Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На ступени основного общего образования






№ п/п Направление воспитания и социализации обучающихся Содержание деятельности Виды и формы деятельности
урочная внеурочная внешкольная
1. Воспитание граждан-ственности, патрио-тизма, уважения к пра-вам, свободам и обя-занностям человека • общее представление о поли-тическом устройстве россий-ского государства, его инсти-тутах, их роли в жизни обще-ства, о символах государства, их историческом происхожде-нии и социально-культурном значении, о ключевых ценно-стях современного общества России; • системные представления об институтах гражданского об-щества, их истории и совре-менном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих об-щественный порядок; • осознание конституционного долга и обязанностей гражда-нина своей Родины; • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о един-стве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечест-венной истории; • негативное отношение к на-рушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязан-ностей, к антиобщественным действиям, поступкам Освоение про-грамм учебных предметов предметной об-ласти «Общест-венно-научные предметы», ис-пользование ме-тода учебных ситуаций; ис-пользование за-даний, разви-вающих регуля-тивные и позна-вательные УУД Участие в бесе-дах, сюжетно-ролевых играх, просмотры ки-нофильмов, уча-стие в творче-ских конкурсах, фестивалях, праздника, уча-стие в подготов-ке и проведении мероприятий, посвященных государствен-ным праздни-кам, сюжетно-ролевые игры на местности Экскурсии, туристско-краеведческие экспедиции путешествий по историче-ским и памят-ным местам г. Челябинска, посильное участие в со-циальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организация-ми
2. Воспитание социаль-ной ответственности и компетентности • осознанное принятие роли гражданина, знание граждан-ских прав и обязанностей, приобретение первоначально-го опыта ответственного граж-данского поведения; • усвоение позитивного соци-ального опыта, образцов по- ведения подростков и молоде-жи в современном мире; • освоение норм и правил обще-ственного поведения, психоло-гических установок, знаний и навыков, позволяющих обу-чающимся успешно действовать в современном обществе; • приобретение опыта взаимо-действия, совместной деятель-ности и общения со сверстни-ками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным соци-альным окружением в процес-се решения личностных и об-щественно значимых проблем; • осознанное принятие основ-ных социальных ролей, соот-ветствующих подростковому возрасту: – социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы); – социальные роли в классе: лидер – ведомый, партнер, инициатор, референтный в оп-ределенных вопросах, руково-дитель, организатор, помощ-ник, собеседник, слушатель; – социальные роли в обществе: гендерная, член определенной социальной группы, потреби-тель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.; • формирование собственного конструктивного стиля обще-ственного поведения использование на уроках раз-личных учебных ситуаций (си-туация-проблема, си-туация-оценка и др.), направлен- ных не развитие коммуникатив-ных и регуля-тивных УУД   Сюжетно-ролевые проек-ты, использова-ние ИКТ для ре-конструирова-ния определен-ных ситуаций, имитирующих социальные от-ношения в ходе проектов; де-журство и рабо-ты (самоуправ-ление, участие в принятии реше-ний руководя-щих органов об-разовательного учреждения и др.) в школе социальные проекты – практические разовые меро-приятия или организации систематиче-ских про- грамм, ре-шающих кон-кретную со-циальную проблему го-родского или сельского по-селения  
3. Воспитание нравствен-ных чувств, убеждений, этического сознания • сознательное принятие базо-вых национальных российских ценностей; • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к ге-роическому прошлому и на-стоящему нашего Отечества; желание продолжать героиче-ские традиции многонацио-нального российского народа; • понимание смысла гуманных отношений; понимание высо-кой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; • понимание значения религи-озных идеалов в жизни чело-века и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их незави-симо от внешнего контроля; • понимание значения нравст-венно-волевого усилия в вы-полнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и до-водить начатое дело до конца; • умение осуществлять нравст-венный выбор намерений, дей-ствий и поступков; готовность к самоограничению для дос- тижения собственных нравст-венных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовос-питания; • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личност-ного и социального развития, продолжения рода; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, про-явлениям эгоизма и иждивен-чества, равнодушия, лицеме-рия, грубости, оскорбитель-ным словам и действиям, на-рушениям общественного по-рядка Освоение про-грамм учебных предметов предметной об-ласти «Общест-венно-научные предметы», учебного пред-мета «Основы духовно-нрав- ственной куль-туры народов России». Ис-пользование ме-тодов коллек-тивного проек-тирования; учебного со-трудничества, использование заданий, разви-вающих регуля-тивные, комму-никативные УУД   Участие в пред-метных дека-дах/неделях; участие в олим-пиадах, конкур-сах, викторинах, акциях; общест-венно полезном труде в помощь школе, проведе- ние бесед о се-мье, о родителях и прародителях, открытых се-мейных празд-ников, выполне-ния и презента-ции совместно с родителями творческих про-ектов, проведе-ния других ме-роприятий, рас-крывающих ис-торию семьи, воспитывающих уважение к старшему поко-лению, укреп-ляющих преем-ственность меж-ду поколениями   Подготовка и участие в об-щественно-значимых ак-циях; общест-венно полез-ном труде в помощь горо-ду, селу, род-ному краю, добровольное участие в де-лах благотво-рительности, милосердия, в оказании помощи нуж-дающимся, заботе о жи-вотных, жи-вых сущест-вах
4. Воспитание экологиче-ской культуры, куль-туры здорового и безо-пасного образа жизни • присвоение эколого-культур-ных ценностей и ценностей здоровья своего народа, наро-дов России как одно из на-правлений общероссийской гражданской идентичности; • умение придавать экологиче-скую направленность любой деятельности, проекту, демон-стрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; • понимание взаимной связи здоровья, экологического ка-чества окружающей среды и экологической культуры чело-века; • осознание единства и взаи-мовлияния различных видов здоровья человека: физическо-го (сила, ловкость, выносли-вость), физиологического (ра-ботоспособность, устойчи-вость к заболеваниям), психи-ческого (умственная работо-способность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способ-ность справиться со стрессом, качество отношений с окру-жающими людьми); репродук-тивное (забота о своем здоро-вье как будущего родителя); духовного (иерархия ценно-стей); их зависимости от эко-логической культуры, культу-ры здорового и безопасного образа жизни человека; • интерес к прогулкам на при-роде, подвижным играм, уча-стию в спортивных соревнова-ниях, туристическим походам, занятиям в спортивных секци-ях, военизированным играм; • представления о факторах окружающей природно-соци-альной среды, негативно влияющих на здоровье челове-ка; способах их компенсации, избегания, преодоления; • способность прогнозировать последствия деятельности че-ловека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов рис-ка на здоровье человека; • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окру-жающей среды, биоразнообра-зия, экологическую безопас-ность; • осознание социальной зна-чимости идей устойчивого развития; готовность участво-вать в пропаганде идей обра-зования для устойчивого раз-вития; • знание основ законодатель-ства в области защиты здоро-вья и экологического качества окружающей среды и выпол-нение его требований; • овладение способами соци-ального взаимодействия по вопросам улучшения экологи-ческого качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего про-свещения населения; • профессиональная ориента-ция с учетом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого разви-тия общества; • развитие экологической гра-мотности родителей, населе-ния, привлечение их к органи-зации общественно значимой экологически ориентирован-ной деятельности; • устойчивая мотивация к вы-полнению правил личной и об-щественной гигиены и санита-рии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успеш-ной социализации; • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно- гигиенических мероприятиях, экологическом туризме; • резко негативное отношение к курению, употреблению ал-когольных напитков, наркоти-ков и других психоактивных веществ (ПАВ); • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропа-гандирующим курение и пьян-ство, распространяющим нар-котики и другие ПАВ Освоение про-грамм учебных предметов «Тех-нология», «Фи-зическая куль- тура», «Основы безопасности и жизнедеятельно-сти», «Биоло-гия». Беседы, рассказы, мини-лекции, рефера-ты на уроках, физминутки, ди-намические пау-зы с использова-нием ИКТ, ин-структажи   Проведение бе-сед, тематиче-ских игр, теат-рализованных представлений для младших школьников, сверстников, на-селения, бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями. Проведение школьного эко-логического мо-ниторинга, практических дел, экологиче-ских акций, ро-левых игр, школьных кон-ференций Краеведче-ская, поиско-вая, экологи-ческая работа в местных и дальних тури-стических по-ходах и экс-курсиях, пу-тешествиях и экспедициях по территории Челябинской области. Уча-стие на доб-ровольной ос-нове в дея-тельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятий, проводимых обществен-ными эколо-гическими ор-ганизациями г. Челябинска и др. муници-пальных тер-риторий Че-лябинской об-ласти. Занятость учащихся в спортивных секциях горо-да: дзюдо, гандбол, гим-настика и ак-робатика, футбол, лыжи, фигурное ка-тание, плава-ние и др.  
5. Воспитание трудолю-бия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • осознание нравственных ос-нов образования; • осознание важности непре-рывного образования и само-образования в течение всей жизни; • осознание нравственной при-роды труда, его роли в жизни человека и общества, в соз-дании материальных, социаль-ных и культурных благ; знание и уважение трудовых тради-ций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; • умение планировать трудо-вую деятельность, рациональ-но использовать время, ин-формацию и материальные ре-сурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реали-зации учебных и учебно-трудовых проектов; • сформированность позитив-ного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельно-сти, общественно полезным делам, умение осознанно про-являть инициативу и дисцип-линированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; • готовность к выбору профиля обучения на следующей сту-пени образования или профес-сиональному выбору в случае перехода в систему профес-сионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профес-сий, в системе профессиональ-ного образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспек-тивой, получать дополнитель-ные знания и умения, необхо-димые для профильного или профессионального образова-ния); • бережное отношение к ре-зультатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, лич-ным вещам; поддержание чис-тоты и порядка в классе и школе; готовность содей- ствовать в благоустройстве школы и ее ближайшего окру-жения; • общее знакомство с трудо-вым законодательством; • нетерпимое отношение к ле-ни, безответственности и пас-сивности в образовании и тру-де Освоение про-граммы учебных предметов раз-личных пред-метных областей с включением в урочную дея-тельность про-ектной, различ-ные учебные си-туации, рефера-тивные работы на тему значи- мости профес-сий различного рода. Дискуссии, дебаты   Участвуют в конкурсах науч-но-фантасти-ческих проектов, вечеров неразга-данных тайн. Участие в олим-пиадах по учеб-ным предметам, изготовление учебных посо-бий для школь-ных кабинетов, руководство техническими и предметными кружками, по-знавательными играми обучаю-щихся младших классов. Беседы, встречи, конференции с целью знакомст-ва с профессио-нальной деятель-ностью и жиз-ненным путем своих родителей и прародителей. Участие в раз-личных видах общественно по-лезной деятель-ности на базе школы и взаимо-действующих с ней учреждений дополнительного образования, других социаль-ных институтов. Участие в сю-жетно-ролевых экономических играх, посредст-вом создания иг-ровых ситуаций по мотивам раз-личных профес-сий, проведения внеурочных ме-роприятий (праздники тру-да, ярмарки, кон-курсы, города мастеров, органи-зации детских фирм и т. д.). Участие во встречах и бесе-дах с выпускни-ками своей шко лы, знакомство с биографиями выпускников, показавших дос-тойные примеры высокого про-фессионализма, творческого от-ношения к труду и жизни. Учатся творче-ски и критиче-ски работать с информацией: целенаправлен-ный сбор ин-формации, ее структурирова-ние, анализ и обобщение из разных источни-ков (в ходе вы-полнения ин-формационных проектов) Ведение дневников экскурсий, походов, на-блюдений по оценке окру-жающей сре-ды. Участие в экскурсиях на промышлен-ные и сель-скохозяйст- венные пред-приятия, в на-учные органи-зации, учреж-дения культу-ры г. Челя-бинска, Челя-бинской об-ласти, в ходе которых зна-комятся с раз-личными ви-дами труда, с различными профессиями. Участие в различных видах общест-венно полез-ной деятель-ности на базе школы и взаимодейст-вующих с ней учреждений дополнитель-ного образо-вания, других социальных институтов г. Челябинска, Челябинской области  
6. Воспитание ценностно-го отношения к пре-красному, формирова-ние основ эстетической культуры (эстетиче-ское воспитание) • ценностное отношение к прекрасному, восприятие ис-кусства как особой формы по-знания и преобразования мира; • эстетическое восприятие предметов и явлений действи-тельности, развитие способно-сти видеть и ценить прекрас-ное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; • представление об искусстве народов России Освоение про-граммы учебных предметов Изо-бразительное искусство», «Музыка», «Технология» с включением в урочную дея-тельность про-ектную деятель-ность, дискус-сии, дебаты Участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка Экскурсионно-краеведческая деятельность, внешкольные мероприятия, включая шеф-ство над па-мятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной му-зыки, художе-ственных мас-терских, теат-рализованных народных яр-марок, фести-валей народно-го творчества, тематических выставок
             

Разработчикам ООП ООО следует дополнить содержание каждо-го из этапов описанием соответствующей деятельности, совместно осуществляемой с выбранным предприятием, общественной органи-зацией.

В данный раздел Программы необходимо включить и описать практику построения общественных отношений с различными соци-альными группами и людьми с разными социальными статусами, что позволит дать обучающемуся представление об общественных цен-ностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения.

Основные формы организации педагогической поддержки со-циализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям соци-ального воспитания.

Акцентируем внимание на том, что данную Программу следует осуществляется через урочную и внеурочную формы, а также через различные формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации яв-ляются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познава-тельной деятельности, социализация обучающихся средствами об-щественной и трудовой деятельности [1, с. 249]. Примечательно, что во все формы организации могут быть включены родители или за-конные представители обучающегося, а также учреждения культуры, представители общественных организаций и другие квалифициро-ванные специалисты из значимых профессиональных областей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.