Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные и методические основания проектирования общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования






В условиях перехода общеобразовательных учреждений на феде-ральный государственный образовательный стандарт общего образо-вания, определивший новые подходы к качеству образования, реаль-ным механизмом обеспечения достижения каждым учащимся этого современного качества общего образования является основная обра-зовательная программа основного общего образования общеобразо-вательного учреждения. При проектировании ООП ООО общеобра-зовательному учреждению необходимо руководствоваться норма-тивными основаниями.

Такими нормативными основаниями разработки основной обра-зовательной программы основного общего образования, являются для общеобразовательного учреждения Федеральный закон «Об об-разовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанав-ливает, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравствен-ных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, вы-сокой культуры межличностного и межэтнического общения, овла-дение основами наук, государственным языком Российской Федера-ции, навыками умственного и физического труда, развитие склонно-стей, интересов, способности к социальному самоопределению). Реализация этих целей на уровне общеобразовательного учреждения осуществляется посредством образовательной программы.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет образо-вательную программу как комплекс основных характеристик обра-зования (объем, содержание, планируемые результаты), организаци-онно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который пред-ставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, ра-бочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [2, с. 3].

Важным для понимания статуса ООП ООО является статья 12 Федерального закона. В ней акцентируется внимание, что именно образовательная программа определяет содержание образования со-ответствующего уровня. Образовательная программа основного общего образования, наряду с образовательными программами на-чального и среднего общего образования относится к основным об-щеобразовательным программам. В содержании статей 12 и 28 Фе-дерального закона «Об образовании в РФ» необходимо выделить по-ложения, что разработка и утверждение образовательных про-грамм отнесены к компетенции образовательной организации (уч-реждения), которое разрабатывает данный локальный нормативный акт в соответствии с федеральными государственными образова-тельными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Необходимо обратить внимание разработчиков ООП ООО в об-щеобразовательном учреждении, что при использовании в процессе ее проектирования Примерной основной образовательной програм-мы нужно понимать, что ФЗ-273 «Об образовании в РФ» определяет статус данных материалов как учебно-методическую документацию, определяющую «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образова-тельной программы, примерные условия образовательной деятельно-сти, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания госу-дарственных услуг по реализации образовательной программы».

При проектировании основной образовательной программы ос-новного общего образования, выбора форм и технологий ее реализа-ции руководителям общеобразовательных учреждений важно пони-мать возможности, предоставленные Федеральным законом «Об образовании в РФ» для обеспечения реализации образователь-ных программ [2, с. 17]:

«1. Образовательные программы реализуются организацией, осу-ществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются раз-личные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применять-ся форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответст-вующих образовательных технологий».

Стоит обратить внимание руководителей общеобразовательных уч-реждений, что в соответствии со статьей 92 Закона государственная ак-кредитация образовательной деятельности проводится по основным об-разовательным программам, реализуемым в соответствии с федераль-ными государственными образовательными стандартами. При этом це-лью государственной аккредитации образовательной деятельности яв-ляется подтверждение соответствия федеральным государственным об-разовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в конкретном общеобразовательном учреждении (организации).

Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части требований к основным общеобразовательным программам, в целом, и ООП ООО, в частности, определяет нормативные требова-ния к их структуре, содержанию и результатам реализации, а также объем полномочий и ответственности общеобразовательных учреж-дений при их разработке и выполнении.

Федеральные государственные образовательные стандарты обще-го образования, как совокупность обязательных требований к обра-зованию определенного уровня (ст. 2 Федерального закона «Об обра-зовании в РФ»), конкретизируют для общеобразовательных учреж-дений требования к основным образовательным программам обще-го образования, в том числе основного.

ФГОС ООО, как часть федеральных государственных образователь-ных стандартов общего образования, является, таким образом, основ-ным механизмом проектирования на уровне школы содержания образо-вания, обеспечивающего современное его качество. Важно отметить, что именно степень соответствия подготовки обучающихся федераль-ным государственным образовательным стандартам образования опре-делена в Законе как комплексная характеристика качества общего об-разования [2, с. 3], а потому роль основных образовательных программ, в целом, и ООП ООО, в частности, в обеспечении школой необходимо-го качества образования является определяющей.

При проектировании основной образовательной программы ос-новного общего образования необходимо учитывать, что ФГОС ООО направлен на обеспечение:

1) формирования российской гражданской идентичности обу-чающихся;

2) единства образовательного пространства Российской Федера-ции;

3) сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реали-зации права на изучение родного языка, возможности получения ос-новного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

4) доступности получения качественного основного общего обра-зования;

5) преемственности основных образовательных программ началь-ного общего, основного общего, среднего общего, профессионально-го образования;

6) духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

7) развития государственно-общественного управления в образо-вании;

8) формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагоги-ческих работников, образовательных учреждений, функционирова-ния системы образования в целом;

9) условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

В связи с этим ФГОС ООО включает в себя требования:

1) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

2) к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соот-ношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

3) к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

При этом требования к результатам, структуре и условиям освое-ния основной образовательной программы основного общего обра-зования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обу-чающихся на ступени основного общего образования, включая обра-зовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего об-разования для дальнейшего развития обучающихся.

ФГОС ООО определяет требования к структуре основной образо-вательной программы основного общего образования образователь-ного учреждения (пп. 13–18).

В соответствии с этими требованиями общеобразовательное уч-реждение самостоятельно разрабатывает и реализует основную обра-зовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО ОУ).

При разработке ООП ООО общеобразовательному учреждению необходимо соблюдать нормативные требования к ее структуре и содержанию. Разработанная и реализуемая в общеобразовательном учреждении ООП ООО:

1) утверждается образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учрежде-ния, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

2) должна соответствовать типу и виду образовательного учреж-дения и быть преемственной по отношению к основной образова-тельной программе начального общего образования;

3) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного об-щего образования;

4) направлена на формирование общей культуры, духовно-нрав-ственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физи-ческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

5) реализуется через урочную и внеурочную деятельность с со-блюдением требований государственных санитарно-эпидемиологи-ческих правил и нормативов;

6) внеурочная деятельность организуется по направлениям разви-тия личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультур-ное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортив-ные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-лезные практики, военно-патриотические объединения;

7) формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования опреде-ляет образовательное учреждение;

8) по структуре должна содержать три раздела: целевой, содер-жательный и организационный; структура и содержание каждого раздела должны соответствовать требованиям пп. 14–18 ФГОС ООО;

9) по содержанию включает обязательную часть и часть, форми-руемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном;

10) обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, фор-мируемая участниками образовательного процесса, – 30% от ее об-щего объема.

11) должна обеспечивать достижение обучающимися планируе-мых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, уста-новленными ФГОС ООО (пп. 8–12).

ФГОС ООО является основой для разработки системы объектив-ной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

ФГОС ООО введен в действие приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 09 июля 2012 г. № 01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобра-зовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 года» определен список общеобразовательных учреждений, перехо-дящих на этот стандарт с 01 сентября 2012 года. Приказом Мини-стерства образования и науки Челябинской области «Об утвержде-нии плана действий по модернизации общего образования в Челя-бинской области на 2011–2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 05 октября 2010 г. № 02-600 определено, что обязательный переход общеобразовательных учреждений на ФГОС ООО начнется с 01 сен-тября 2015 года, что не исключает для них возможности и даже не-обходимости ранее установленного срока разрабатывать и присту-пать к реализации основных образовательных программ основного общего образования.

Для методического обеспечения на региональном уровне введе-ния ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Министерст-вом образования и науки Челябинской области подготовлено инст-руктивно-методическое письмо от 20 августа 2012 г. № 24/6142 «Об организации в 2012–2013 учебном году образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, реализующих основную образовательную программу основного об-щего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».

В целом, Федеральный закон «Об образовании в РФ», федераль-ный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представленные распорядительные и инструктивно-методические документы регионального уровня определяют для об-щеобразовательного учреждения нормативные требования разра-ботки основной образовательной программы основного общего об-разования, а также раскрывают возможности и механизмы ее реали-зации с учетом специфики конкретного образовательного учрежде-ния.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.