «Моделируем внеурочную деятельность обучаю-щихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеоб-разоват. учреждений / [Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Со-лодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. В данном пособии пред-ставлены базовые аспекты выбора общеобразовательным учрежде-нием моделей внеурочной деятельности как основания формирова-ния плана внеурочной деятельности. На основе предлагаемого при-мерного алгоритма проектирования плана внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение сможет разработать данный раз-дел ООП ООО, с учетом специфики данной школы.

При формировании и описании модели организации внеуроч-ной деятельности как организационного основания проектирования плана внеурочной деятельности, общеобразовательному учрежде-нию целесообразно руководствоваться принципами.

Одним из принципов, который положен в основу моделирования плана внеурочной деятельности образовательного учреждения, явля-ется направленность содержания, отвечающая образовательным за-просам обучающихся (их родителей). Это как раз та часть основной образовательной программы, которая должна формироваться всеми участниками образовательного процесса.

При разработке содержательной модели внеурочной деятельности образовательному учреждению целесообразно выбрать одну из предлагаемых. Первая модель – «Модель площадок» предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обу-чающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами образовательного учреждения разрабатывать-ся спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС основно-го общего образования. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности обучающихся. Программы следует раз-рабатывать с учетом их пролонгации на каждый год основной ступе-ни общего образования с учетом наличия площадок для их реализа-ции. При этом площадками могут являться специализированные ка-бинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и ком-плексы), музей, компьютерный класс, актовый зал, лаборатории и др. помещения образовательного учреждения, а также учреждения куль-туры, спорта, искусства города (поселка), промышленные, производ-ственные и другие учреждения и организации. В данном аспекте мо-дели акцентируется социальная направленность всех программ, ос-воение учеником среды жизнедеятельности через собственную прак-тику и восприятие. План внеурочной деятельности в рамках данной модели следует формировать исходя из количества сформированных в параллели групп.

Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по со-гласованию с обучающимися и/или родителями. Выбор программ может быть предоставлен школьникам по всем направлениям раз-вития личности. Модель может быть реализована в общеобразова-тельных учреждениях, в которых созданы соответствующие усло-вия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополни-тельного образования детей); школа обеспечена соответствующи-ми кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более. В условиях реализации модели с акцентом на вос-питывающую среду, а значит широкое привлечение социальных партнеров, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия. Большую роль при организации и реализации данной модели отводится местным органам самоуправления. Это связано, прежде всего, с тем, что именно на этом уровне могут быть достигнуты соглашения между различными ведомствами о поддержке программ внеурочной дея-тельности для школьников, о включении в муниципальные задания для учреждений дополнительного образования детей задания по развертыванию образовательных услуг, обеспечивающих програм-мы внеурочной деятельности при взаимодействии с общеобразова-тельными учреждениями.

Преимуществами данной модели являются:

- создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;

– обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);

– обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Организационное обеспечение внеурочной деятельности, реали-зуемой на основе «Модели площадок», может быть представлено в форме плана, модель которого приведена ниже (вариант 1).

Предлагаемая модель плана представляет собой таблицу, в кото-рой в системе отражены:

– все направления внеурочной деятельности (в соответствии с направлениями развития личности);

– наименования реализуемых в школе программ внеурочной дея-тельности (по отдельным направлениям развития личности или ин-тегрированных);

– количество групп, сформированных в каждой параллели в кон-кретный год реализации программы;

– количество часов, отводимых в каждой группе на освоение ка-ждого курса внеурочной деятельности;

– общее количество часов, отведенных на реализацию программ внеурочной деятельности в неделю, за год, за все годы освоения ООП ООО.

Кроме того, в данной модели плана предусмотрена краткая ха-рактеристика основных направлений внеурочной деятельности (по каждому направлению развития личности), которая включает: названия, формы, цели каждого курса, количество часов, особен-ности учебно-методического комплекса и/или особенности кон-тингента обучающихся, чьи интересы и потребности реализуются данными программами. Целесообразность включения в план вне-урочной деятельности такой обобщенной характеристики реали-зуемых программ позволит, в рамках организационного раздела, объяснить, почему именно такое содержание представлено в пла-не внеурочной деятельности, акцентировать внимание на его воз-можностях в обеспечении результатов личностных и метапред-метных результатов освоения ООП ООО, дать общее представле-ние о содержании внеурочной деятельности, реализуемой в рам-ках выбранной «Модели площадок».

Вторая модель внеурочной деятельности – «Модель проектов» основана соответственно на использовании метода проектов. Со-держательные аспекты модели выбираются в соответствии с ос-новными направлениями развития личности, традициями образо-вательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реа-лизации программ внеурочной деятельности. Программы вне-урочной деятельности в рамках данной модели носят характер проектов. Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности при возможном выделении наи-более акцентированных. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, сорев-нования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления ре-зультатов (презентации результатов проектов на родительских со-браниях, педагогических советах, стенная газета, оформление специального стенда и др.).


Таблица 2.38

Вариант 1.

Модель плана внеурочной деятельности основной образовательной программы

основного общего образования ООП ООО общеобразовательного учреждения («Модель площадок»)

Направление внеурочной деятельности Наимено-вание реа-лизуемой програм-мы Классы по годам реализации программы
гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 1 гр. 2 гр. 3
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Общеинтеллектуальное                                
                               
Общекультурное                                
                               
Социальное                                
                               
Духовно-нравственное                                
                               
Физкультурно-спортивное и оздоровительное                                
                               
Всего за неделю                                
Всего за год (из расчета 34 недели)                                
ИТОГО за 5 лет по группе                                
ВСЕГО за 5 лет                                

 

2. Характеристика основных направлений внеурочной деятельности (по каждому направлению развития личности: названия, формы, цели каждого курса, количество часов, УМК).


Организационной особенностью модели является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Время для реализации проектов определяется в зависимости от со-держательного наполнения проектов, а также тем обстоятельством, что реализация проектов в основной школе должна рассчитываться с учетом особенностей учебной мотивации школьников данного воз-раста. Предлагаемая модель может быть реализована как в отдель-ный год обучения школьников, так и спроектирована в целом на всю ступень общего образования с учетом необходимости достижения школьниками различных уровней результатов. Модель предусматри-вает ее реализацию в рамках обучающихся, классов (или групп, сформированных внутри них).

Преимуществом модели является то, что она может быть реализо-вана в любых условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для раз-личных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изуче-нием предметов). В рамках данной модели обеспечивается включен-ность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей вне-урочной деятельности.

Организационное обеспечение внеурочной деятельности, реали-зуемой на основе «Модели проектов», может быть представлено в форме плана, модель которого отражает ее содержательные особен-ности (вариант 2):

– включает все направления внеурочной деятельности (в соот-ветствии с направлениями развития личности);

– содержит наименования всех реализуемых в рамках ООП ООО программ внеурочной деятельности (по отдельным направлениям развития личности или интегрированных);

– включает количество классов, сформированных в каждой па-раллели в конкретный год реализации программы;

– содержит расчет количества часов, отводимых в каждом классе на освоение каждого курса внеурочной деятельности;

– включает общее количество часов, отведенных на реализацию программ внеурочной деятельности в неделю, за год, за все годы ос-воения ООП ООО.

Кроме того, в данном варианте плана, как и в «Модели площадок» также предусмотрена краткая характеристика основных направлений внеурочной деятельности.


 

 

Таблица 2.39

Вариант 2.

Модель плана внеурочной деятельности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.