Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основного общего образования






На первом этапе проектирования происходит определение цели, задач программы, описании ее роли в реализации требований стан-дарта.

Цель программы связана с определением целей образования, учи-тывающих государственные, социальные и личностные потребности и

интересы. Процессы глобализации, информатизации, ускорения вне-дрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и по-явления новых профессий выдвигают требования повышенной про-фессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые со-циальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. В связи с этим приоритетным направлением является обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стан-дартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспи-тательного процессов общеобразовательной организации, являются сквозным компонентом, отраженным в следующих частях основной образовательной программы образовательного учреждения:

– пояснительная записка;

– планируемые результаты освоения обучающимися основной об-разовательной программы основного общего образования;

– система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образова-ния;

– программы отдельных учебных предметов, курсов;

– программа воспитания и социализации обучающихся на ступе-ни основного общего образования;

– программа коррекционной работы;

– учебный план.

Цель программы представлена в п. 2.1. «Программа развития уни-версальных учебных действий на ступени основного общего образо-вания» Примерной основной образовательной программы образова-тельного учреждения (основная школа).

Цель программы развития универсальных учебных действий ос-новного общего образования: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствова-нию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потен-циала общего среднего образования.

Необходимо соотнести ведущие целевые установки и ожидаемые результаты, которые получат обучающиеся в результате изучения всех без исключения предметов основной школы (п. 1.2.2. «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» Примерной основной образовательной программы основного общего образова-ния) с целью и планируемыми результатами освоения программы развития универсальных учебных действий.

Задачи программы сформулированы в п. 2.1. «Программа разви-тия универсальных учебных действий на ступени основного общего образования» ПООП ООО. Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет:

– цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по раз-витию универсальных учебных действий в основной школе, описа-ние основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной дея-тельности обучающихся по развитию УУД;

– планируемые результаты усвоения обучающимися познаватель-ных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимо-связь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

– ценностные ориентиры развития универсальных учебных дей-ствий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

– основные направления деятельности по развитию УУД в ос-новной школе, описание технологии включения развивающих за-дач как в урочную, так и во внеурочную деятельность обучаю-щихся;

– условия развития УУД;

– преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образо-ванию.

Описание места и роли программы развития универсальных учебных действий на ступени основного образования в реализации требований Стандарта представлено в п. 2.1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Второй этап проектирования программы начинается с определе-ния понятий и функций, состава и характеристик универсальных учебных действий. Фундаментальное ядро содержания общего об-разования (раздел «Универсальные учебные действия») раскрывает основные понятия (универсальные учебные действия; личностные, метапредметные: регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) необходимые для реализации ключевых целей образования.

Функции универсальных учебных действий представлены в «Фундаментальном ядре содержания общего образования (раздел «Универсальные учебные действия»).

С характеристиками универсальных учебных действий (личност-ных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в полной мере можно ознакомиться в разделе «Универсальные учебные дейст-вия» нормативного документа «Фундаментальное ядро содержания общего образования»). Состав универсальных учебных действий представлен в п. 1.2.3 «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ»; п. 1.2.3.1 «Формирование универ-сальных учебных действий» Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Особенностью содержания современного основного общего обра-зования является не только ответ на вопрос, что обучающийся дол-жен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универ-сальных учебных действий в личностных, коммуникативных, позна-вательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Способы деятельности, составляющие содержание Программы развития универсальных учебных действий являются надпредмет-ными, поэтому формируются средствами всех учебных предметов. Программа развития универсальных учебных действий дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной дея-тельности.

Решение задачи развития универсальных учебных действий в ос-новной школе происходит не только на занятиях по отдельным учеб-ным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультати-вов, кружков, элективов).

Связь универсальных учебных действий с содержанием от-дельных учебных предметов реализуется через общую направлен-ность на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО; целеполагание, которое конкретизирует общие цели основ-ного общего образования; личностные, метапредметные результа-ты освоения конкретного учебного предмета, курса; общую харак-теристику учебного предмета, курса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Эти взаимосвязи можно изу-чить в разделе 2.2 «Программа отдельных учебных предметов, курсов» ПОО ООО в частности в п. 2.2.1 «Общие положения» и п. 2.2.2 «Основное содержание учебных предметов на ступени ос-новного общего образования». При этом общеобразовательная ор-ганизация в рамках части формируемой участниками образова-тельного процесса (30%) должна показать преемственность связей УУД с конкретным содержанием отдельных учебных предметов, курсов в ООП НОО и ООП ООО.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебно-го действия определяется его отношением с другими видами учеб-ных действий и общей логикой возрастного развития, которые фор-мируются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на формирование личност-ных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универ-сальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Связь универсальных учебных действий с внеурочной и внешкольной деятельностью сформулирована в п. 2.3.1 ПООП ООО, и реализуется через цель и задачи воспитания и социализации обучающихся, виды и формы за-нятий по духовно-нравственному развитию, планируемые результа-ты реализации программы (в части оценки личностных достижений, включая мониторинговые исследования и портфель достижений), конкретизированные в соответствии со спецификой образовательно-го учреждения.

Отдельные компоненты универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса реализуются через системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование го-товности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектиро-вание и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятель-ность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Типовые задачи применения универсальных учебных действий частично представлены в п. 2.1 «Технологии развития универсаль-ных учебных действий» ООП ООО, более подробно рассмотрены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основ-ной школе: от действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова в котором дано описание основных видов УУД, путей их формирова-ния с учетом возрастных особенностей учащихся, представлены ос-новные типы заданий направленных на развитие и оценку УУД (таб-лица 2.17).


 

 

Таблица 2.17






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.